Найти золотую середину

Наталья Демьяненко
В лечебно-реабилитационный центр «Пышма» в Тюменской области я ехала с огромным желанием расширить свои знания компьютерной грамотности, хотела научиться пользоваться айфоном через брайлевский дисплей.. Мне очень приятно. Что преподаватель Киселёв Анатолий Валентинович, а так же другие сотрудники центра сделали всё возможное, чтобы мне в этом помочь. Анатолий Валентинович сделал распечатки. По которым я тренировалась, в моё распоряжении предоставили ноутбук и брайлевский дисплей. Мне позволили в любое время посещать кабинет для занятий, в комнату принесли стол для удобства. Преподаватель быстро нашёл способ общаться со мной напрямую. Писал текст на ноутбуке, а я читала на дисплее.

Я благодарна центру «Пышма» за такой тёплый приём, Спасибо фонду «Со-единение» за исполнение моей мечты поучиться на компьютерных курсах у Киселёва. Пользу от полученных знаний работая с ноутбуком я ощущаю каждую минуту. Есть только одна просьба к фонду - предоставлять центру всю ту технику. Которой пользуются слепоглухие. Например, органайзер Химс Сенс для преподавателей «Пышмы» незнаком. А, между тем, такой органайзер в ходу среди людей с нарушением слуха и зрения.

.Я поговорила с Анатолием Валентиновичем Киселёвым, не просто замечательным преподавателем, но и удивительно обаятельным эрудированным человеком, которому никогда не изменяет чувство юмора:
- Анатолий Валентинович, расскажите немного о себе, чтобы познакомить с Вами тех наших читателей, которые пока не были в «Пышме

- ну, если немного, то мне 47 лет, женат, имею двоих  детей. Здесь не могу удержаться, чтобы не уточнить – очень маленьких детей. Им всего лишь 5 с половиной и полтора годика. Поэтому я никак не чувствую этих 47-ми. Кроме того последний раз я смотрел на себя, когда мне было 18 лет. Таким я себя и помню, таким и ощущаю.
Да, в 18 лет я ослеп. Можно сказать – случайный случай. Тогда я уже работал корреспондентом в местной газете. Так получилось, что я несколько лет был у них на счету как внештатный корреспондент, а когда закончил школу, пригласили поработать до армии уже штатно в редакции.
Видимо, из понта, не одеваясь, делая репортаж с масленицы, сильно перемёрз. В результате .опухоли головного мозга потерял зрение. Затем традиционные 5 лет становления и осознания себя. Работал в школе, вел фото и радиокружки, постоянно ездил по различным глазным клиникам, по модным тогда экстрасенсам.
А когда понял, что пора смириться –пошел учиться. На общих правах, закончил сначала очно исторический факультет местного госуниверситета. Затем заочно закончил Уральский университет по специальности тифлопедагога. Но продолжаю учиться практически постоянно. Вот в прошлом году, например, учился в Российском социальном госуниверситете, повышал квалификацию, как эксперт на профессиональных конкурсах инвалидов Абилимпикс. Не даром в моей пожизненной карточке ВТЭК, ещё в 90-е года прописали рекомендацию – “продолжить учёбу в университете”.
8 лет я отработал редактором по брайлю в областной библиотеке для слепых. И уже 12 лет как работаю в Центре реабилитации “Пышма”. За это время написал несколько методических пособий. Обучаю слепых, а с последнего времени и слепоглухих компьютерной грамотности, азбуке Брайля, ориентированию и мобильности, GPS—навигации.
Время от времени получаю различные дипломы от департаментов, губернатора, а в 2013 году был признан лучшим реабилитологом России.

- Вы как педагог знаете, что в первую очередь с учеником необходимо установить контакт. Когда Вам сказали, что предстоит обучение людей с нарушением слуха и зрения, Вы эту новость как приняли? Ведь сг - это разная степень нарушения и зрения, и слуха, а следовательно одним достаточно говорить чуть громче, а с другими необходимо искать иные способы общения. Когда я ехала в "Пышму", с трудом представляла, как буду общаться с педагогом посредством переводчика. Получается, что тут надо вникнуть в тему сперва переводчику. И мне было очень приятно, что Вы нашли возможность общаться со мной напрямую. Ну а вообще-то бывают проблемы по части налаживания связи с сг?

