Бои 6 Воздушной Армии и 336 Истребиетельной Авиаци

Дмитрий Марченко 2
Бои 6 Воздушной Армии и  336 Истребиетельной Авиационной Дивизии в 1944 году.

В сформированную в конце 1943 года 336 ИАД были включены 163, 265, 438 истребительные авиационные полки, все полки были вооружены истребителями Як-9Д. В отчете 6 ВА пишется что в составе дивизии было до 60 % молодого летного состава не участвовавшего в боях. "Большинство летчиков имело 20-30 часовой налет в школах и ЗАПах" - написано в отчете, видимо имеется ввиду налет на боевых машинах.
Наиболее опытный полк был 163й ИАП, который повоевал на Як-1 еще в 1941 году, далее он вел боевые действия с января по сентябрь 1942 года и  с 8.05.43  до 15.11.43 воевал в составе 16й ВА. В 1944 году 336я ИАД приступила к боевым действиям с 16 марта и таким образом летный состав полка имел перерыв в боевых действиях 4 месяца.
265 ИАП воевал на Крымском фронте с 23.11.41 по 7.05.42 на И-16 и Як-1, потом полк на Як-1 повоевал в составе 15й ВА с 12.08 по 6.10.42 года. А в течении 1943 года он передавал летчиков и самолеты в другие части и не вел боевых действий. И таким образом вновь укомплектованный 265 ИАП приступил к боям только в марте 1944 года, спустя около полутора года после последних его боев. И вряд ли в его составе остались какие то ветераны боев 1941-42х годов.
483 ИАП впервые вступил в дело на фронте только в 1942 году, да и то не на долго. С 15.07.42 по 3.08.42 он воевал в составе 5й ВА на самолетах И-153, потом передал часть личного состава другой части и убыл в тыл. Далее после доукомплектования обе свои эскадрильи передал в другие полки. В течении 1943 года был сформирован по сути за ново и повоевал полтора месяца в составе 17й ВА с 14.09 по 31.10.43 года на Як-7б.
В общем 336 ИАД явно не относилась к элитным частям ВВС Красной Армии.

336 ИАД приступила к боевым действиям 16 марта 1944 года в составе 6й ВА 2го Белорусского фронта (первого формирования?) на Ковельском направлении. Полки дивизии как и другие части 6й ВА не были собраны в кулак, а бросались в бой по частям по мере прибытия, ввиду растянутости коммуникаций и медленной передислокации частей к фронту.  Советские войска окружили Ковель 18 марта и противник стал перебрасывать в этот район наземные и авиационные части. Сложившаяся обстановка в районе города Ковель потребовала немедленного ввода в бой авиации фронта.
Первым приступил к боевым действиям 163 ИАП и то не в полном составе, с аэродрома города Сарны, что примерно в 140 километрах от Ковеля, начали боевые действия 14 Як-9Д полка. По меркам ВВС это расстояние от фронта для истребителей было очень большое, но для самолета Як-9Д который был с большим запасом горючего это было допустимо и возможно. Задача 163 ИАП на 17 марта была поставлена - разведка войск противника, штурмовка войска противника и прикрытие своих войск.
Постепенно к фронту стали подтягиваться штурмовые полки 3 ГШАД, видимо ввиду не большой активности воздушного противника, которая пока наблюдалась, приоритет в перебазировании отдавался штурмовикам. И 20 марта 163 ИАП получил задачу прикрытие действий "Илов" в районе Ковеля.  Пара Як-9 полка безрезультатно атаковала 1 ФВ-189, а на обратном пути летчик мл.л-т Павлов с высоты 300 метров врезался в землю, причина катастрофы осталась не известна.
Один Ил-2 совершил вынужденную посадку на своей территории.

21 марта вылеты совершали уже три штурмовых полка 3й ГШАД, они совершили 77 самолетовылетов, сопровождавшие их летчики 163 ИАП воздушного противника не встретили. Трое Ил-2 совершили вынужденные посадки на своей территории.

22.03.44
Летчики 163 ИАП произвели только 8 вылетов на сопровождение "Илов".  Один Ил-2 431 ШАП 3 ГШАД был сбит зенитками немцев, самолет был разбит на вынужденной посадке, экипаж остался не вредим.

24.03.44
В этот день фиксируется появление в воздухе истребителей противника. "Илы" 3 ГШАД произвели только 32 боевых вылета и не все они прикрывались летчиками 163 ИАП. В районе Ковеля в период с 10.22 - 11.35 пару Ил-2 атаковала 4 ФВ-190, которые сделали до 8 атак. "Илы" отбились и даже стрелок старшина Каменев заявил сбитым 1 ФВ-190. Другая пара Ил-2, также без прикрытия и примерно в тоже время, была атакована по нашим данным уже 6 ФВ-190, стрелок Килин заявил 1 ФВ-190 подбитым. После боя с задания не вернулся Ил-2 71 ГШАП, летчик л-т Стрибков.
Наши летчики подверглись нападению немецких истребителей из Штабштаффеля 51й Эскадры (Stabsstaffel/JG51), который, судя по всему, первый из немецких истребительных частей был переброшен ближе к району действия и стал действовать под Ковелем. Победу одержал лучший ас Эскадры "Мельдерс" JG51 - Антон Хафнер (Ofw. Anton Hafner 204 победы):
24.03.44 Ofw. Anton Hafner Stab/JG 51 Il-2 ; 42 679: tiefflug  09.00

Немецкие истребители потерь в этих эпизодах не понесли.

