Мудрость Игнатия Брянчанинова

Лидия Мнацаканова
               
               
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807—1867) — епископ Православной Российской Церкви, богослов. Один из самых образованных людей России того времени, который, получив инженерное образование, оставил семью древнего дворянского рода, посвятив себя монашеству. Один из немногих, будучи богословом, он писал труды в области религии, исследовал духовную сферу. Ко всему сказанному, был очень скромным человеком...
Известный современный богослов Алексей Осипов, человек высокого духовного образования, считает Святителя Игнатия основоположником российской духовной культуры.

                ЦИТАТЫ ИЗ ТРУДОВ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

Весьма часто актёрскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актёров.
 
В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением.

Возненавидь ненавистную Богу праздность, возлюби возлюбленный Богу труд, но души твоей не расслабляй пустою заботливостью, всегда бесполезною и излишнею.
 
Все поступки наши по отношению к ближнему, и добрые и злые, Господь будет судить, как бы они были сделаны относительно Его Самого (Матф. 25).

Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении.

Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть.

Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.
 
Грех — причина всех скорбей человека и во времени, и в Вечности.
 
Грехи, по-видимому, ничтожные, но пренебрегаемые, не врачуемые покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость.
 
Дева начинает тогда опускать вниз глаза, когда явится в ней ощущение греховное; в невинности своей она глядит прямо.
 
Добрые дела наши должны быть скрыты не только от человеков, но и от нас самих…

Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением.

Жизнь наша коротка. Что в ней ни приобретешь — все должно оставить при входе в вечность. Одно благо, которое пойдет с нами туда: любовь к Богу и любовь ради Бога к ближнему.

Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения.
 
Кроме пути покаяния нет другой стези, возвращающей ко спасению.
 
Кто нарушил верность Богу впадением в грех, — восстанови эту верность, докажи ее борьбою с грехом, свержением с себя чрез победу цепей.

Гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя б эта жертва была всесожжением.

Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости.

На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие  Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.
 
Наше время походит на последнее.  Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих.

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся, Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу… Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть.
 
Не устрашись бурь, не ослабей от них: они — признак добрый.
 
Умиление, любовь к ближним — вот истинные признаки истинной молитвы.
 
Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, — себя.
 
Оскорбления от других должно переносить равнодушно, и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относились не к нам, а к кому-либо из лиц чуждых нам.
 
Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания.
 
Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях.
 
Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и поклонении самому себе.

Самый тяжкий грех — «отчаяние».  Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоносного яда, как от лютого зверя, от отчаяния. Повторяю: ОТЧАЯНЬЕ — злейший грех между всеми грехами.
 
Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей…
 
Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство,  подаваемое Им, всемогуще.

Фарисей, смотря на себя, не находил причин к покаянию, к ощущению сердечного сокрушения; напротив того он находил причины быть довольным собою, полюбоваться собою
 
Чем больше богатство без Бога, тем больше нищета.

Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота.

Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов.