Мефистон и проблема фэнтези

Дмитрий Гендин
 
Литературно-критическая статья


Я имею ввиду Мефистона, Кровавого Ангела, он же Властелин Смерти (Lord of Death). 

Дариус Хинкс и его книга «Мефистон. Кровь Сакнгвиния». Это художественное произведение (в отличие брошюр и кодексов, энциклопедий), завязанное на сюжет вселенной настольной игры Warhammer 40 000. История вселенной  разрасталась до целой субкультуры, и всё обо всем в игре не знает никто. Можно быть эрудированным в игре. Но всего не упомнишь. Хотя это и искусственная сфера знания.

Начинаешь читать роман, и появляется непреодолимое желание заиметь фигурку Мефистона из ближайшего магазина настольных игр. За 2209 рублей купить можно. И в этом цель подобной литературы: продвижение модельных наборов игры Warhammer 40 000. А они не из дешевых. Фигурки надо клеить, грунтовать и раскрашивать. Можно играть по правилам и без покраски. А правила сложные. У одной боевой единицы около девяти параметров.

Британцы считают игру видом тяжелого наркотика.

Но и как чтиво, как литературно-художественные тексты Warhammer 40 000 интересен.

До «Мефистона» я был уверен, что знаю предел остроты сюжета в жанре фэнтези (или фантастики). Но тут на тебя падает груда насилия. Книга даже не рекомендована детям до 16-ти лет. Именно из-за насилия. Описания ужасных монстров сливается с их массовым истреблением. Одно кровище на другое. Читается «легко и с интересном», но батальный жанр отчуждает. Одни предают других, воюют так, что почти все со всеми. Смысла или идеи в таком произведении нет. Кровавое мракобесие.
Есть намёк на Рим, есть намёк на Средние века. Какие-то церковники будущего. Именно к истории Европы взывает книга. Книга хороша, что даёт любознательность, интерес к Риму и Средним векам.    

Автору не занимать фантазии. По масштабности и оригинальности фантазии  Хинкс превосходит многих писателей того же направления: его книга интереснее, чем некоторые книги по Warcraft и чем некоторые книги к русской игре «Берсерк». Отсутствие штампов (хотя, если постараться, найти можно: мотив учителя и ученика, например). Книга красочная, реалистичная (хотя и придуманная). Всё добротно и подробно. «Верю!»

«Мефистон» вписан в другие книги и циклы книг, справочники армий сторон конфликта. Warhammer 40 000 — почти религия. Канона текстов пока нет. Да и сам Warhammer развивается. Меняются правила. «Мефистон» не должен ничему противоречить.

Мефистон не какой-нибудь некромант. Выглядит как человек в красном одеянии, украшенном черепами. Лицо вполне человеческое, волосы светлые. На поясе висят таинственные шприцы. В одной руке плазменный пистолет, в другой — меч Витарус, обладающий магическими опциями.

Персонаж и фигурка удались. Но смутное ощущение, что книга написана ради денег, не составляет. Некоторые любят батальный жанр и сражения. Кто-то любит детективы, а кто-то остросюжетное фэнтези или фантастику. Всё это безнадёжно далеко от серьёзной литературы. У детектива одна мораль: зло будет наказано. У фэнтези одна мысль: надо поверить в этот сказочный мир! У автора книги боевик смешан с фэнтези (фантастикой). Что же, кто-то любит боевики и фэнтези. Но этим людям не ведома радость и катарсис от великих фильмов. Космос и сказка сами по себе интересны, как сами по себе интересны любовные или детективные интриги. Великая книга сама себе жанр, «единственная в своём роде». Так «Мастер и Маргарита» на несколько условных очков выше «Властелина колец». Именно по шкале художественности.

Можно набить руку на фэнтези. Был бы смысл. Порадовать игроков — это тоже неплохо.

***
Фэнтези и фантастика — это сказки нашего времени. Они интересны и взрослым. В рациональном мире хочется волшебства. Но подлинное волшебство — это высокохудожественные вещи: фильмы, книги. Каждый читает «по мере своей испорченности». Художество — это не только вымысел, правда и характеры. Подлинное искусство пробуждает лучшие чувства и мысли. А не чувство себя как великого полководца или умного следователя (или любовника). Само чтение дарит радость, сам процесс. И только по завершении  знакомства  с выдающегося произведением искусства мы говорим себе: «Да, это задело». Так волнует музыка. И даже более: это композиторы пишут музыку на великие истории и повествования.

Фэнтези — это хорошо, пусть и коммерческое. Но есть тысячи более интересных книг вне жанровой особенности.