Так и недочитанный русский классик...

Станислав Климов
     Весной 1986 годы я, выпускник речного училища, поехал на пять лет в славный портовый город Ростов-на-Дону отрабатывать потраченные на моё обучение и содержание государством денежные средства, во всяком случае нам так преподносили отцы-командиры. Ну и ладно, молодость, свобода, романтика, хорошая зарплата и все вытекающие отсюда последствия её траты на себя, любимого. А куда тратить, если я не пью, даже, пиво, не курю, уже пять лет, только сладости люблю с детства, потому, что их в этом самом детстве и не хватало по причине скромного заработка моих родителей. А, да, забыл самое главное, ещё в первом классе мой любимый учитель научил меня правильно читать. Да, да, именно правильно! Я не ошибся. И тем самым увлек в чтение на всю оставшуюся жизнь. Ну и конечно, молодой человек девятнадцати лет отроду на "заре перестройки" относит себя на все сто пятьдесят процентов к великой читающий нации - советской...

     Работа дноуглубителя, члена экипажа земснаряда, позволяет посещать донские хутора и станицы, рядом с которыми мы разрабатываем перекаты, находясь в одном, определённом планом, месте по нескольку недель. Сладостей-то хочется, вот на берег и ездим, плавмагазин только раз в месяц приходит, после зарплаты, а печеньку к чаю или карамельку все ещё растущему молодому организму хочется ежедневно...

     А здесь, на Нижнем Дону, что ни станица, то история казачества - Раздорская, Мелиховская, Пухляковская, Кочетовская и им подобные. Так и имена их почетных жителей на слуху - Анатолий Калинин, Виталий Закруткин и другие. И соответственно в каждом центральном "Сельмаге" отдельная полка с их книгами. За полнавигации на моей книжной полочке, что в каюте над кроватью и появились все книги этих самых знаменитостей. Зачитываюсь и вспоминаю некоторые фильм из черно-белого домашнего телика, думаю о том, как нелегко казакам жилось, елось и пилось и как хорошо воевалось, стрелялось и рубалось. Не стану злоупотреблять вашим вниманием, названия у старшего поколения должны быть на слуху...

     Но суть-то не в них...

     Начало октября, по берегам ивовые и тополевые листочки под дуновение тёплого ветерка все ещё  шелестят веселым изумрудом, вода сине-коричневая, более-менее тёплая, благодать.
     - Стас, нас теперь командного состава пятеро, поэтому каждый получает неделю отгулов ежемесячно и может уезжать домой, колпит в эти дни ему не светит, питаться надо за свой счёт, - как-то командир земснаряда заходит ко мне на вахту и выдаёт такую новость.
     Я не задумываясь и отвечаю:
     - Ну и хорошо, Александрыч, - улыбаясь во все тридцать два белых зуба, - моя невеста поступила учиться в Москву, к ней и поеду, полгода не виделись. Когда можно собираться?
     Он как-то опешил, не ожидал, наверное, что я так резко среагирую и захочу уехать. Взял паузу, перекатывает "дизельное масло" в голове, как поступить. Спустя пару минут поглядывания в бинокль на берег, выдаёт:
     - Можешь через пару дней ехать...

     Спустя несколько дней я в поезде Новороссийск - Москва еду к любимой девушке, студентке первого курса МИСИ, в который мечтал поступить один шлифовщик из лучшего на мой взгляд альбома Владимира Кузьмина "Пока не пришёл понедельник", как раз того самого года выпуска...

     Моя Ольгунька сменила имидж, став настоящей столичной студенткой, совсем не похожей на ту одноклассницу, с которой расстался в мае. Похорошела, повзрослела и раскрепостилась, модно и стильно одета. Завела кучу знакомых в своей среде и соответственно старается им подражать. Московская молодёжь во все времена отличалась от молодёжи всей остальной части страны. У моей невесты и интересы стали столичными...

      Мы много с ней гуляем вечерами, ходим по кафе и кинотеатрам, она пытается меня модно одеть в знаменитых магазинах с названиями столиц братских социалистических стран - "Будапешт", "Бухарест", "Лейпциг" и тому подобных...

