Как молоды мы были Ч. 1

Любовь Витт
   Далёкие 80-е...Русский драматический  театр им. В.Маяковского в одной из столиц среднеазиатской республики-Душанбе.

  Мы были одной семьей–актерская братия. Впрочем, не только режиссеры, актеры, художники, а и все цеха :костюмеры, осветители, рабочие. Каждый из нас был кто винтиком, кто болтиком, кто гаечкой, из которых потом складывался его Величество–СПЕКТАКЛЬ!

  Мы все вместе встречали у роддома новорожденных детишек, вместе провожали в путь покинувших этот мир, вместе отмечали премьеры и юбилеи! Это был удивительный  коллектив–добрый, сопереживающий, и  многонациональный– маленький филиал СССР.


  Это было время, когда вместо фразы: «Надо купить»,– произносилось: «Хорошо бы достать!» В обиходе были слова: "дефицит", "из-под полы", "спекулянт".
Считалось за счастье достать в театральном буфете банку растворимого кофе или болгарский зеленый горошек, которые "распределялись" мгновенно. Прийти к кому–нибудь в гости с такой баночкой кофе считалось особым шиком–от щедрот душевных.

  Есть такое хорошее действо–дарить...и самому радоваться! Нет, мы тогда не были шмоточниками, мы просто не были избалованны хорошими товарами и умели радоваться  даже самому малому. А тем более, когда молодая семья: хочется и самим выглядеть хорошо и гнездышко свое сделать уютным. И появлялись в доме необычные китайские вазы (не путать с сегодняшним ширпотребом), и оригинальные настольные лампы. В газетном киоске я  следила за поступлением немецкого журнала о дизайне  в доме. Позже появился немецкий журнал о моде, издаваемый на русском языке – Burda.
 Мы смотрели на глянцевый, чужой закордонный мир моды и, что греха таить, нам хотелось выглядеть также!

  Поэтому все театральные очень любили и дальние гастроли, и короткие выезда в близлежащие города.
Приедем в какой–нибудь городок, переночуем, а утром, перед спектаклем, часов в шесть, отправляемся на местную барахолку. Вот где глаза разбегались от товаров из  местных магазинчиков! Чего только нет! А было то, что в нашей тогдашней столице и днем с огнем не найти: мужская обувь немецкой фирмы "Саламандра", женская из Чехословакии. А знаменитое чешское стекло! Новая косметика такая, что сразу и не разберешь, для чего это! Хорошо помню, что в это же время появилась косметика   для мужчин, но многие еще стеснялись ее приобретать.

  Много чего было, кроме основного–денег. Но нас выручал администратор. Получив деньги за очередной спектакль, всем давал в долг, под зарплату. По приезду просто  сдавал список в бухгалтерию кассиру. Главное было не увлекаться и рассчитать так, чтоб этой зарплаты потом хватило. Помню, возвращаюсь с поездки домой, нагруженная книгами, муж в дверях улыбается и встречает вопросом–«Сколько?»

  О книгах отдельная история. То, что в столице можно было купить на книжном базаре с большой переплатой у фарцовщиков (появилось новое слово, взамен привычного–спекулянт), эти же книги можно было купить в любом  районе. Ходили группой. Администратор договаривался с заведующим магазином и нас пускали на книжный склад, проще говоря, в подсобку. А там... чего только нет! От великолепных глянцевых альбомов по искусству до детективов мировой классики–тома! Хотелось плакать от невозможности все это приобрести!

  В магазине одежды  молодые актеры–женатики, могли запросто поднять над головой предмет женского белья и крикнуть: «Девчонки! Моей Ритке это подойдет?» Все, улыбаясь, кивали.
А уж по вопросу приобретения мужских вещей мы обращались к ним.


  МУЖ.

  Я тогда только недавно вышла замуж и до сих пор помню то страстное  желание приобрести  что-то для мужа. Это была какая-то особая радость рыться в  новом для меня  мире: мужских рубашках, брюках, перебирать галстуки...Даже  крем после бритья, муж принимал с благодарностью. Так мы выкручивались по мелочам, радуя друг друга сюрпризами.

