Начинаем говорить

Олег Долгов
               
               
                С чего начиналась разумная жизнь человечества? Условно считается, что человек разумный появляется, когда вес головного мозга достигает 700 грамм. Трудно, да вообще невозможно точно определить, когда появился «человек разумный». Мы привыкли к точным, количественным оценкам, но в данном случае они совершенно неприемлемы. Стали ходить прямо, взяли в руку палку, сбили ею ананас, потом стукнули ею же соседа, который нехороший, по черепу, ну а дальше то, что, как начиналось общение, без которого никуда, какие были первые слова? Сначала была мысль, быстрая как молния, еще какая-то бесформенная с дикими завываниями и массой телодвижений. При решении общих вопросов бытия перволюди яростно мотали головами: кто за, кто против.
     Гонимины – одни из предков человека разумного, появились где - то около двух миллионов лет тому назад.  Сначала был так называемый «жестовый язык». Затем первые звуки –  свистяще – шипящие, согласные ф, с, к, т. Они были слышны   на расстоянии до 23 метров. У наших высокочтимых ученых, никаких артефактов, как изучать все это, одни косвенные данные. Звуки больше напоминали шипение змеи, крики птиц. И, наконец, первые слова: Мама, Папа, рука, нога, огонь. До «мама мыла раму» бесконечно далеко. Потом да, нет. Конечно первые слова были совсем не такими и все же, и все же. Уважаемые читатели, как Вы считаете? Далее появились новые слова, когда люди стали жить большими общинами: Я, Ты, Они. Слово Вы, в его нынешнем понимании, появилось очень, очень нескоро. Оно вообще, до сих пор, является показателем уровня культуры населения. Некто, весьма успешный, ведущий по имени Андрей, всей стране говорит: «Ты». Самое странное даже не это, а то, что до сих пор никто не дал ему по шее, что бы не тащил нас всех туда, в глубину веков. Удивительное бескультурье… вернее, полное отсутствие внутренней культуры. Наша жизнь, это отсутствие определенности, кто более велик, кто более нужен миру. Великих вообще нелепо с кем-то или с чем - то сравнивать. Замрем и мы. Был ли единый, так сказать первый язык. Значит было единое племя, которое расселилось по белу свету? Сие мало вероятно…Тем более, что люди жили небольшими общинами – семьями.
      Потом появилось много, много новых слов больших и маленьких. Язык живое существо, много слов кануло в лету, все время появляется масса новых, особенно из вычислительной техники, вообще из СМИ, из, стыдно сказать, блатной жизни. Язык живет и развивается вместе с нами ежеминутно, ежесекундно. Летит по экспоненте вместе с человечеством.  Хотя временами имеет странный вид. Ведь не появился второй Пушкин, но явились Лермонтов, Гоголь, Маяковский, Бродский и многие, многие другие, в самых различных областях искусства, науки. Вопрос простой, а ответ бесконечно сложный. Людей было немного и, видимо был общий язык, вернее несколько языков. Возможно ли их возродить? Человечество глубоко вздохнуло и задумалось. И такой человек нашелся. Он ходит среди нас, таких называют «ботаниками», сначала надо было изучить все известные древнейшие языки, старательно по крохам, собирая все в копилку.
О великий и могучий русский язык. Ничто не могло тебя изничтожить, ни многочисленные и кровожадные полчища Мамая, ни беспредельная жестокость Грозного, ни полчища фашистов, ни, даже революция, готовая снести все старое и неуклюжее, давно мертвое и отжившее. Все снесло и только обогащалось за счет всего и всех. Даже погружаясь в тьму разврата, пьянства и всяческой непотребности, как погруженный в море гигантский айсберг язык вновь и вновь могуче выбрасывался вверх к своей первооснове, созданной великими. нет величайшими деятелями культуры: Пушкиным Лермонтовым, Гоголем, Тютчевым и другими титанами мысли. Что бы познать его мало человеческой жизни, Даже в далеком будущем, вобрав в себя богатство и неисчислимое множество других языков и наречий, в своей основе он останется языком великих. Он в нас, он всегда с нами. Знать доброму народу он придан, таким был, таким и останется.