- Правду сказать?

- Желательно бы.

Знаете, что удивительно – приезжают к нам уже не первый год и Шарапов Виктор Михайлович и Мельников Сергей Игоревич. Приезжают, и мы с ними занимаемся никогда не обговаривая специально, что они не только не видят, но ещё и не слышат. И в то же время, когда поставили такой вопрос было как-то волнительно, мягко выражаясь. Всегда сразу же представляется человек, который тотально не слышит и тотально не видит. Может быть из-за того, что к нам пока “Со-единение” таких не направляет пока мы и не ощутили всю особенность этого заболевания. Хотя. был у нас, в частности,  Суворов А.В.И. мы не плохо с ним пообщались.
Видите, мы работаем уже на довольно-таки высоком уровне – обучаем работе на компьютере. А это подразумевает, что человек уже до этого уровня созрел, т.е. умеет как-то ориентироваться в пространстве и каким-то образом общаться. в идеале – это, конечно же знание брайля. Если это есть, то особых проблем в общении я не вижу. Главное чтобы у самого клиента была потребность к учебе, а наша роль здесь, на самом деле, минимальная – подсказать и направить.

-А про ориентирование расскажите, пожалуйста, нашим читателям. Я так понимаю, здесь используется навигатор? Слепоглухим людям доступно это?

- сразу оговорюсь – всё индивидуально. Ориентирование бывает разным, для кого-то  важно научиться ориентироваться на столе, в комнате, в помещении, а для кого-то моря и континенты подавай. Это так же с компьютером – приезжают, спрашиваю – чего бы хотели? Отвечают – в соцсетях переписываться. А что такое ФЫВА и ОЛДЖ сказать не могут. Так и здесь. Это хорошо, когда есть большие стратегические цели, но для многих путь к таким вершинам далек и очень далек. Я сам попадал дважды под колеса машин и понимаю всю ответственность, которая возлагается как на преподавателя, так и на слепоглухого клиента. Даже скажу больше – я не возьмусь обучать тяжело глухого ориентированию на оживленных улицах. И клиент должен это понимать- самое главное у нас – это жизнь.
Да, сейчас существует достаточное уже количество навигационных приложений, которые упрощают  задачу перемещения в пространстве для инвалидов.  В первую очередь это касается слепых, поскольку на них в первую очередь ориентировано. Но с успехом используют эти приборы и слепоглухие, имеющие остаточный слух.
В любом случае необходимо найти ту золотую середину и в этом вопросе. Может быть СГ и не требуется далекие переходы, вполне достаточно научить его уверено передвигаться внутри двора своего дома, изучить и отработать маршрут до магазина, поликлиники по безопасным тропинкам и обратно. А так – техника есть, кое-какие методики и опыт тоже имеются, главное, как я уже не раз говорил, – желание самого учащегося.

- Анатолий, а Вы боитесь слов «слепой, «инвалид» в свой адрес?

- Ха! Тут, буквально на днях, иду и слышу, как кто-то, как мне показалось сначала, по телефону говорит, обращаясь “Отец”. Я иду дальше, не обращая внимания. А когда услышал продолжение вопроса, как – то стало не по себе – “Давно ослеп, то?”. Оказывается это ко мне обращается какой то мужчина, причем, судя по голосу- не очень молодой. Вот это меня действительно перекосило от такого обращения. а что касается инвалида, слепого или  ЛОВЗ – люди с ограниченными возможностями здоровья, как -то никак не реагирую. А возможно потому, что по правде говоря, что-то не припомню, чтобы так когда-либо ко мне обращались.
Слова пролетят, это не страшно. Страшны действия, когда некоторые чиновники из-за черезчурной активности иногда такой опекой окружают, что мечтаешь   как бы из неё вырваться и стать просто человеком.