Лже-Нероны смутного времени

Ирина Минаева 2
ЛЖЕ-НЕРОНЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Во все времена в эпоху упадка, смуты и безвластия  в разных государствах появлялись самозванцы якобы царских кровей, жаждущие власти. Это явление уходит корнями в античность, в Римскую империю, где в 68 году нашей эры после смерти императора Нерона  появились три Лже-Нерона.

Историки и по сей день пытаются понять, почему именно в 68 году нашей эры  самозванцев так привлекал образ распутного и жестокого императора Нерона, а не благородного Цезаря, к примеру. Ведь одно только имя Нерона несло печать проклятия и смерти. И почему за ними шел народ?

Кровавый лицедей

Судьбу императору Клавдию Нерону, предрек сразу после рождения его отец Гней Агенобарб, характеризуемый, античным историком Светонием как «человек мерзейший в любую пору своей жизни». Светоний повествует, что, получив известие о рождении сына, Гней Агенобарб воскликнул, что «от него и Агриппины ничего не может родиться кроме ужаса и горя для человечества». Но, честолюбивая Агриппина после смерти двух мужей, выйдя замуж за императора Клавдия,  мечтая видеть сына на троне, 13  октября 54 года  отравила Клавдия, несмотря на давнее предсказание волхвов о том, что, став императором, сын умертвит ее. (По свидетельствам современников Агриппина ответила волхвам: «Пусть умерщвляет, лишь бы властвовал»). В тот же день  преторианцы признали  16-летнего Нерона императором.

В 58 году, когда  пошли слухи, что Агриппина хочет отравить Нерона, сын решил опередить мать. Он трижды пытался ее отравить, посылал к ней убийцу. В марте 59 года Нерон пригласил мать на прогулку на корабле, но когда корабль, как и было задумано, затонул, Агриппина чудом спаслась. И тогда Нерон открыто приказал убить ее. Потом за матерью последовали сводный брат Британник, воспитатель Сенека, сенаторы и все, кто был заподозрен Нероном в покушении на его жизнь и власть. Нерон был болезненно мнителен и маниакально мстителен. Но народ его принимал, в отличие от римской знати, которая постоянно плела интриги. В первые годы правления Нерон проводил политику облегчения жизни простого народа. По его настоянию Сенат принял законы об ограничении сумм штрафов и залогов. Наложил запрет на исполнение закона, согласно которого вина одного раба распространялась на всех рабов, принадлежащих одному хозяину. Пытался ограничить  коррупцию. Запретил публичные приемы всем магистратам и прокураторам, мотивируя тем, что демонстрация богатства озлобляет народ.

В 62 году Нерон вообще отошел от правления, и стал лицедействовать в театрах, доверив империю  префекту претория и своим вольноотпущенникам. В последние годы правления его репутация была окончательно подорвана, начиная  с пожара в Риме в  июле 64 года, когда город выгорел почти дотла и в поджоге обвиняли Нерона. И заканчивая гонениями на христиан. Кровь лилась рекой. Христиан бросали на растерзание собакам, сжигали заживо. В Римской империи зрела великая смута.

В марте 68 года против Нерона поднялись галльские  легионы, ведомые Гаем Юлием Виндексом. Но, хотя и казалось, что мятеж был подавлен, к Виндексу присоединились стоявший в Испании Римские гарнизоны под командованием будущего императора Гальбы. Сенат объявил Нерона врагом нарда и вынес приговор: казнить,  забить плетьми. Нерон бежал из Рима в загородную виллу, где с помощью секретаря Эпафродита перерезал себе горло. Похороны были тайными и спешными.

Император жив!

Если при жизни и после смерти  Рим проклинал Нерона, то восточные провинции Римской империи и соседние государства хранили память о нем. Вологез, царь Парфии благодарно помнил, как Нерон заключил с его страной мир, очень выгодный для Парфии,  не разрушил ее до основания, а еще вернул Парфии Армению. Помнил и требовал от Сената почитать память императора Клавдия Нерона.

Первый раз Нерон «воскрес» в том же 68 году. В Греции, которая тоже благодарно чтила и помнила Нерона, который за несколько лет до своей смерти объявил о больших налоговых льготах, как о «свободе провинции Ахайя».  Льготы эти были потом отменены  императором Веспасианом, но Греция помнила об этой милости.  А потому с радостью приняла известие о возвращении Нерона. Первый Лже-Нерон, имя которого история не сохранила, по свидетельствам Тацита был принят греками с восторгом - внешне он очень походил на императора, играл на кефаре, пел. Лже-Нерон собрал беглых солдат, нищих и бродяг, с кораблем ему помогли греки. И вскоре эта армия оборванцев высадилась на острове Цитну, где отдыхали от службы солдаты – отпускники римских восточных легионов. Солдаты восторженно встретили Лже-Нерона и перешли на его сторону. Тех, кто не решился,  казнили. Вскоре армия пополнилась освобожденными рабами и принялась грабить купцов – наживать капитал. На остров стекались все, кто был недоволен правлением императора Гальбы и просто разбойники. Приезд на остров проконсула  Кальпурния Аспрената положил конец беззаконию, творимому нищей армией разбойников Лже-Нерона. Самозванец был казнен и его отрубленную голову переправили через Азию в Рим.

Нашествие Лже-Неронов

Второй самозванец заявил о себе в 79 году нашей эры во время  правления императора Тита Флавия Веспасиана. По свидетельствам римского историка Диона Кассия звали самозванца Теренций Максим, и был он родом из Малой Азии, торговцем по профессии. Причины, подвигнувшие Теренция Максима   выдавать себя на императора Нерона, и по сей день не установлены историками.  Внешне он тоже очень походил на Нерона, отлично играл на кифаре и пел. На латыни он говорил без малейшего акцента. Манеры, привычки – все было в нем от настоящего Клавдия Нерона, помноженное на актерские таланты, которые явно имелись. Существует версия, что за Теренцием стояли некие политические силы, недовольные правлением  императора Тита. (Заговоры и дворцовые перевороты были обычным делом в античные времена). Над вхождением в образ Нерона с Теренцием  явно хорошо поработали  люди,  в свое время хорошо знающие Нерона и близкие ему.

В отличие от первого самозванца второй Лже-Нерон не стал собирать армию нищих и промышлять разбоями, а обстоятельно и серьезно собрал сторонников и  вскоре организовал военный поход на Мессопатамию. Это было началом похода против Рима. Второго Лже-Нерона его сторонники полностью принимали за  настоящего императора Клавдия Нерона, и его войско быстро росло. Поняв, что ситуация становится непредсказуемой, Тит Флавий  выслал против Лже-Нерона хорошо вооруженные легионы. В то время как у Лже-Нерона армия была плохо обученной, из добровольцев. В первом же серьезном сражении армия самозванца потерпела жестокое поражение. Лже-Нерон спасся бегством и нашел приют в Парфии. Будущий царь Артабан 1У Парфянский поверил в подлинность  воскресшего императора Нерона. Вдобавок он не любил Тита Флавия, с которым  у него были серьезные политические разногласия.

Лже-Нерону Теренцию Максиму были созданы царские условия. В Парфии, на него уже возлагались большие надежды, в расчете, что он захватит власть в Риме. Но тут, как свидетельствует византийский историк Иоанн Антиохийский прибыл вскоре из Рима гонец, который привез неопровержимые доказательства того, что человек, называющий себя императором Клавдием Нероном авантюрист и самозванец. В Риме и в провинциях его никто не поддерживает и не покровительствует ему. Доказательства впечатлили Артабана 1У и он повелел выдать самозванца Риму. Предположительно Теренция Максима  даже не повезли в Рим, а  предали смертной казни где-то в Малой Азии.

О третьем Лже-Нероне, к сожалению, в истории сохранилось совсем мало информации. О нем очень кратко пишет  древнеримский писатель-историк Гай Светоний Танквиклл, личный секретарь императора Андриана. Третий Лже-Нерон  по свидетельству Светония появился во время  царствования  императора Тита Флавия Доминициана, правившего в 81 – 96 годах.  Светоний тогда был подростком.  Вот что пишет Светоний в книге «Жизнь двенадцати цезарей»:  «И даже двадцать лет спустя, когда я был подростком, явился человек неведомого звания, выдававший себя за Нерона, и имя его имело такой успех у парфян, что они деятельно его поддерживали и лишь с трудом согласились выдать.» ( Подразумевается, выдать Риму на расправу. Прим.авт).

Нашествие самозванцев  в России

Пожалуй, Древний Рим и Россия 16 века  были самыми богатыми на  серийных самозванцев, если так можно сказать. Царевич Дмитрий, младший сын царя Ивана 1У Грозного, погиб при странных обстоятельствах.  А потому в  народе упорно ходили слухи, что царевич чудом спасся. Первый Лже-Дмитрий появился в 1605 году в смутное время борьбы за власть и был принят царствующими домами Европы. Позже в России было еще три Лже-Дмитрия, претендовавших на российский престол.

Ирина Минаева

2017