Томас Уотсон. Счастье приближаться к Богу

Инквизитор Эйзенхорн 2
СЧАСТЬЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ К БОГУ
Томас Уотсон
http://www.gracegems.org/SERMONS/The

Счастье для меня приближаться к Богу (Пс.73.28 KJV)

Этот псалом не менее прекрасен, чем священен. Он рассчитан на святых Божиих во все времена, но особенно подходит для благочестивых, чтобы размышлять во время бедствия. Его называют псалмом Асафа, потому, что он или написал его, или пел. Асаф был Боговдохновенным человеком, пророком, а также мастером музыки. Это был святой человек, который вел диалог с самим собой о провидении Божием. Он был готов спрашивать о Его провидении, а также узнавать о праведности провидения. Почему те, кто злы, пользуются столь многими благами, а те, кто праведны, выносят столько зла? Когда Асаф размышлял над этим, его вера встала над его разумом, и он пришел к выводу, что путь нечестивых скользок.  Если мы идем по льду, мы скоро поскользнемся; если мы пойдем над пропастью, мы упадем в нее. Именно сознание этого разрешило его сомнения и укрепило его дух.
Нам не следует забывать начало псалма в оригинале: «Истинно, Бог добр к Израилю». Без сомнения, это золотой принцип, которому мы следуем. В Септуагинте и Вульгате он звучит несколько иначе: как благ Бог Израиля! Это подтвердят и ангелы на небесах; но псалмопевец говорит о том, как понять процветание нечестивых; почему они имеют не только все, что их сердце может пожелать, но больше этого (ст.7)? И хотя бы благочестивые не страдали катастрофически, их блага смешаны с плачем; но тем не менее Бог благ к Израилю. Это источник, ручей и цистерна; источник есть Бог, ручей – Его благость, а цистерна – Израиль. Действительно, в некотором смысле Бог благ для всех (Пс.95.9). Сладкая роса ложится и на чертополох, и на розы. Но если Бог благ ко всем, то это не значит, что ко всем одинаково. Он расположен к Израилю особым образом. Нечестивым может оказываться некая милость, но благочестивым дана спасительная благодать.  И если Бог благ к Своему народу, то для Его народа счастье приближаться к Нему.
Что же значит счастье приближаться к Богу? Это подразумевает, что по своей природе мы еще далеки от Него. Приближаться значит сокращать расстояние. В нашем падшем состоянии мы потеряли две вещи: образ Божий и общение с Богом «Злые отчуждены от утробы» (Пс.58.3). Каждый шаг грешника уводит его все дальше от Бога. Блудный сын, ушедший в чужую страну, был символом того, как далек грешник от Бога. Насколько далек от Бога тот, кто ушел сорок или пятьдесят лет назад из дома Отца своего! Что еще хуже – грешники не только далеки от Бога, они не желают быть рядом с Ним. «Они любят бродить» (Иер.4.10). Грех не хочет быть рядом со святостью. Злые удаляются от Бога, насколько могут, как Каин, который «пошел от присутствия Господа» (Быт.4.16). Есть храм Божий с явными признаками присутствия Бога, и есть церкви, которые отчуждены от Него настолько, насколько возможно; строя здания, люди думают заглушить голос своей совести, как Рим топит его громовым звоном своих колоколов. Грешники думают, что без Бога им будет лучше (Ис.30.11). Если Святой Израилев далек от нас, то удалимся от Него сами, пусть Он больше не именуется среди нас. Больной глаз не любит смотреть на солнце. Давайте же глубоко смиримся за падение Адама, который ушел так далеко от благословенного Бога. Небо и земля не далеки так друг от друга, как Бог и грешник. Чем дальше человек плывет от востока, тем ближе он к западу. Чем дальше мы от Бога, тем ближе к сатане. Давайте же вернемся к Богу в покаянию. Скажем, как Церковь у Осии (2.7). «Пойду и вернусь к первому мужу своему, ибо тогда мне было лучше, чем теперь».
«Счастье для меня приближаться к Богу». Здесь говорится обо мне, о Боге, о том, что я могу приблизиться к Нему, и как это хорошо. Значит, великий долг христиан – приближаться к Богу (Евр.10.22). Давайте будем приближаться к Нему с искренним сердцем. Опишем здесь четыре вещи.
