3. Методы научного познания

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.11) «Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов.

 Метод это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.

В истории науки методы возникали как результаты открытий, создания новых теорий. Формируясь в практике прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт последующих исследований, как объединяющее начало практики и теории.

Одним из основных признаков научного метода является его обоснованность».

                Процесс научного познания начинается  с гипотезы.

«Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определённых отношений».

                Откуда возникает предположение? Не является ли оно действием интуиции?

«Но в силу своего вероятностного характера гипотеза, требует проверки  и доказательств и только затем может приобрести характер теории.

 Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определённой логической связи.

Главное в научной теории – это входящие в неё законы. Развитие науки связано с открытием всё новых законов природы.

Методы научного познания многообразны. В зависимости от предметной направленности различают физические, химические, биологические, социальные, исторические и другие методы исследования.

По степени общности методы бывают: частные, общенаучные, всеобщие. Частные методы применяют в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применяются в более широкой сфере научных исследований. … К всеобщим методам относятся философские, универсальные.

В научном познании определяют два уровня: эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование. К теоретическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция и другие.

Научное познание действительности осуществляется с помощью исторического и логического методов. Исторический метод – метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития, поскольку для истории характерны, во-первых, последовательность событий во времени и, во-вторых, наличие многообразных случайностей.

Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса. Историческая наука требует умения выделять основное, главное. Для этого нужно знать сущность рассматриваемого предмета. Напротив, нельзя вскрыть сущность предмета, пренебрегая его историей.

В процессе познания мы идём от конкретного к абстрактному».