Опять про любовь

Любовь Машкович
                Посвящается
                Нине Григорьевне
                Малюковой

     Люблю встречать в жизни любящие семейные пары, когда супруги даже в старости за руки держатся.

     Недавно встретила одних таких. Шли позади меня. Не вижу их, но слышу, что очень весёлые: друг над другом подтрунивают и дружно вместе смеются. Он всё просит поехать на автолайне, хоть посидеть по-людски, а то сомнут в рейсовом автобусе. Она отнекивается: зачем деньги тратить, коли есть проездной.
     Я оглянулась. Люди в очень преклонном возрасте. Но женщина выглядела моложавей и бодрее спутника, она же несла основную поклажу. Я протянула им сто рублей:
     — Вы такая милая удивительная пара. Возьмите. Прошу вас, поезжайте на автолайне! Пусть ваш муж посидит по-людски.
     Женщина машинально взяла купюру. Но потом спохватилась, спросила:
     — Почему нам? С какой стати?
     Я засмеялась:
     — А просто так! Понравились! Дай Бог здоровья! А мне в другую сторону. — И ушла, не оглядываясь.

     И соседка по даче, Танюша, так эмоционально рассказывала о своём ремонте, — как её муж, Юрочка, переживал, что нарушен будет привычный уклад, а она за него и его здоровье волновалась больше, чем за ремонт — что было видно, как они любят друг друга и дорожат друг другом. Здорово!

     То же у добрых людей, супружеской пары, Нины и Виктора Францевича.
Виктор Францевич, наш сосед по даче, кадровый военный, крепкий и коренастый, когда-то честно служил Родине в дальних гарнизонах страны, а теперь вышел в отставку.

     Многих с возрастом тянет к земле, к природе. Вот и он с верной спутницей, женой Ниной, приобрёл участок и создал дивный сад. Каких только цветов в нём нет!
     Цветы — заслуга Нины! А она ещё и рукодельничает: то барыню Марфушу, тряпичную куклу в рост человека, на скамейку чай пить усадит; то под розовым кустом поставит сделанный из старой корзины забавный домик для гнома.
     Кажется, отдыхай — наслаждайся! Но нет! Мы постоянно видим Виктора Францевича на даче с тележкой в руках. На тачке он возит чернозём, песок, торф. В течение нескольких лет упорный человек сумел существенно поднять уровень земли на участке (у нас близко грунтовые воды), качественно улучшил состав почвы и продолжает улучшать.

     Но недавно Нина рассказала, что в последнее время муж начал сильно уставать. И было видно, до какой степени она тревожится за мужа, как сильно любит и дорожит им.

     Хорош был рассказ Нины, как они долго охотились на трудолюбивого крота, что поселился в их цветущем саду. А когда, наконец, поймали, то он был так похож на Виктора Францевича — очень милый и немного неуклюжий, — что пожалели и … отпустили. Только унесли подальше от участка.

     Маленькой худенькой Нине выпала нелёгкая судьба, у её мамы прогрессирует диабет. И когда-то сильная властная мама вот уже несколько лет продолжает жить благодаря ежедневному смиренному подвигу Нины: кормление и уколы по часам, гигиена. Всё это нелёгкий труд. Но Нина не ропщет, а радуется, что продлевает маме жизнь!

     Сколько замечательных людей живёт рядом с нами, сколько настоящих героев среди неприметных обычных людей!

     Вот как началось наше заочное знакомство.
     Но тут необходимо отвлечься. Бог дал нам красивую девочку. Нас это немного пугало. На неё все обращали внимание. Пушистые загнутые ресницы отбрасывали лёгкую тень на щёки, пепельные волосы рассыпались по плечам, большие голубые глаза ребёнка смотрели доверчиво и бесхитростно.
     Однажды я ехала в автобусе с трёхлетней Любочкой на руках. Пожилой мужчина засмотрелся на малышку, я перехватила его взгляд и нахмурилась. Мужчина пересел к нам и спросил:
     — Вас что-то беспокоит?
     — Да! Повышенное внимание к моей дочери. Это меня настораживает и даже пугает.
     — Не стоит бояться! Красота — это дар Божий! И довольно редкий! Радуйтесь! Просто нужно правильно воспитывать девочку, может, что-то ближе к музыке и искусству. Всего доброго! — мужчина улыбнулся и вышел.
     Но с той поры я перестала комплексовать и нервничать.

      Однажды сама маленькая Любанька, нимало не смущаясь, спросила знакомую женщину в парке:
      — Почему Вы так на меня смотрите?
      — Интересно же, что бывают такие ресницы! — прямо ответила та.
      Старший шестнадцатилетний брат Костик обожал маленькую сестрёнку, бывало, говорил:
      — Мама, одень мне Дорогую! Мы идём с ребятами гулять!
      Я надевала на Любашу сарафанчик, детский весёлый браслет из пластмассовых цветов и такие же бусы, белые носочки с кружевной оборочкой и синие сандалии.
Наш юный Ален Делон, он же, д’Артаньян, сажал эту куклу на руку, и ватага старшеклассников шла гулять.
     Потом эстафету — носить её на руках — принял брат Миша. И даже, когда Любочке было семь лет, Миша частенько сажал на плечи уставшую сестрёнку.

     Вернёмся к истории знакомства.
     Мы вошли на веранду и увидели на столе в гранёном стакане хорошенький детский букетик из разноцветного душистого горошка, ноготков и левкоев. Таких цветов в нашем саду не было.
     — Дорогая, откуда цветы? — спросили мы у пятилетней дочки.
     — Добрые люди принесли, — серьёзно ответила маленькая Любочка.
     — А где живут эти добрые люди? — осторожно спросили мы.
     — Там, за дядей Лёшей, — махнула дочка рукой в сторону соседнего участка.
     Потом мы познакомились, узнали, как зовут соседей, но название «добрые люди» так и осталось жить, тем более, что люди оказались очень достойными и действительно добрыми. Один из тех нередких случаев, когда тёща уважает и любит зятя.

     Вот и вчера ко мне заходила Нина и завалила меня своими вкусными огурцами, но мы их уже не солим, а столько не съесть. Угощала её дыней. Она повела меня смотреть свой прекрасный сумеречный сад.
     У них так всё любовно обихожено, каждый цветочек, каждая травинка, а грядки, как пуховые перины. Вряд ли кто-нибудь ещё перетаскал столько земли, как её муж Виктор Францевич.

     Мой муж посмотрел, воодушевился и тоже купил тележку, возить землю и песок, но тут я воспротивилась. Мне нужно, чтобы на даче он отдыхал.