  Один из них я запомнила на всю жизнь. Как-то Володя встретил знакомого, перед 8 марта, который достал, по большому блату, дорогие французские духи с интригующим названием "Magie Noire" Кому тот нес их в подарок, я не знаю, но Володя долго убеждал  знакомого, что эти духи должны принадлежать только мне! Уговорил!

  Муж влетел тогда в дом радостный и возбужденный и, не дожидаясь завтрашнего праздника, тут же протянул мне–хозяйке "добычу охотника"! Разве можно забыть тот миг, когда он стоял передо мной–самый любимый мужчина: высокий, широкоплечий, красивый, с русыми кудрявыми волосами. Он стоял с распахнутой душой и весело  смотрел на меня голубыми глазами, в которых плескалось СЧАСТЬЕ! 

 
  Я держала тогда коробочку и мое лицо выражало несколько иное чувство:«45 рублей! Столько денег отдать за духи?! Можно было купить красивые туфли или...»–думала я, не привыкшая к таким дорогим подаркам. Но муж понимал в этом  толк.
 
  "Черная магия"!
 Это был необыкновенный аромат, от двух капель которого пассажиры в автобусе начинали крутить головами, отыскивая благоуханный источник. А какое необычное оформление: плоский стеклянный  пузырек, вмонтированный в красивый полосатый пластик был с фокусом: позже, израсходованный наполовину, при переворачивании он  снова казался полным. Этот пузырек в оригинальной коробочке до сих пор остался у меня с чуть слышным запахом молодости и любви! Много лет прошло с тех пор...

 Несколько раз потом, уже взрослые сыновья, покупали  или выписывали  для меня "Черную магию" по интернету, но это уже был не тот аромат, не духи, а брызгалки...словно со временем рецептура их изготовления была утеряна навсегда.  Но об этом я им не сказала. Я деликатная мама.

  Мой  муж был театральным бутафором и природным Левшой. Я не помню ничего такого, чего он мог бы не сделать! Разве только что– не вязал. Этим занималась я. Володя  мог  выдуть из стекла мне прекрасный кулон, а  на гончарном круге вылепить и обжечь в муфельной печи (помню название), необыкновенную вазочку. Прекрасные вещи делал из чеканки! Вырезал из дерева! Для спектаклей изготавливал  реквизит  вплоть  до оружия разных веков-не отличишь от настоящего! Он умел  многое, до  ремонта  автомобиля. Если говорят,–"Золотые руки", то у него они были из золота высшей пробы.

  Володя был гурманом–умел и любил готовить: плов, манты, любил выпечку, придумывал различного рода печенье. Я этим не увлекалась. Мне интересней было возиться с "тряпочками" или что–то красить.

  Затем муж научил меня фотографировать! И мои дальнейшие ночи были заняты  проявлением, закреплением, печатанием...Помню, как-то проявляю ночью на кухне, при красном свете, неожиданно появляется сонный муж и говорит:

 — Ой! Извини, я чуть свет не включил...а тут ты работаешь.

Понимаете? Не "Дурака валяешь", не "Хватит, спать иди", а –"Работаешь!" Сам творческий человек, хорошо понимал, что значит прервать процесс, который  нравится и увлекает!
Любовь к фотографии осталась у меня до сегодняшних дней.

 
   Мы с ним многое что умели и квартира была наполнена всевозможными поделками, которые потом с радостью раздаривались друзьям. Но самое главное–мы с ним умели шить!
Помню один случай...
  Мне была назначена  главная роль в спектакле–" Цилиндр", по пьесе итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо. Главный сюжет комедии такой–молодая пара, у которой нет средств погасить долг за жилье, вынуждена пойти на обман. Главная героиня выходит  на балкон и начинает совершать водные процедуры на виду у всей улицы, с целью завлечь мужчин, ищущих приключения, чтобы потом путем обмана выманить у них деньги...

