До и после. ч. 3 Одиннадцатое сентября

Лора Зелдович
В середине сентября Чикаго ещё не прощается с летом. Осень лишь намекает о себе  нежными акварельными красками прозрачного неба. Особенно пастельны его тона ранним утром. Таким осенним утром муж вёз меня на работу. Обычно я работала в центре Чикаго и добиралась общественным транспортом, но в тот сентябрьский вторник мне предстояло обслуживать библиотеку большой компании в дальнем пригороде, куда самой было нелегко попасть. Мы ехали по широкому хайвею, я смотрела в лобовое стекло не на дорогу, а на серебристое от раннего солнца небо и думала о том, каким хорошим ожидается предстоящий день. Начиналось 11 сентября 2001 года. Услышанная по радио новость в первый момент не прозвучала слишком пугающе. Сказали, что самолёт врезался в здание Мирового Торгового центра в Нью Йорке. Подробности ещё не были известны. Мы подумали, что маленький частный самолёт сбился с курса. Такое уже случалось.

Моя работа в  библиотеке не вовлекала участие других людей. Я привычно делала своё дело. Но  что-то явно было не так. В коридоре люди собирались групками и о чём–то взволнованно говорили. Я слышала обрывки фраз. Звучало слово « терроризм».  Я позвонила мужу. Он сказал, что оказывается два огромных пасажирских самолёта врезались в оба корпуса Торгового центра и полностью их разрушили.

Главный оффис компании, на которую я работала, находился в Нью Йорке. До них я не смогла дозвониться. Стало не по себе. Тем временем я видела как люди один за другим собираются и уходят. Ко мне никто не подходил. Решение нужно было принимать самой. Я решила, что пока хоть кто-то остаётся в здании, я буду продолжать свою работу. Её ведь за меня никто не сделает, а повторно приезжать сюда мне не хотелось. Через несколько часов я всё окончила, позвонила мужу и он меня забрал. День , как и утро, был ясным, но не покидало чувство, что над нами нависла чёрная туча.

За неделю до этого папина двоюродная сестра тётя Белла приехала из Филадельфии  в Чикаго  погостить у своей подруги. Утром 11 сентября её самолёт должен был вылетать домой. Она уже была в аэропорту, когда объявили, что рейс отменён. Неизвестно было, возобновлят ли полёты. Никто не знал, чего ожидать. Мы забрали тётю к себе. Её старшая дочь Ляля держала контакт и с нами и с аэропортом. Мы не давали тёте отчаиваться, отвлекали её, показывая достопримечательности. Через несколько дней она наконец смогла вылететь и благополучно добраться домой.

С моим оффисом в Нью Йорке несколько дней не было связи. Я продолжала работу по заранее полученному  расписанию, переживая за своих нью-йоркских сотрудников. Оказалось, что всё обошлось, хотя два наших сослуживца должны были в тот день работать в Торговом центре. Они просто пришли позже и благодаря этому остались невредимы, не попав внутрь зданий.

Прошло время, принеся с собой изменения. Для меня они стали заметны сразу, поскольку я работала в центре многомиллинного Чикаго. На перонах поездов, которыми я добиралась до работы, появились полицейские с собаками. Приходилось отгонять тревожные мысли, чтобы они не поглотили сознание. Небоскрёбы, в которых находились компании, обслуживаемые нашим библиотечным сервисом, стали уязвимы. Раньше можно было бесприпятственно войти в любое здание, теперь же начали вводить систему охраны и пропусков. 

Летать самолётами первое время тоже было очень тревожно. Прежде не только улетающие пасажиры, но и провожающие их люди могли свободно пройти к терминалу. Это ушло в прошлое. Количество проверок и контроля возрастало, тем не менее я иногда ловила себя на том, что непроизвольно вглядываюсь в лица пасажиров. Это чувство не радовало, потому что я не привыкла относиться к людям с недоверием. Я видела, как уходит свойственное Америке ощущение беззаботности. Приходит более строгое и несколько напряжённое отношение к действительности. И с этим нам жить...

В 2016 году я впервые побывала на экскурсии в Нью Йорке и своими глазами увидела место, где когда-то стояли здания-близнецы.  Вместо них был создан мемориал - два гранитных углубления, типа фундаментов, по кромке которых выбиты имена погибших. Впечатляет больше всяких грандиозных фигур. Реально осознаёшь, сколько жизней прервалось в то ясное сентябрьское утро.  И какой чёткой полосой прошёл этот день через наши жизни. Нам суждено помнить.

P.S.
 Примерно через пол года после этих событий в начале 2002 года не стало моего папы, а ещё через семь лет и тёти Беллы. Это был их последний шанс встретиться. Моя мама всегда говорит, что Беллочка была ей близка, как сестра. Многие годы наши семьи прожили рядом, в одном доме, а одном саду. Я уже говорила об этом в своём предыдущем рассказе о воспоминаниях детства. Необычные обстоятельства сделали её визит в Чикаго незабываемым. Но, помимо всего, он оставил тёплый след в сердцах от встречи с родным и дорогим. А это выше обстоятельств...

На фотографии: возле мемориала в Нью Йорке, май 2016 года.