1.Как мы можем приблизиться к Богу.
2.Где  мы можем приблизиться к Богу.
3.Способ, каким мы можем приблизиться к Богу.
4. Почему мы должны приблизиться к Богу.

1.Как мы можем приблизиться к Богу. По своей природе мы противостоим Богу. Мы «отчужденные и враги» (Кол.1.21). Как мы можем приблизиться к Нему? Только через посредника. Иисус Христос стоит между нами и Божией справедливостью. Как наш Первосвященник Он пребывает в нашей плоти. Плоть Христа называется «покрывалом» (Евр.10.20). Как Моисей, когда его лицо сияло необычайно ярко, полагал на него покрывало, чтобы Израиль мог приблизиться к нему и посмотреть на него, так Христос облек Себя в нашу человеческую природу, чтобы мы могли приблизиться к Богу через Него.
И как Христос Своим Воплощением открыл нам путь в Святая святых, так Своим распятием Он умер, чтобы Бог и мы стали друзьями. Божий закон был нарушен; разгневанная Божия справедливость требовала удовлетворения, прежде чем мы смогли приблизиться к Богу. Ныне Христос как наш Священник  пролил кровь за наши грехи и так совершил наше искупление, «сотворив мир через Кровь Креста Своего» (Кол.1.20). Как Иосиф стал настолько велик, что мог представлять своих братьев и войти в присутствие царя (Быт.47.2), так Иисус Христос есть наш Иосиф, что Своей Кровью проложил нам путь в Божие присутствие. Через Христа Бог доволен с нами, и Он указывает нам Своим золотым скипетром, где мы можем приблизиться и прикоснуться к Нему.
2.Где  мы можем приблизиться к Богу. В использовании Его установлений. В Слове мы приближаемся к Его святой речи, в Таинствах мы приближаемся к Его столу. В одном мы слышим Его голос, в  другом Он лобзает нас. Кроме того, мы особым образом приближаемся к Богу в молитве. Молитва есть личное общение души с Богом, шепот в Его уши: «Мои молитвы дошли до Его ушей» (Пс.18.6). В молитве мы столь приближаемся к Богу, что завладеваем Его словом (Ис.66.6). Бог приближается к нам Своим Духом, и мы приближаемся к Нему в молитве.
3.Способ, каким мы можем приблизиться к Богу. Бог обитает на небесах, и мы приближаемся к Нему не телесно, но нашей душой. Привязанность к Нему – это ноги нашей души, которыми мы идем к Богу. Давид приближался к Нему в своих стремлениях: «С Тобою никого не хочу на земле» (Пс.73.25). Мы возводим сердце к Небу в благочестивых порывах, ибо Дух может иметь общение с нами на расстоянии от нас.
4. Почему мы должны приблизиться к Богу. Потому что Он наш Творец, в Котором мы живем. Он дал нам тело, оно дивное изделие Его (Пс.139.15). И, желая обитать с нами, он положил Свою драгоценность в нашу душу, и если наше бытие от Него, то мы не можем и дышать без Него. Есть потому веская причина приближаться к Нему; это дань уважения и почтения.
Бог есть наш Благодетель. Он уделяет нам различные благословения; Он дает нам здоровье и имущество; каждый кусок хлеба, который мы едим, есть Божественный дар. Разве поэтому мы не должны приближаться к Тому, Кто нас кормит? Покормите животное, и оно пойдет за вами через все поле. Не идти к Тому, Кто есть наш благодетель – это хуже чем жестокость. 
Бог есть величайшее Благо и Начало всякого добра. Его достаточно, чтобы удовлетворить все стремления ангелов. Он есть квинтэссенция сладости. В Нем сосредоточены совершенство, мудрость, святость и доброта, от Него бесконечная радость, в которую наша душа должна погрузиться навсегда (Пс.36). Здесь главное основание для нас приближаться к Богу, ибо Он есть высочайшее Благо. Мы должны приблизиться к Его счастью.
1.Облагодатствованная душа всегда стремится приблизиться к Богу и не может не приближаться к Нему. Она любит беседовать с Ним наедине. Человек по-настоящему восстановленный не может долго оставаться в стороне от него: «Моя душа следует за Тобой» (Пс.63.8 KJV). Всю свою любовь она обращает к Богу. Сама природа любви такова, что она обращает все сердце к любимому. Тот, кто любит другого, стремится встретится с ними; тот, кто любит Бога, обращается к Нему. Его сердце поднимается к Богу на огненной колеснице любви.