  В пошивочном цехе мне сшили отличный крепдешиновый халатик, но в нем соблазнить сложно: как "купаться"? Встал вопрос о красивом нижнем белье (это в дефицитные 80-е!) Мы с мужем  взяли этот вопрос на себя и соорудили из черненькой комбинации НЕЧТО, украсив черным кружевом "ришелье". Так вот, идет премьера, я на сцене выделываю над тазиком с "водой" руками и телом эротические "па", муж стоит  в  зрительном зале, облокотившись на задний ряд. Смотрит. Рядом  кто–то из цехов подзуживает его:

 — Володя, как ты можешь спокойно смотреть, когда твоя жена на сцене такое вытворяет?
 — Нормально. Я вот смотрю, что комбинацию мы могли бы и покороче сделать.
В этих словах он был весь–мой понимающий и бесконечно доверяющий муж.

  Так вот, продолжу. Как могли, мы себя обшивали. Потому что первое, что мы купили, начав совместную жизнь– швейную машинку "Подольск". Когда-то, еще до армии, Володя был учеником портного.

  В то время, мечтой для каждого из нас были джинсы! Настоящие-американские. Других тогда просто не было. Но и эти были, в малом количестве, только у фарцовщиков, которые сами  были в таком подполье, что днем с огнем не найдешь! Да и цена!!! Говорят, что желание, на которое не хватает денег, называется мечтой. А быть модными и стильными очень хотелось!

  Вот и притаскивает Володя как-то домой огромные куски авиационного брезента, которым самолеты накрывают. Друзья из аэропорта подкинули. А материал колом стоит. Вытаскивает муж выварку, наливает отбеливатель- препарат "Белизна", далее  ставит на плиту, наливает воду и, постоянно перемешивая, начинает колдовать. Вскоре мы получаем белого вида ткань, крепкую, но уже помягче ...чем не джинсА-варёнка?

  Из нее шьются джинсы для мужа(для этого были просмотрены журналы, где какие карманы, защипы...), и юбка для меня. Дело за верхом. Здесь проще–я распарываю старую рубашку мужа с коротким рукавом, вот тебе и выкройка! Кофту для себя–совсем легкотня. Сколько на себя платьев было шито–перешито!

  В то время "пищала" мода, которая называлась–"сафари": с множеством различных карманчиков, с погончиками, пуговичками. Повозились, конечно, все–таки материал несколько грубоват был, пальчики при наметке поискололи, но оно того стоило. Дело за "малым"–железными пуговицами, да не обычными, а с буковками, под фирмУ. И тут дело за Володей! Он где-то нашел оригинал и изготовил нам кучу пуговиц (методом гальванопластики). Результат? Когда мы выходили в этих нарядах, на нас все оглядывались с немым вопросом–ГДЕ ДОСТАЛИ?! Белая джинса!!! Это было лестно!


  И все же настоящие американские джинсы были для него мечтой! И как-то  несказанно повезло: кто-то купил, размер не подошел, так эти джинсы добрались до нас! Пришлось перезанимать, но купили. Как муж их разглядывал! Это был не интерес шмоточника, это был интерес портного: чем ОНИ могли так завоевать и покорить мир?! На кармане сзади вшит маленький красненький прямоугольничек с надписью известной тогда фирмы–Levi's! С настоящими металлическими заклепками!

  Да, мы радовались такому приобретению! До этого, я так радовалась лишь один  раз, еще старшеклассницей, когда мама целый месяц караулила у магазина, чтобы достать мне плащ из БОЛОНЬИ!
 
  Ну а пока меня, и всю актерскую братию, ожидал очередной театральный выезд, где будет возможность приобрести что-то дефицитное и оригинальное. Завтра едем!..



(Фото из архива автора. На гастролях в Самарканде. Я в первом ряду слева.)

Продолжение  http://proza.ru/2020/08/12/1974