Вжик, вжик - уноси готовенького

Краузе Фердинанд Терентьевич
В трилогии Дюма-отца о мушкетёрах, собственно о мушкетах упоминается не часто - во время караульной службы и во время боевых действий.

Наиболее часто в романах упоминаются шпаги.

Что это такое?

Среди множества сетевых материалов мы выбрали, на наш взгляд, наиболее информативную публикацию:

 "Ставшее легендарным, благодаря произведениям А. Дюма, время до середины 17 века обессмертило оружие мушкетеров короля Людовика XIII и гвардейцев кардинала де Ришелье — легендарную рапиру бретту (с исп.bretta). Не даром забияк и дуэлянтов называют бретерами. Легкая рапира, гарда которой состоит из глубокой и широкой «итальянской чаши», накрывающей рикассо, широкой крестовины и передней защитной дужки закрывающей пальцы. Этот обоюдоострый колющий клинок был чрезвычайно популярен у дуэлянтов по всей Европе. Полная длина этого тонкого, длинного и острого меча ( буквально— "espada de ropero" -меч для одежды, (а не для доспехов)) достигала 110-130 см. Ими, легендарными бреттами, можно было рубить, но они были слишком легки, чтобы отрубить."


У Дюма мы встретили несколько названий длинномерного холодного оружия: шпаги, рапиры, сабли.

Вот в деле Портос:

"... налетел на своего спешившегося противника, схватившегося за шпагу. Но прежде ... рукоятью своей рапиры нанёс ему страшный удар по голове, ..."

Вот битва при Ньюкасле:

"... раздалась команда Винтера ...: -Cабли наголо!
При этой команде все сабли блеснули, как молния."

Есть основание предполагать, что во всех случаях имелись ввиду шпаги.

В основном шпагами в романе пользуются на дуэлях.

Некоторые свойства этих шпаг заставили искать дополнительные источники информации.

Основное недоумение вызвали прочностные характеристики шпаг.
 
Вот мы видим молодого д'Артаньяна в Менге:

"...длинная шпага на кожаной портупее, бившаяся о ноги своего владельца, когда он шёл пешком, и ерошившая гриву его коня, когда он ехал верхом."

Он ссорится с графом Рошфором, а потом слуги трактирщика набрасываются на д'Артаньяна:

"... молодой гасконец, обессилев, выпустил из рук шпагу, которая переломилась под ударом палки.
...
... шпага его была сломана пополам...
... сделав попытку выхватить шпагу, он оказался вооружён лишь обломком длиной в несколько дюймов, который трактирщик аккуратно засунул в ножны, припрятав остаток клинка в надежде сделать из него шпиговальную иглу."

Ладно, подумали мы - "против лома нет приёма"...
 
Сразу по прибытию в Париж:

"... он сходил на набережную Железного Лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге."

Конечно интересно - новый  клинок  кузнецы "приварили" к обломку с эфесом?

Или "приварили" отломленную часть?

Осадок, конечно остался...

Впрочем, в умелых ручках и обыкновенным карандашом можно делов натворить на статью 105 УК, а у д'Артаньяна были очень умелые ручки:

"... в то время, как Жюссак выпрямлялся, гасконец, словно змея, ускользнул из-под его руки и насквозь пронзил его своей шпагой."

Да и у Атоса дело заладилось:

"... через несколько секунд Каюзак упал: шпага Атоса вонзилась ему в горло."

Был там ещё один такой - Бикара:

"... внезапно отскочив назад, он переломил пополам свою шпагу, ..."

Эти фокусы с ломанием шпаг, персонажи Дюма демонстрируют неоднократно.

Вот эпизод из последней битвы короля Карла I:

"Несколько офицеров вышли из рядов и сломали свои шпаги.
...
Король вынул шпагу и сломал её о колено."

Как в народе говорят, сдуру и шпагу сломать можно.

Вот Мордаунт, гад такой, сломал шпагу д'Артаньяну:

"Но в то мгновение, как после быстрого и короткого отступления он нанёс рассчитанный удар, стена словно раскололась. Мордаунт исчез в зияющем отверстии, и шпага д'Артаньяна, попавшая в щель, хрустнула, словно была из стекла."

Но фигня в том, что д'Артаньян ломает ещё одну шпагу и происходит это в одном и том же романе, в "Двадцать лет спустя".

После возвращения из Англии во Францию, д'Артаньян и Портос попадают в опалу к кардиналу Мазарини и их арестовывают.

Естественно, д'Артаньян и Портос оказывают сопротивление:

"... хозяин гостиницы вошёл в дом и достал из сундука половину лезвия сломанной рапиры.
-Вам знакома эта вещь? -сказал он.
Взглянув на лезвие, Атос воскликнул:
-Это шпага д'Артаньяна!"

Вопрос: на лезвии что-то было написано?

Фамилия владельца?

Номер ИНН?

Боевой девиз: "За госпожу Бонасье!"?

Д'Артаньян имел привычку возить с собой резервную шпагу?

Вряд ли...

Скорее - это винные пары, скопившиеся в густой тени развесистой клюквы.

Дюма просто забыл, что шпагу уже сломал противный Мордаунт.

Вот финал главы, где Атос выясняет свои отношения с королём Людовиком ХIV:

"Сказав это, Атос снял с себя шпагу, переломил её о колено, неторопливо положил оба обломка на пол, поклонился королю, задыхавшемуся от бешенства и стыда, и вышел из кабинета."

Мы очень надеемся, что это не та шпага, которая висела на стене в жилище Атоса на улице Феру в Париже:

"... шпага, богато отделанная и, несомненно, принадлежащая ещё эпохе Франциска I, один эфес которой, украшенный драгоценными камнями, должен был стоить не менее двухсот пистолей. Атос, однако, даже в самые тяжёлые минуты не соглашался заложить или продать её."

У нас есть основание предполагать, что это та самая шпага, о которой Атос рассказывает д'Артаньяну:

"На поставце стоял превосходный серебряный кувшин.
...
-Какая дивная работа!
...
-А что за битву оно изображает?
-Битву при Мариньяно, и как раз то самое мгновение, когда один из моих предков подаёт свою шпагу Франциску Первому, сломавшему свою."


Но больше всего мы "ofigeli", прочитав эти строки:

"Взгляните на мою старую ла-рошельскую шпагу, на её испанский клинок; она верой и правдой служила мне тридцать лет, пока не упала однажды на мраморные ступеньки Лувра и не сломалась."

Конечно, эти слова, сказанные д'Артаньяном, возможно являются аллегорией - дворцовые интриги всегда оказываются сильнее воинской доблести...

А вот в сцене погони за сбежавшим герцогом Бофором описан ещё один феномен:
"Оба противника наносили удары, но неудачно; искры дождём сыпались со шпаг."

О достоверности этого явления пока ничего сказать не можем.

Что было в голове папаши Дюма, когда он писал в своих романах о шпагах, сидя в тени развесистой клюквы и прихлёбывая из стакана вино урожая 18.. года, мы не знаем.

А потому, знайте вы:

"Оружие из Толедо было закаленным, что делало его намного более прочным, чем арабские аналоги, но в то же время очень хрупким и жестким. За очень короткое для XI века время толедцы выяснили, что рисунок на поверхности дамасских клинков является естественным, а не нанесенным, и что материалом служит смесь твердой стали с мягким железом. Будучи прокованным, клинок обретал структуру, чередующую мягкие слои с жесткими, становился гибким и прочным одновременно.
Время шло, технологии развивались и мастера заметили один интересный недостаток легендарной дамасской стали – при заточке на режущую кромку мог выйти участок мягкой низкоуглеродистой стали. В этой точке кромка крошилась, создавая зазубрину, а зазубрина на клинке приводила к лишним напряжениям при рубке, клинок мог дать трещину в ходе боя, поставив жизнь владельца на грань.
Решение стало элегантным в своей простоте и эффективности – заготовку для клинка стали делать не из скрученной проволоки, однородной по объему, а из слоистого «бутерброда». Вокруг мягкого центра, называющегося «alma de hierro», то есть «душа железа», оборачивался слой стали, из которой выковывались острые и твердые режущие кромки, не имеющие изъянов. Мягкий центр крепился к эфесу – клинок никогда не отламывался, сохранял гибкость дамасской стали, но больше не требовал ювелирной заточки.

В этот момент, кстати, и появился древний тест на качество: толедский клинок не имеет узора на металле, мягкая прокованная сердцевина не выходит на поверхность, как же проверить действительно ли оружие имеет внутреннюю структуру? Мастера придумали тест, развлекавший заказчиков раньше и туристов сейчас:
они клали клинок плашмя себе на голову и сгибали пока эфес и острие не касались плеч, а затем отпускали, и оружие быстро распрямлялось назад."


Быть может, мушкетёры пользовались изделиями китайской промышленности, изготовленной без надлежащего контроля со стороны толедских оружейников?