Любящая душа не может не приближаться к Богу, ибо между ней и Богом есть самые близкие отношения. Бог есть несомненно Отец наш (Ис.64.8). Не детский ли восторг приближается к отцу? Если Отец есть Бог любви, Его дети никогда не отойдут от Него, ибо у Него есть наследие для них. Он любит Своих детей настолько, что никогда полностью не лишит их наследства. Как же верующие могут оставаться далеко от своего Отца? Почему они так долго не знают Его присутствия?
Любящая душа не может не приближаться к Богу, ибо находит в Нем неизмеримую сладость и полноту. Обращаясь к Богу, она черпает от Него силу. Никогда Ионафан не находил такой сладости, как тогда, когда он опустил жезл в соты (1 Цар.14.27). Такую сладость находит душа в общении с Богом. Приближаясь к Богу, сердце христианина нагревается и плавится, ибо Господь опаляет Свою жертву с небес. Приходя к Богу, мы имеем дары Духа, блага Божьей любви, предвкушение славы. Бог дает нам «виноградную гроздь», чтобы мы пришли и вкусили, как Он благ! Неудивительно, что, стремясь приблизиться к Божию величию, мы находим такое утешение в приближении к Богу!
2. Она по сути осуждает тех, кто вместо того, чтобы приближаться к Богу, приближаются к миру. Мир поглощает все время и мысли тех, кто «мыслит о земном» (Фил.3.19). Добрый христианин пользуется миром по мере необходимости, но его основное дело – приближаться к Богу. Это его занятие и награда, и он уверен, что он не проиграет. Он приносит Богу ежедневную жертву, и «следует Ему полностью»  (Чис.14.14). Но алчные люди делают мир своим сокровищем и заполняют им свое сердце. Говорить с ними о приближении к Богу значит произносить для них загадки и бессмыслицу. Они не больше могут жить над землей, чем рыба без воды. На них проклятие змия, лижущего прах. Земные вещи увлекают их сердца прочь от Бога. Они мешают им идти к святой земле. Если бы их мнимая мудрость испытала удары, они подумали бы:  если есть красота в мире, то не больше ли ее в Боге, Который сотворил ее? Он дает цветку его цвет и запах, алмазу – блеск, пище – вкус, и если есть такая сладость в творении, то какова она в Боге? Он гораздо лучше, чем все. Неужели эти бедняги не обратят свое сердце к Богу? Неужели поток не приведет нас к источнику? Неужели свет свечи может затмить солнце? Неужели мы будем восхищаться дарами и забудем Дарителя? Соломон говорит о своем поколении людей: «безумие в сердце их» (Еккл.9.3). Конечно, те, кто приближаются к миру и оставляют Бога, безумны в сердце их. О, как пусты и незначительны все вещи без Бога! Их назначение – целиком земное, их обретение болезненно, их осуществление пресыщает, их продолжительность ограничена смертью, и их дело убивает.
3. Она своей жизнью осуждает и тех, которые приближаются к Богу лицемерно, устами, но не сердцем (Ис.29.13). Такие, как прежде евреи, показывают преданность, жгут светильники в честь Бога, но внутренней преданности в них нет. Что такое великолепие без благочестия? Грешники могут поклоняться Богу телесно, но в сердцах своих больше любить все остальное. Сердце – это невеста-девственница, ждущая жениха. «Сын Мой, отдай Мне сердце твое» (Притч.23.26).  Приближаться к Богу телом, но не сердцем, значит гневить Его. Это точно так же, как если бы вы пришли в аптеку и просили лекарства, а вместо них получили пустые склянки. Приближаться к Богу без сердца значит играть в преданность, и прикрывать бесовщину мантией религии.