25.03.44
Семерка Ил-2, ведущий ст. л-т Бубликов на обратном пути после боевого задания  встретили на высоте 500 метров 3 Ю-88 следовавших с грузами для своих войск в г. Ковель и в завязавшемся бою заявили сбитым 1 Ю-88 и 1 Ю-88 подбитым. Возможно была ошибка в идентификации самолетов противника и это были не Ю-88, а Хе-111.
1 Ил-2 70 ГШАП летчик л-т Цыплухин был подбит на бреющем полете из миномета противника и совершил вынужденную посадку, самолет подлежал ремонту.


26.03.44
336 ИАД была поставлена задача прикрывать действия 3 ГШАД, не допустить транспортной авиации противника сбрасывать грузы над Ковелем и прикрыть У-2 из 242 НБАД, которые перебрасывали боеприпасы своим войскам днем в Любитово.
Плохие метеоусловия ограничивали действия авиации 6 ВА.
 У-2 242 НБАД сделали 217 самолетовылетов на транспортировку грузов своим войскам, в ЖБД 6 ВА пишется, что транспортировка грузов прошла исключительно организованно с перевыполнением плана. 1 У-2 летчик мл.л-т Малышкин по видимому сбит З/А противника.
Один Ил-2 из 71 ГШАП летчик мл.л-т Ширинкин, не вернулся с боевого задания.


27.03.44
Задачи у 336 ИАД были те же. Летчики 3 ГШАД произвели 80 боевых самолетовылетов, при этом одну четверку Ил-2 атаковали 2 ФВ-190 с подвесными баками, которые перед атакой подвесные баки сбросили. "Штурмовики" отходили на свою территорию применяя маневр "ножницы", после того как один ФВ-190 был подбит огнем "Илов" противник прекратил атаки.

В этот день произошли первые воздушные бои между истребителями сторон в районе Ковеля. Пара Як-9Д 163 ИАП капитаны Богатырев и Горяинов, во время  прикрытия 4 Ил-2 431 ШАП, были атакованы 8 ФВ-190 и в результате боя с численно превосходящим противником, оба были сбиты. В ЖБД 6 ВА посетовали, что взаимодействие и поддержка между штурмовиками и истребителями в бою отсутствует, "Илы" наблюдали воздушный бой со стороны но помощи не оказали. Бой проходил на не большой высоте - 900 метров и ниже, и возможность вмешаться у штурмовиков судя по всему была. Среди погибших был и опытный летчик с 11 победами Богатырев Виктор Сергеевич, в его списке побед на 27 марта записан сбитым 1 ФВ-190, хотя в описании боя в ЖБД 6 ВА ничего не пишется о каких либо победах. С немецкой стороны вели бой и добились побед летчики Штабштаффеля 51й Эскадры, вот их заявки 27 марта:
27.03.44 Ofw. Anton Hafner Stabsstaffel/JG 51 U-2 ; 42 448: at 100 m.15.10
27.03.44 Uffz. Wilhelm H;bner Stabsstaffel/JG 51 U-2 ; 42 449: tiefflug  15.11
27.03.44 Uffz. Paul Mayer Stabsstaffel/JG 51 MiG-3 ; 42 473: at 800 m. 17.07
27.03.44 Uffz. Wilhelm H;bner Stabsstaffel/JG 51 U-2 ; 42 627: tiefflug  17.09

Возможно в данных противника ошибка и в районе 17 часов обе победы были над Яками, и Вильгельм Хубнер сбил не U-2, а  Як-9 как и Пауль Майер заявивший MiG-3 (на самом деле Як-9).

Всего истребители 336 ИАД выполнили 29 самолетовылетов, все на сопровождение штурмовиков.  Столкновения с истребителями Люфтваффе были еще. В 18.10 4 Як-9 163 ИАП, ведущий ст. л-т Конышев, встретили 8 ФВ-190 и внезапно атаковали их, со второй атаки л-т Корсунский заявил сбитым 1 ФВ-190, после чего противник вышел из боя. Также группа при возвращении на базу встретила 2 ФВ-190 на высоте 100 метров и Конышев сбил ведомого внезапной атакой.
В 8.30 пара Як-9 163 ИАП, летчики Коротков - Конюшихин, при сопровождении "Илов" встретили 1 Ю-88 и в результате их атак противник был сбит.
Также в этот день были сбиты истребителями противника 2 У-2 242 НБАД, но на них претендуют не только выше указанные летчики из Stabsstaffel/JG51, но и летчики из вновь появившейся на Ковельском направлении еще одной части JG51:
27.03.44 Uffz. Walther Kl;tzer 7./JG 51 R-5 ; 42 686: tiefflug  10.25
27.03.44 Fw. Franz Meindl 7./JG 51 R-5 ; 42 668: tiefflug  10.30

Еще один У-2 из 70 ГШАП был сбит в районе Луцка атаковавшим его самолетом Ю-88.
К исходу 27 марта 265 ИАП перебазировался на аэродром Владимирец (немного западнее Сарны) не полностью. Первые боевые вылеты по Ковелем полк совершил только в этот день - два вылета сделал капитан Кащеев.

28.03.44
В 8.40-8.50 8 Ил-2 71 ГШАП, летевшие без прикрытия, в районе Ковеля встретили группу 8 Ю-88, 4 ФВ-190, 2 Ме-109 сбрасывающих грузы. Вся шестерка истребителей противника атаковала штурмовиков, в бою экипажи "Илов" заявили сбитым 1 ФВ-190 и 1 ФВ-190 подбитым. В свою очередь истребители противника сбили 1 Ил-2 мл.л-та Уварова и стрелка Кочергина, а на еще одном самолете был убит стрелок Гребенкин. Снова наши "Илы" сражались с летчиками Штабштаффеля /JG51, которые заявили три победы в этом утреннем бою:
28.03.44 Fw. Erich Lingenau Stab/JG 51 Il-2 ; 42 828: at 200 m. 07.05
28.03.44 Ofw. Anton Hafner Stab/JG 51 Il-2 ; 42 698: at 200 m. 07.07
28.03.44 Fw. Wilhelm H;bner Stab/JG 51 Il-2 ; 42 695: at 200 m. 07.08

Истребители 336 ИАД произвели 40 самолетовылетов, было проведено 3 воздушных боя в которых по докладу экипажей было сбито 2 ФВ-190, а потери дивизии составили 2 Як-9.
 Первый воздушный бой по прибытию на фронт провели летчики 265 ИАП, 6 Як-9Д полка дрались с группой ФВ-190. Побед заявлено не было, но 1 Як-9 летчик мл.л-т Николаев не вернулся с боевого задания. Далее в документах есть уточнение, что он упал, но так как группа 265 ИАП вела бой, то не исключено что это боевая потеря. По крайней мере по ЖБД 6 ВА можно прийти к такому выводу.
Другой Як-9Д, летчик 163 ИАП л-т Зотов, был сбит в воздушном бою, летчик спасся, вернулся 31 марта. Заявок на победы на "Яки" в этот день у немцев не наблюдается в этом районе, кто конкретно из частей JG51 добился побед (или победы) пока не известно.
 Два заявленных сбитыми ФВ-190 вероятно пошли на счет 163 ИАП. Известно, что в этот день Stabsstaffel/JG51 потерял поврежденными два ФВ-190 в боевых вылетах, но по данным немцев не от воздействия противника.
У-2 242 НБАД продолжали перебрасывать грузы своим войскам в дневное время, при посадке на площадку в Маевиче У-2 пилотируемый ГСС майором Ерофеевским был атакован и сбит немецкими истребителями, самолет был разбит, а штурман капитан Бровко убит. Кто конкретно отличился в этом случае из частей JG51 также не известно, на этот момент под Ковелем отмечаются Stabsstaffel/JG51 и III./JG51 вооруженных истребителями ФВ-190, возможно последняя часть была не в полном составе.
Нужно отметить, что на Ковельском направлении немецкая авиация действовала очень активно, в ночное время, по мимо прочего, подвергался мощным налетам ж.д. узел Сарны, через который во многом шло снабжение 2 Белорусского фронта и 6 ВА. В частности в  ночном ударе по городу Сарны 28 марта было отмечено участие 33 Хе-111, были жертвы среди населения и военнослужащих. Днем активно шло снабжение гарнизона Ковеля по воздуху и отмечаются удары по войскам крупных групп Ю-87, ни те ни другие противодействия со стороны авиации 6 ВА пока по сути не встречали. В ЖБД 6 ВА по итогам 28 марта отмечается: "Противник в воздухе стал более активен".

29.03.44
"Илы" 3 ГШАД произвели 49 боевых вылетов, из которых 30 Ил-2 не выполнили задания из-за метеоусловий и вернулись на свой аэродром.
Группа 12 Ил-2, ведущий ст.л-т Бубликов встретила в районе цели 1 Хш-126 и летчик л-т Пименов сбил его. Далее при отходе от цели группа была атакована 3 ФВ-190, но отбила их атаки.

Летчики 336 ИАД произвели 44 самолетовылета, из них 37 на сопровождение Ил-2 и 7 на перехват самолетов противника. Именно группа вылетевшая на перехват, состоявшая из 7 Як-9Д 163 ИАП во главе с командиром полка Пологовым П.А., провела воздушный бой с 2 ФВ-190, в котором наши заявили сбитым один ФВ-190, но и сами потеряли 1 Як-9 мл.лейтенанта Симонова(?). В ЖБД 6 ВА про этот бой записано: "Несмотря на явно численное превосходство в силах над противником, группа сбила только один ФВ-190, в то-же время сама потеряла один Як-9". Со стороны немцев снова нет (по крайней мере мне не известны) заявок на победы над истребителями в этот день под Ковелем. Ясно только, что в этом бою участвовали летчики Stabsstaffel/JG51 или III./JG51, и у первой части отмечается повреждение одного истребителя в боевом вылете, не от действия противника.
265 ИАП сделал 20 боевых вылетов, с задания не вернулись летчики Симанов(?) и Феоктистов, по данным полка потеря произошла из-за погодных условий. Феактистов по предварительным данным врезался в землю, а Симанов сел на аэродроме Луцк, а перелетел на свой аэродром 31 марта.
В итогах дня 6 ВА пишется, что не вернулись с боевого задания 1 Пе-2 и 1 Як-9.
Сбито в воздушных боях 1 Як-9, произвели вынужденную посадку 3 Ил-2 и 1 Як-9.
Потерпел катастрофу 1 Як-9.
Судя по всему потерпевший катастрофу это Феоктистов, сбитый в воздушном бою - это летчик 163 ИАП, а не вернувшийся с задания это Симонов из 265 ИАП так как сведения о нем пришли только позже и вряд ли он зафиксирован как севший на вынужденную посадку.
Вынужденные посадки "Илов" скорей всего не связаны с действиями противника.
Как упомянуто выше, не вернулся с задания 1 Пе-2, летчик л-т Кропачев из 72 ДРАП. У немцев есть одна заявка на победу на такой самолет:
29.03.44 Fw. Erich Lingenau Stab/JG 51 Pe-2 ; 42 563: at 2.000 m.  09.03

В дальнейшем в документах уточняется, что Пе-2 Кропачева был сбит истребителями противника, летчик остался жив и оказался у партизан, остальные члены экипажа погибли.

31.03.41
В предыдущий день авиация сторон почти не действовала ввиду погодных условий. В этот день с улучшением погоды интенсивность действий в воздухе повысилась. Летчики 3 ГШАД выполнили на штурмовку 68 самолетовылетов, они не без успеха атаковали железно-дорожные эшелоны и бронепоезд немцев. Штурмовики дивизии провели один воздушный бой с 4 ФВ-190 в котором был сбит 1 Ил-2, экипаж мл.л-т Назаров, стрелок с-т Водяной (Назаров спасся, вернулся 3 апреля) Победы добился эксперт из III./JG51 и старожил 7 штаффеля Карл-Хейнц Вебер (136 побед):
31.03.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 676: tiefst.  11.29

Летчики 336 ИАД произвели 69 самолетовылетов и провели 2 воздушных боя (по ЖБД 6 ВА почему то - 1). Из них один бой провели летчики 265 ИАП, в результате боя летчик Самсонов заявил сбитым 1 ФВ-190. Не вернулись с боевого задания два летчика полка Волков и Севастьянов. Про первого стало известно 1 апреля, что он был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку на фюзеляж, прибыл в часть.
Другие летчики дивизии, скорей всего 163 ИАП, провели второй бой в ничью, был заявлен сбитым 1 ФВ-190, а сами потеряли мл.л-та Короткова, который погиб.
Кроме заявки на победу Вебера других претензий у немцев не обнаружено, с кем конкретно из JG51 сражались наши истребители не ясно. По потерям немецких истребителей известно, что 1 истребитель из Stabsstaffel/JG51 был поврежден в боевом вылете.

Также были подбиты зенитками и совершили вынужденные посадки 1 Ил-2 и 1 Як-9. Указанный Ил-2, летчик мл.л-т Кудрешов, был разбит на вынужденной посадке, экипаж спасся прибыл в часть 3 апреля.
2 Пе-2 72 ДРАП не вернулись с боевых заданий на разведку. Один из них, командир экипажа л-т Струков из - за неисправности мотора произвел вынужденную посадку на фюзеляж 60 км. северо- западнее Сарны на своей территории. Другой Пе-2 был сбит истребителями Люфтваффе судя по итоговым данным за операцию.


Состав и дислокация 6 ВА на 1.04.44:

336 ИАД - Владимерец - 1 Як-9Д
163 ИАП - Луцк - 21 Як-9Д, Сарны - 13 Як-9Д
265 ИАП - Владимерец - 36 Як-9Д
483 ИАП - Сарны - 34 Як-9Д

3 ГШАД - Сарны
33 ГШАП - Чарторыск - 12 Ил-2, Коростень - 18 Ил-2
70 ГШАП - Сарны - 19 Ил-2
71 ГШАП - Владимерец - 16 Ил-2
431 ШАП - Владимерец - 15 Ил-2

72 ДРАП - Сарны - 9 Пе-2, Коростень - 7 Пе-2

242 НБАД: 661, 997 ЛБП и 717 ХБАП - Чарторыск, Колки - 80 У-2

1 апреля, как отмечает ЖБД 6 ВА противник резко повысил действие своей авиации, особенно истребительной. 8 Ил-2 70 ГШАП, ведущий ст.л-т Бубликов после выполнения задания на обратном маршруте была атакована 4 Ме-109 (кажется ранее бои с Ме-109 под Ковелем не отмечались). В результате боя 1 Ил-2, л-т Кровцов (Кравцев) - был подбит (по данным 3 ГШАД - сбит) и совершил вынужденную посадку в районе Уховец, в 15 км. западнее Ковель. Правда по данным 3 ГШАД 4 Ме-109 завязали бой с истребителями прикрытия, а "Илы" уже атаковала четверка ФВ-190.
В другом случае произошла неувязка во взаимодействии "Илов" и истребителей прикрытия. Группа Ил-2 71 ГШАП взлетела на боевое задание с аэродрома Владимерец, а истребители прикрытия 265 ИАП базировавшиеся на том же аэродроме не смогли взлететь, так как полоса была занята производящей посадку группой "Илов" из 431 ШАП. Группа 71 ГШАП не стала дожидаться взлета истребителей, а ушла на выполнение боевого задания. Такой оплошностью немецкие истребители не преминули воспользоваться, 7 Ил-2 71 ГШАП из этой группы не вернулись с боевого задания, а 1 Ил-2, летчик мл.л-т Новицкий, стрелок Чапцев, сбит ИА противника. При этом летчик был легко ранен, а стрелок убит.
Без сомнения на группу штурмовиков без прикрытия нарвались вот эти люди из Эскадры "Мельдерс":
01.04.44 Fw. Franz Meindl 7./JG 51 Il-2 ; 42 597: at 200 m. 09.41
01.04.44 Ofw. Joachim Bussert 7./JG 51 Il-2 ; 42 674: at 2.000 m. 09.41
01.04.44 Uffz. Walther Kl;tzer 7./JG 51 Il-2 ; 42 818: tiefflug 09.44
01.04.44 Fw. Franz Meindl 7./JG 51 Il-2 ; 42 815: tiefflug 09.44
01.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 675: at 600 m. 09.42
01.04.44 Flg. Arnim Mehling 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 649: tiefst. 09.43
01.04.44 Fw. Franz-Josef Zoufahl 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 673: tiefst. 09.45
01.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 646: tiefst. 09.46

Из семи не вернувшихся экипажей, пять прибыли в часть 3 апреля: мл.л-т Ващенко - стрелок Виноградов, ст.л-т Сорокин - Посевкин, мл.л-т Рябов - Плюшкин, мл.л-т Курбатов - Кошнер, мл.л-т Петраков - Аксенов. Все они вернулись, кроме одного погибшего из их состава стрелка Аксенова,  все пять "Илов" остались на территории противника - разбиты.
4 апреля вернулся еще один пропавший экипаж - ст.л-т Кравцов - стрелок Метелица.
Возможно летчики 7./JG 51 причастны и к потере Ил-2 70 ГШАП Кравцова, так  как события совпадают по времени.

Истребители 336 ИАД произвели 53 самолето-вылета, провели 4 воздушных боя, в которых было заявлено сбитыми 3 самолета: 1 ФВ-190, 1 Ю-87, 1 ФВ-189. Все были сбиты летчиками 163 ИАП.
В 8.30 группа 8 Як-9Д 163 ИАП во главе с командиром полка Героем Советского Союза подполковником Пологовым вылетела на уничтожение самолетов противника в районе Ковеля. 20 км северо-восточнее Ковеля группа встретила 5 Ю-87 и четверка  Як-9 лобовой атакой расстроили строй противника и тот начал сбрасывать грузы над нашей территорией. Последужщей атакой летчик Конышев (будущий ГСС и ас с 17 победами) сбил 1 Ю-87. Известно, что немцы для снабжения Ковеля привлекли сводный отряд из 3й Группы буксировщиков планеров.  То, что наши летчики увидели, что противник сбрасывает грузы указывает на то, что истребители 163 ИАП вероятно встретились именно с ними. Известно, что этот отряд потерял при снабжении Ковеля с 20 марта по 7 апреля - семь экипажей из двенадцати от огня З/А и истребителей противника, правда потом четыре экипажа вышли к своим. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что Конышев сбил самолет из этого отряда.
Другая четверка из той же группы Пологова встретила 1 ФВ-189 и ст.л-т Власенко сбил его.
Потери дивизии составили 1 Як-9 из 483 ИАП летчик мл.л-т Орлов, не вернувшимся с боевого задания. 483 ИАП имел задачу сопровождения разведчика Пе-2.  В тот же день совершили вынужденные посадки из-за снегопада 4 Як-9 163 ИАП на аэродроме Чарторыск. Возможно потеря Орлова также связана с погодными условиями.


3.04.44
Штурмовики 3 ГШАД произвели 40 самолетовылетов (из них 9 не выполнили задание из-за метеоусловий), было проведено 2 воздушных боя в которых экипажами штурмовиков было заявлено сбитыми 1 ФВ-190 и 1 Фв-190 подбитым. Потери составили 1 Ил-2 431 ШАП летчик л-т Мидусов, стрелок Петров, сбит истребителями противника. Другой Ил-2 из 70 ГШАП, летчик мл.л-т Романихин, подбит З/А и произвел вынужденую посадку.
С "Илами" и их истребительным прикрытием дрался 7 штаффель "Мельдерсов":
03.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 811: at 100 m.  09.11
03.04.44 Fw. Franz Meindl 7./JG 51 Yak-7 ; 42 811: at 1.500 m. 09.12
03.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 854: tiefst. 09.13

Вебер сбил 1 Ил-2 431 ШАП, а другой был им подбит, без тяжелых последствий для советского самолета.

Вероятно штурмовиков 431 ШАП, которые подверглись атаке истребителей, прикрывали 12 Як-9 265 ИАП во главе с майором Ухановым. Одну группу из 4 Ме-109 и 6 ФВ-190 атаковала семерка "Яков" во главе с командиром 3й эскадрильи Шамаевым, в бою ком.звена Чистосердов заявил сбитым 1 ФВ-190, но после боя не вернулось 2 Як-9, летчики Шамаев и Тупицын. Другую группу истребителей противника атаковал в составе трех "Яков" сам Уханов, в результате атаки 1 ФВ-190 был заявлен сбитым. Но в ЖБД 265 ИАП записан сбитым только 1 ФВ-190 Чистосердова, про второй сбитый "Фоккер" не упоминается.

Полки 336 ИАД имели такие задачи на 3 апреля: 265 ИАП и 483 ИАП - сопровождение Ил-2, а 163 ИАП блокировку окруженного противника. Группа истребителей 163 ИАП провела интересный бой в котором имеются разночтения в документах. По ЖБД 6 ВА в 10.00 группа состоявшая из 7 Як-9 во главе с командиром 163 ИАП подполковником Пологовым П.А. встретила 4 ФВ-190, в бою с нашей стороны участвовала только 3 Як-9 во главе с  Пологовым, а 4 Як-9 находились выше и боя не наблюдали. В бою оба ведомых Пологова были подбиты и вышли из боя (на самом деле один из них мл.л-т Митиков сбит, спасся на парашюте). Продолжая бой командир 163 ИАП сбил 2 ФВ-190, но и сам был подбит и при выходе из боя встретил 7 Ю-52. Таранным ударом он сбил 1 Ю-52 и выпрыгнул на парашюте в расположении своих войск. Сбитые 2 ФВ-190 и 1 Ю-52 подтверждены наземными войсками. Со сбитых самолетов было захвачено 3 летчика.

По данным 336 ИАД ход боя значительно отличается, 4 Як-9 во главе с Пологовым сначала встретили группу до 16 Ю-52. После атаки командира 163 ИАП один Ю-52 был подожжен и упал в районе Колодежно, в расположении наших войск. Транспортные самолеты стали сбрасывать грузы, в этот момент появились 12 ФВ-190 и напали на наших истребителей. Пологов выбрав момент сбил 1 ФВ-190, который упал в районе Колодежно - там же где Ю-52. После этого все вражеские истребители обрушились на Пологова, в конце концов его истребитель был подожжен, но ему удалось таранить ФВ-190. Винтом своего "Яка" Пологов отрубил хвост истребителя противника, немецкий летчик спасся на парашюте и был взят в плен. Сам Павел Андреевич также выпрыгнул на парашюте, но при этом был обстрелян своими автоматчиками и получил пулевое ранение в кисть руки. Как и в ЖБД 6 ВА о других потерях в этом бою , кроме "Яка" Пологова, не пишется. Только в итогах дня записано что еще один летчик 163 ИАП - Митиков был сбит и спасся на парашюте над своими войсками. Но скорей всего эта потеря произошла в бою группы Пологова. И то и другое описание боя выглядит правдоподобно и логично, как же было на самом деле остается пока под вопросом.
В данных 6 ВА упоминается упущение в этом бою - "отсутствовало управление по радио, вследствие чего не была введена в бой ударная группа 4 Як-9".
Противниками группы Пологова были скорей всего летчики из Штабштаффеля JG 51, они заявили сбитыми 4 советских истребителя:
03.04.44 Fw. Wilhelm H;bner Stabsstaffel/JG 51 Yak-7 ; 42 822: tiefflug  08.50
03.04.44 Fw. Wilhelm H;bner Stabsstaffel/JG 51 MiG-3 ; 42 688: at 800 m. 08.53
03.04.44 Hptm. Diethelm Eichel-Streiber Stabsstaffel/JG 51 Yak-9 ; 42 814: at 3.000 m. 09.11
03.04.44 Hptm. Diethelm Eichel-Streiber Stabsstaffel/JG 51 Yak-9 ; 42 739: at 3.000 m. 09.12

Так как бой по времени происходил в тоже время когда дралась группа Уханова 265 ИАП, возможно одна из этих заявок на победу имеет отношение к потерям этого полка. Всего из заявленных сбитыми летчиками JG 51 - 5 истребителей и 2 штурмовиков, нашими данными подтверждаются 4 истребителя и 1 Ил-2. Все немецкие летчики заявившие победы были весьма опытны и имели большое колличесво побед, наименьшее число у Fw. Franz Meindl - 31 победа, у Fw. Wilhelm H;bner - 62 победы, Hptm. Diethelm Eichel-Streiber - 96 побед, Hptm. Karl-Heinz Weber - 136 побед, пятый по числу побед в JG 51.
Но и противник потерпел в этих боях существенные потери: было сбито 3 ФВ-190.  Stabsstaffel/JG 51 потерял два ФВ-190  вместе с пилотами: Uffz Kindler Franz был сбит по данным немцев З/А и покинул свой FW 190A-5 W.N.157230 с парашютом в 7 километрах к востоку от Ковеля и захвачен в плен. Если версия в документах 336 ИАД верна и таранен был ФВ-190, а не Ю-52, то именно Киндлера сбил Пологов таранным ударом. Но так как с немецкой стороны таран против истребителей не подтверждается, то возможно он сбит огнем командира 163 ИАП. Другой сбитый ФВ-190 пилотировал Fw. Kurt Walz, который считается пропавшим без вести. Оба этих немецких истребителя с большой долей вероятности были сбиты ветераном войны с июня 1941 Пологовым Павлом Андреевичем 13+4 побед.

Также был сбит в воздушном бою 1 ФВ-190 из состава III./JG51 (скорей всего из - 7./JG 51), летчик не пострадал. По данным немцев он был сбит внезапной атакой, летчик противника не видел. Возможно его сбили летчики 265 ИАП охранявшие "Илы". Но так как две немецкие части: Stabsstaffel/JG 51 и 7./JG 51 судя по времени заявок на победы  вели бои в одно и тоже время, как и наши группы истребителей из 163 и 265 ИАП, не исключено, что внезапной атакой Пологова был сбит ФВ-190 именно из III./JG51.
В целом бои между истребителями обошлись сторонам в этот день в 3 ФВ-190 и 4 Як-9, довольно не плохой результат для советских летчиков, учитывая значительное превосходство ФВ-190 над Як-9Д в летно-боевых качествах.

По итогам дня летчики 336 ИАД заявили сбитыми 4 ФВ-190 и 2 Ю-52, также 1 ФВ-190 был заявлен сбитым штурмовиками 3 ГШАД. Всего сбито 5 ФВ-190 и 2 Ю-52, из которых по данным 6 ВА - 2 ФВ-190 и 2 Ю-52 подтверждаются наземными войсками. Эти данные соотносятся с потерями немцев - 2 ФВ-190 которые были потеряны с летчиками упали на территории советских войск, третий сбитый ФВ-190, с которого летчик спасся, упал на немецкой территории.

4.04.44
Летчики 6 ВА произвели 99 дневных самолетовылетов, из них 29 Ил-2, 68 Як-9 (по данным 336 ИАД - 76 самолетовылетов).
Летчики 336 ИАД по данным армии провели 2 безрезультатных воздушных боя.
Потери составили 1 Ил-2 и 1 Як-9 не вернувшимися с боевого задания и 1 Ил-2 потерянный при столкновении с другим "Илом", который в свою очередь совершил вынужденную посадку. Правда в ЖБД 3 ГШАД ничего не пишется о не вернувшимся с боевого задания Ил-2, вероятно он нашелся.
По данным 336 ИАД было проведено не два, а четыре воздушных боя, в которых было заявлено сбитыми 2 ФВ-190. Свои потери составили 1 Як-9 из 483 ИАП, мл.л-т Лобастов не вернулся с боевого задания, летчик обнаружился позже (10 апреля) на вынужденной посадке на своей территории, самолет требовал заводского ремонта.
 Боевых потерь эскадра "Мельдерс" в этот день не понесла.
Интересные выводы делаются в ЖБД 6 ВА по итогам дня: "истребительная авиация действовала не активно, группы имели 2 встречи с истребителями (противника), бой вели пассивно. За день не сбили ни одного  самолета противника, не смотря на большое число самолетовылетов." Таким образом командование 6й ВА настаивает, что ни кого не сбили, видимо претензии 336 ИАД на две победы были им отвергнуты.

5.04.44
В этот день немецкие войска пробили коридор к окруженному гарнизону Ковеля, тем самым разорвали кольцо блокады.
"Илы" 3 ГШАД произвели в этот день довольно мало самолетовылетов - 20,  истребители 336 ИАД сохранили свою активность как и в прошлый день, выполнив 76 самолетовылетов. Ими было проведено 5 воздушных боев в которых заявлено сбитыми 2 ФВ-190 и 1 Ю-87, свои потери оказались гораздо выше - 7 Як-9 не вернулось с боевого задания, 1 Як-9 совершил вынужденную посадку 10 км. восточнее Ковель.
Со стороны противника в этот день заявила о себе еще одна часть из Эскадры "Мельдерс" -  I./JG51 вооруженная уже полностью Bf 109G-6 (последние ФВ-190 были в ее составе в феврале 1944). Пилоты этой группы заявили в этот день 4 победы над истребителями:
05.04.44 Ltn. Hans-Joachim Baumbach 1./JG 51 Yak-1 ; 42 811: at 800 m. 09.20
05.04.44 Obfhr. G;nther Josten 1./JG 51 Yak-7 ; 42 818: at 1.800 m. 09.25
05.04.44 Obfhr. G;nther Josten 1./JG 51 Yak-1 ; 42 689: at 1.000 m. 09.35
05.04.44 Ltn. Kurt-Werner Martin 3./JG 51 Yak-7 ; 42 485: tiefflug  08.58

При этом надо заметить, что летчики 6 ВА отмечали столкновения с Ме-109 уже в предыдущие дни и возможно 5 апреля были уже не первые вылеты летчиков  I./JG51 под Ковелем.

К этим победам еше четыре добавили пилоты 7./JG 51:
05.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Yak-7 ; 42 595: at 800 m.  08.58
05.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Yak-7 ; 42 625: at 2.000 m. 09.18
05.04.44 Ltn. Friedrich Krakowitzer 7./JG 51 Yak-7 ; 42 876: at 1.300 m. 09.21
05.04.44 Fw. Franz-Josef Zoufahl 7./JG 51 Yak-7 ; 42 674: at 2.000 m. 09.28

Число претензий летчиков "Мельдерс" в точности соответствует потерям советских истребителей. К сожалению сведений с советской стороны по этому дню не достаточно. Известно что в этих боях летчик 265 ИАП мл.л-т Глинский заявил сбитым 1 ФВ-190, а из состава полка три летчика не вернулось с боевого задания: капитан Кащеев, мл.л-т Басманов и лейтенант Булгаков (17+0 побед) - будущий единственный Герой Советского Союза в полку. 7 апреля Булгаков А.П. вернулся и рассказал о том что случилось. Звено Кащеева (ведомые Басманов, Булгаков) оторвалось от основной группы истребителей 265 ИАП во главе с Ухановым, и Кащеев решил выполнять задачу самостоятельно. В районе Ст. и Новые Кошары с высоты 600 м. в 10.30 встретили группу Ю-87 до 80 самолетов, идущюю с набором высоты на запад. Звено Кашеева атаковало последнюю пару Ю-87х и ком.звена и Булгаков сбили по одному Ю-87. При повторной атаке самолет Булгакова был подбит З/А противника, но успел сбить еще 1 Ю-87. Далее Булгаков с трудом дотянул до своей территории и произвел вынужденную посадку без шасси. Он видел как Кащеев и Басманов шли на повторную атаку противника. Судя по всему оба они были сбиты истребителями JG 51, про Кащеева 14 апреля появилось уточнение, что он был сбит истребителями противника - на горящем истребителе перетянул линию фронта и сел на вынужденную, самолет сгорел. Кащеев получил ранения в голову, руку и ногу, а также получил ожоги. Он был подобран нашими войсками и в дальнейшем доставлен в госпиталь в Сарны.
20 апреля вернулся еще один из пропавших летчиков - капитан Фетисов, который был подбит ИА противника и зазбил свой самолет при вынужденной посадке.
Эскадра "Мельдерс" не досчиталась в этот день в боях двух истребителей: 1 ФВ-190 не вернувшимся с задания из Stabsstaffel/JG 51, летчик пропал без вести, а  группа I./JG51 потеряла 1 Bf 109G-6, по данным  немцев от зенитного огня, летчик спасся. Учитывая все известные обстоятельства этого дня можно сказать, что летчики 336 ИАД смогли нанести ответный удар. Можно заметить, что истребители "Мельдерс" под Ковелем часто относили свои боевые потери на счет зениток, но судя по всему это было зачастую не так.
 Потери в Ю-87х также могли быть в этот день. Известно, что действовавшие на этом направлении I./SG1 и 10. (Pz.)/SG1 потеряли в апреле по боевым причинам 7 и 3 Ju 87D-5 соответственно.

Накал борьбы после 5 апреля начал спадать, в 6 ВА подвели итоги операции армии с 15.03 по 5.04.44.
Истребители и штурмовики армии в 42 в/боях заявили сбитыми 26 самолетов противника: 18 ФВ-190, 1 ФВ-189, 2 Ю-88, 2 Ю-52, 2 Ю-87, 1 Хш-126. Из них подтверждено наземными войсками: 10 ФВ-190, 2 Ю-88, 2 Ю-52, 1 Хш-126.
Свои потери составили:
Сбито в воздушных боях - 20 Як-9, 8 Ил-2, 2 Пе-2, 6 У-2;
Сбито З/А противника - 1 Як-9, 2 Ил-2;
Не вернулось с боевого задания - 4 Як-9, 3 Ил-2, 1 Пе-2, 1 У-2.
Всего - 48 самолетов.

Как можно заметить судьба многих Як-9х, которые были записаны пропавшими без вести, прояснилась - большинство из них были сбиты истребителями противника. Также судя по этим итогам все "Яки" севшие на вынужденную посадку в следствии боевых повреждений были списаны. Правда судя из описания боевых действий - 4 Як-9 оставшиеся числится пропавшими без вести, включают в себя и не боевые потери - разбившихся из-за сложных погодных условий и других не боевых причин. Возможно даже все они были потеряны без воздействия противника. Например не вернувшийся 4 апреля Лобастов был разыскан только 10 апреля на вынужденной посадке и возможно в этих итогах боев он числится пропавшим без вести.
В описании событий не были учтены еще 2 У-2 сбитые истребителями немцев, в итогах их 6, что уже больше соответствует известным заявкам немецких истребителей. В целом можно сказать, что истребители Эскадры "Мельдерс" были весьма точны в своих заявках на победы.

Потери немецкой авиации определить сложно, известно, что действовавшие здесь части JG51 потеряли в боях безвозвратно 5 истребителей: 4 ФВ-190 и 1 Ме-109.  Немалые потери понесли и различные авиачасти Люфтваффе,  участвовавшие в снабжении по воздуху гарнизона Ковеля.

Основной источник сайт Память народа.

Продолжение следует