Воздушный налёт успешно отражен

Олег Каминский
     В книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945» (Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1981) на странице, посвящённой событиям понедельника 23 февраля 1942 года – всего два абзаца:

     «- Издан приказ Народного комиссара обороны СССР, посвящённый 24-й годовщине Красной Армии. В приказе подведены итоги 8-месячной борьбы против немецко-фашистских захватчиков.
     - Зенитные подразделения 16-го зенитного артиллерийского полка (Донбасский бригадный район ПВО), оборонявшие от воздушного противника железнодорожный узел Лихая, успешно отразили налёт шести самолётов Ю-88. Один вражеский бомбардировщик подбит».

     Вот так, коротко, говорится о двух эпизодах войны. Почему же, из множества других событий того дня, были упомянуты именно эти два? Судя по всему, в Воениздате их посчитали особо важными. Ну, приказ Народного комиссара обороны СССР мы подробно освещать не будем. А вот о налёте немецкой авиации на станцию Лихая можно рассказать подробней.

     Прежде всего, уточним, что на тот момент Лихую защищали всего пять 76,2-мм зенитных орудий (в том числе одно находилось в ремонте), девять зенитных пулеметных установок и четыре прожекторные станции, что для эффективной обороны было явно не достаточно.
   
     А теперь, прочитаем слегка отредактированную версию доклада командира 16-го зенитного артиллерийского полка ПВО майора Михайлова о действиях зенитчиков при отражении налёта и его последствиях: 

     «Начальнику управления ПВО Южного фронта.
     Копия: Командующему Донбасским бригадным районом ПВО.

     В 11 часов 55 минут 23 февраля 1942 года 6 самолётов противника типа Ю-88 произвели эшелонированный бомбардировочный налет на ж.д. узел Лихая.

     Налету предшествовал 22 февраля с.г. в 11 часов 40 минут разведывательный полет германского самолёта типа Хе-111. Самолёт был обстрелян нашей зенитной артиллерией (3 залпа – 6 снарядов).

     23 февраля в 10 часов 40 минут на высоте 4.940 метров со скоростью 125 м/сек над ж.д. узлом Лихая появился один германский самолёт типа Ю-88. Самолет был обстрелян нашей зенитной артиллерией (3 залпа – 6 снарядов). 
     В 11 часов 55 минут появилось 6 германских самолётов типа Ю-88, в строю 3 двойки, с интервалом около одного километра, на высоте 2.800 метров, со скоростью 125 м/сек.
     Первые два самолёта Ю-88 произвели бомбометание с пикирования. По ним был своевременно открыт артиллерийский и пулеметный огонь. Самолёты сбросили фугасные бомбы крупного калибра. По данным комиссии НКВД на ж.д. станции взорвался вагон с аммоналом (до 18 тонн). От сильной взрывной волны части ж.д. путей и вагонов засыпали огневую позицию 1-й батареи (расстояние от места взрыва – около одного километра). Командир батареи дал приказание личному составу батареи: «В укрытие!». При этом был убит один младший командир, тяжело ранены – один средний командир и один младший командир. 1-я батарея сделала 7 залпов, выпустив 14 снарядов, пулеметы выпустили 2.314 пуль. 
     Следующие 2 группы самолётов типа Ю-88 бомбы сбрасывали с горизонтального полета, огонь по ним вела 2-я батарея (произвела 21 залп – 42 снаряда).
     Полет самолётов противника производился вдоль расположения объекта.   
     Бомбардировка производилась крупнокалиберными (500 кг) фугасными бомбами (2 шт.) и мелкокалиберными (25-50 кг) бомбами (58 шт.), всего сброшено около 60 бомб. 

     Всего израсходовано 76,2-мм артиллерийских снарядов 62 шт., винтовочных патронов – 2.314 шт.   
     Один самолет Ю-88, подбитый огнем зенитной артиллерии, после появления из его мотора клуба черного дыма, резко развернулся и скрылся.   

     Материальная часть средств ПВО потерь и повреждений не имеет. Потери в личном составе полка следующие:
     а) Убит командир отделения связи – сержант Кремпенко А. С.
     б) Тяжело ранены – командир ВУД-1 лейтенант Пугач В. Т. (ранение головы) и орудийный мастер старший сержант Тарабанов (оторвало левую руку).
     в) Легко ранено 10 человек бойцов.

     В результате бомбардировки ж.д. узла Лихая разрушены железнодорожные пути – 20 линий Воронежского парка, 4 линии Ростовского парка и 2 маневренных линии. Уничтожено около 400 ж.д. вагонов. Разрушена часть жилых домов железнодорожного поселка.
     Число жертв: по неполным данным убито – 337 человек, ранено – 547 человек».

     Ого! Оказывается, в результате всего одного воздушного налёта погибло и было ранено множество людей – около 900 человек, потеряно около 400 вагонов с различными воинскими грузами, в том числе с боеприпасами, 26 железнодорожных путей и многое другое, то есть урон был нанесён огромнейший. Теперь понятно, почему об этом налёте было упомянуто в книге. 

     Правда, вызывает недоумение бодрый тон вышеупомянутой книги, в которой говорится, что налёт был успешно отражен. О какой успешности можно говорить при таких огромных потерях? Понятно, что во время войны не обо всём можно было говорить напрямик. Но сейчас-то зачем врать, искажать и приглаживать неприятную правду о тяжелейших жертвах нашего народа в годы войны?