4. Она осуждает и тех, кто вместо того, чтобы приближаться к Богу, удаляется от Него, тех отступников, которые когда-то взошли как цветы и подавали надежды на обращение, но их весна сменилась осенью. Страх гонений или надежда почестей отвратили их от исповедания и религии. «Израиль отбросил благое» (Ос.8.3 KJV). Некогда в Аугсбурге паписты давали десять гульденов в год тем, кто оставлял протестантскую веру. Люди отступали от Бога, ибо у них никогда не было Духа Божия, Который бы утвердил их. Те, в ком есть Святой Дух, никогда не отступят окончательно от Бога. Излияние Духа в сердце – это серьезно. Отступник может прийти и уйти, но то, что он сделал, лишь повредит ему. О, как это страшно – отойти от Бога! Эту мерзость совершил Иуда, чьим именем никто не назовет ребенка. И как страшен был его конец, когда он предал Христа и выпали его внутренности! Если счастье приблизиться к Богу, то какой ужас отступить от Него, если «Ты сокрушишь всех, кто удалится от Тебя» (Пс.38.27 KJV).
5.Она призывает всех приблизиться к Богу. Лучше и разумнее прийти к Нему охотно, чем в страданиях. Куда идти душе, как не к Богу? Где отдохнуть пчеле, как не в своем улье? Я скажу лишь о нескольких причинах, по которым благо для нас приблизиться к Богу.
(1) Прежде всего, сказано, что приближаться к Богу благо для нас, ибо в Нем для нас все. Приблизиться к Богу – наша мудрость. «Цена премудрости выше рубинов» (Иов 28.18).  Нет драгоценности, которая больше украшала бы нас, чем мудрость, и где наша мудрость, как не в близости к Богу? Многие ищут мудрости, общаясь с великими людьми, многие умоляют о ней князей (Притч.19.6). Но любовь князей изменчива. Как часто солнце королевской милости скрывается в облаках! Но приблизиться к Богу – мудрость, ибо Он наш самый сладкий Друг.
- Приближаться к Богу – величайшая честь для нас. Мы считаем за честь разговор с благородными людьми, но какая высокая честь для нас, когда великий Бог позволяет греховному праху приблизиться к Нему! Конечно, апостол говорит об этом со святым достоинством:: «Наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом» (2 Иоан.3). Как если бы он сказал: мы не простолюдины мира, мы от царской крови небес, и мы превосходим всех людей нашим общением с Отцом. Царь царей обратил Свой золотой скипетр на нас; Он пригласил нас в Свое присутствие и приветствует, и предлагает нам приблизиться к Нему; какая же это честь для нас! «Измученные и в долгах приблизились к Давиду, и он стал начальником над ними». Мы измучены и в долгах, когда приближаемся к Богу, и Он становится не только нашим начальником, но нашим Супругом (Ис.5.5).  Какое это трансцендентное, запредельное достоинство! Какое чудо, что Бог не изгоняет нас от Своего присутствия, но мы можем быть приняты, чтобы видеть лик Царя, и вкушать лакомства с Его стола, которые больше подходят ангелам, чем людям.
- Приближаться к Богу – наша безопасность. Бог есть «крепкая башня» (Притч.18.10). Хорошо во время опасности приблизиться к башне или замку. «Рог выходит из рук Его, в Нем сокрыт тайник силы» (Авв.3.4). Этим рогом Он наказывает Своих врагов, и тайник Его силы – защита Его народа. Бог есть неприступная крепость. Нет никакой безопасности, кроме приближения к Богу. Если овца отобьется от стада, она в опасности от волков; если мы уходим от Бога, мы под угрозой от сатаны.
- Приближаться к Богу – наш мир. Единственное, что нарушает наш мир – это то, что мы удаляемся от Бога, и какая небесная гармония воцаряется в нашей душе, если мы приближаемся к Нему! «Велик мир у любящих закон Твой» (Пс.118.165). Этот мир – поистине жемчужина сердца. Давид приходил к Богу, и Он был всегда с Ним» (Пс.129.17). Он был мягкой подушкой для спящего Давида. «Буду ложиться в мире» (Пс.4.8), как медовая роса ложится на листья. О, какое мягкое спокойствие овладевает душой, когда она приближается к Богу! Как утешительно ближе подойти к Солнцу правды!
- Приближаться к Богу – наше богатство. Это поистине золотая жила. Если мы приблизимся к Богу, Он обогатит нас Своими обещаниями и утешениями, как драгоценными жемчужинами (Еф.3.8). Он вознаградит нас по-царски, ибо Он Бог. Он сделает Свою землю полной драгоценных камней для нас, Он даст нам весенние цветы радости здесь и урожай славы в будущем.