     А меня все тянет по книжным магазинам, киоскам и прилавкам. Так с ней и забредаем однажды в огромный магазин на Калининском проспекте.
     - А ты что читаешь по вечерам? - спрашивает Оля, заметив мой интерес к книгам.
     - Мне понравились писатели донские, все, что было в хуторах, скупил, перечитал. Вот, думаю, перейти на американские детективы, - и киваю на прилавок с Чейзом.
     - Перестань, глупости все эти американские детективы. В столичной молодёжной среде сейчас ходят и зачитываются до дыр пока ещё подпольные издания "Дети Арбата" Рыбакова и "Мастер и Маргарита" Булгакова, вот классные книжки.
     И тут она замечает на прилавке Булгакова в тонкой мягкой обложке, кивает мне:
     - Купи, не пожалеешь. Видимо, разрешили издать...

     Думаю, раз моя продвинутая невеста посоветовала, почитаю. Купил, жду не дождусь, когда буду один и ознакомлюсь с некогда запрещенной литературой...

     После первой же вахты, по приезду из Москвы, беру книгу и открываю. Аж, трепещу, думая, раз была запрещена, ходила подпольными путями к читателю, значит, что-то суперское. Страничка... Три... Пять...
Откладываю, недоумевая, что за хрень. Не нравится и все тут!..

     Ладно, делаю себе скидку, что не отошёл от встречи со столицей и Олей, моей невестой. Суета московская не понравилась, голова от неё к вечеру гудела. Ноги уставали и хотелось тишины. Бывает, с непривычки, но мне всего-то девятнадцать! Молодой, современный, чем я хуже столичных "мажоров"? Ничем, чуть позже прочту...

     Через неделю-две успокоился, вошёл в ритм вахта-камбуз-каюта-вахта, за бортом уже слегка холодает, не искупаешься. Ночи темнущие, свободного времени вагон, захожу в каюту и ложусь на диван. Взгляд упирается в полку с книгами, нахожу её. Думаю, попробую ещё раз, может, понравится. Страничка... Пять... Десять... Пятнадцать... Да ни хрена не вставляет! Чушь какая-то, особенно после жизненных донских повестей и романов! И что эта московская молодежь в ней нашла? Бережно поставил на полку со словами самому себе:
     - Ладно, парень, видимо, ты не дорос ещё до такого знаменитого и любимого всеми русского шедевра. Подожди до зимы...

     А зимой, в отпуске, дома у мамы и отчима, совсем иное чтиво, от которого я не могу оторваться до утра, пока они на работу не встают. Мама по блату, в обход большущей очереди в библиотеке на эти произведения, приносит мне Стендаля и Ги Де Мопассана, с их классными любовными эротическими романами. Вот это чтиво!..

     Весной я повзрослел на целый год и в самом начале следующей навигации попытался ещё раз взяться за Булгакова. К тому времени он был на слуху, даже, в провинции, правда, пока недосягаем знаменитым своим  произведением для широкого круга читателей...

     - Ну, что, Михаил Александрович, попытка номер три, - беру книгу и укладываюсь на диван, только в другой каюте и на другом земснаряде, и, кстати, с повышением в должности...

     Страничка... Десять... Двадцать... Дохожу до двадцать седьмой и ничего не понимаю. Плююсь и матерюсь в полголоса. Ну, не вставляет и все тут!!! Не нравится мне эта книга!!! Не понимаю я её!!! Блин, деревня пупкино, лучше, все-таки, Чейза почитаю, спать неохота...

     Так, пристраивась к великому произведению Булгакова три раза, я не смог его одолеть. Не проникся я в него, а он не зацепил меня...

     Потом пошли иные книги, иные заботы и переезжая несколько раз с судна на судно и из квартиры в квартиру, книга затерялась среди других, коих у меня скопилось очень много. Но я так больше и не вспомнил про неё...

     Это сейчас, спустя более тридцати лет, я понимаю, о чем писал Булгаков, а тогда... Молодой, наверное был, не любил и не понимал фантастику такого типа... Сатиры не понимал...

     Да и вообще, люблю жизненные произведения, нашенские русские человеческие чувства, о коих и сам пишу, ничего не сочиняя и не высасывая из пальца или утопических фантазий. Увы... Не моё это...

     Кстати, я и фильмов, снятых в разное время по "Мастеру и Маргарите", не смотрел, не хочу, не интересно...

12 августа 2020 года