Если мы приблизимся к Богу, Он приблизится к нам. Если мы приблизимся к Нему в долгу, Он приблизится к нам в милости. Когда блудный сын пошел к отцу, отец пал ему на шею и целовал его (Лк.15.20). Если мы приближаемся к Богу с покаянным сердцем, Он приблизится к нам с сострадательным сердцем. Давид молился: «Приди к душе моей» (Пс.69.18). Как прекрасно, когда Бог приближается к нам! Как сладко Его присутствие! Он - свет для глаз и радость сердца. Каким счастьем было для Закхея, когда Христос подошел к Нему! «В этот день пришло спасение дому сему» (Лк.19.9 KJV). Когда Бог приближается к душе, приближаются небо и спасение.
(2) В ближайшее время, хотим мы того или нет, мы приблизимся к Богу. Мы быстро приближаемся к нашей могиле, к вратам смерти (Пс.107.18). Нечестивые, которые не заботятся о Боге, при смерти будут просить, чтобы Он дал им приблизиться к Нему. Они восплачут о милости и милосердии: Господи, спаси, мы погибаем (Мтф.8.25). Они придут к Богу в беде, как люди приходят к Нему в буре. Но Бог не защищает Своих врагов. Господь дает грешникам обилие милости в этой жизни; как мы видели, любящий отец снабдил блудного сына деньгами, чтобы понять, сможет ли он вернуть его; но если грешник не будет избран к милости, в миг смерти Солнце милости скроется и темная ночь гнева настигнет его. Те, кто не приблизится к Богу как к Другу, почувствуют, что Он приблизится к ним как враг.
Что мы можем сделать, чтобы приблизиться к Богу? Давайте подумаем о Его всепревосходстве. Он Бог славы (Пс.19.3). Он полон славной красоты, по сравнению с Ним все ангелы и люди лишь пылинки на весах. Он Бог любви (2 Кор.13.11), торжествующий в милости. Как все это не побудит нас прийти к Тому, Кто явил знамя Своей благодати грешникам! Если мы слышим приглашение даже от достойного человека, то прийти к нему будет обязательством доброты и вежливости, и только так мы расположим его к себе и обретем его дружбу. Бог есть суверенное Благо, и чудо Его любви в том, что Он готов распространить потоки Своей щедрости к нуждающимся существам. Это делает нас готовыми приблизиться к Нему и поставить Его в центр своегт счастья.
Если мы хотим приблизиться к Богу, давайте изучим наши нужды. Рассмотрим, в чем мы нуждаемся от Бога, и почему мы не можем быть счастливы без Него. Блудный сын никогда бы не вернулся к отцу, если бы не начал нуждаться. Гордый грешник, который не чувствует нужды в Боге, считает, что он проживет и сам, «Мы сами себе господа» (Иер.2.31). Полный желудок презирает и сотовый мед. Только нужда побудит нас обратиться к Богу. Множество хромых и паралитиков приходили ко Христу, нуждаясь в исцелении. Жаждущий идет к источнику, ибо ему нужна вода. Осужденный пишет царю, ибо нуждается в прощении.
Когда бедная душа чувствует свою нужду, она говорит: мне нужна благодать, мне нужно угодить Богу, я буду проклята без Христа, - она уже приближается к Богу, ибо всерьез просит Его о милости.
Если мы хотим приблизиться к Богу, давайте позаботимся быть заинтересованными в Нем, и будем приближаться к Нему с искренним сердцем и полною верою (Евр.10.22). Когда мы познаем Бога нашего, мы приближаемся к Нему, как супруга в брачном союзе приближается к своему мужу. Этот Бог есть Бог наш (Пс.48.14).
Давайте просить об этом Духа Святого. В Нем есть могучая сила. Растление тянет наше сердце прочь от Бога; Дух притягивает его к Нему. «Влеки меня за собою, вместе побежим». Дух, по Его всемогущей благодати, обращает наше сердце к Богу не только сладко, но и мощно. Давайте будем возгревать в нашем сердце любовь к Богу; пойдем по пути Его любви, и наше сердце будет обращаться к Нему. Если Бог благоволил сокрыть в нас Свое сокровище, наше сердце будет обращено к Нему. Рабский страх заставляет душу убегать от Бога, святая любовь побуждает лететь к Нему.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn