Род Глиноецких. Глава 2. Пётр Глиноецкий

Изабелла Глиноецкая
Студент Пётр любовался видом на Петропавловскую крепость! Моя бабушка Стася, прогуливаясь по набережной Невы, встретила своего любимого! Наш внук Григорий прислал очень красивые виды крепости из своего окна и снимок дома № 13 рядом с типографией в Петропавловской крепости – Гарри Федорович (муж мой) родился в Ленинграде и до войны жил в этом доме, в Петропавловке, когда был ребенком, а в казематах крепости жители дома прятались в войну во время бомбежек.

Периодически внуки, Гриша и Нина, радовали дедушку фотографиями его родного города, когда учились в Институте им. Лесгафта. Гриша и Нина – дети нашего младшего сына Константина. Теперь Петербург станет родным городом для их деток! Наши внуки, Артем и Вера, дети старшего сына Александра, родились в Ленинграде, как их дедушка Гарри. Связь времён, одним словом… Получается, что я по архивам восстанавливаю эту связь, разорванную революциями, войнами и репрессиями.

Отыскивая своих родных, живших 100-200 лет тому назад, сопереживаю им так, будто они мои современники. По совету Анны Косовой (Анна – некрополист, благодаря ей найдено захоронение Николая Павловича Глиноецкого в Бахчисарае), я зарегистрировалась на ВГД (Всероссийское Генеалогическое Древо), открыла тему «Глиноецкий», заполнив «анкеты» на Петра Александровича и Николая Павловича Глиноецких. Делая записи на ВГД, я поняла, что фактически ничего не знаю о своём родном дедушке Петре Александровиче Глиноецком. Где родился, где учился, кто родители?

В поиске мне стали помогать модераторы сайта, его «долгожители» и «следопыты». Узнав список дел по Глиноецким в архиве Петербурга (их оказалось более 10), начала постепенно их «выбирать». И первое же полученное дело много рассказало о моём дедушке Петре Глиноецком! И вот, я читаю это дело, переживая за Петра, как за внука, ведь ему 19 лет!

Дело Императорского СПб Университета о студенте Петре Александрове Глиноецком. Началось 23.07.1882 г. (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 22356.)

Ректору СПб Университета Сына дворянина Петра Александровича Глиноецкого Прошение
представляя при сем с копиями: 1) аттестат зрелости, выданный мне из 6 СПб
гимназии; 2) копию с метрической выписи о моем рождении и крещении; 3) удостоверение о дворянском моем происхождении – имею честь просить Вас зачислить меня в число студентов филологического факультета. Сын дворянина Петр Александрович Глиноецкий.

Аттестат зрелости от 6 СПб гимназии.

Дан сей Глиноецкому Петру из дворян, римско-католического вероисповедания, родившемуся 7 декабря 1863 года, обучавшемуся 7 лет в 6 гимназии СПб, пробывшему 1 год в 8 классе, в том, что поведение его было отличное, исправность в приготовлении работ, прилежание и любознательность весьма удовлетворительные, и обнаружил он следующие познания.

Выставленные отметки в педсовете/на испытаниях. В Законе Божием - 5/5. Истории - 4/3. Русском языке и словесности - 3/3. Географии - 4/-. Логике - 3/. Немецком языке - 4/-. Латинском языке - 4/4. Французском языке - 3/-. Греческом языке - 4/4. Математике - 4/4. Физике и математической географии - 3/-. СПб. 2 июня 1882 г. Подписи: директора, инспектора, преподавателей.

Метрическое свидетельство о рождении.
Выпись из Книги о родившихся в СПб римско-католической приходской Св. Екатерины церкви: «1864 года января 6 дня крещен младенец Петр-Проспер, дворянина Александра Глиноецкого и его жены Каролины, урожденной Нейгауз, законный сын, родившийся декабря 7 дня минувшего года, в приходе сей церкви. Восприемниками были: Петр Миллер с Валерией Абаковской.»

Удостоверение о дворянском происхождении.
Свидетельство 2300 Главного журнала 5953.
Выпись из журнала заседания Гос. Совета Царства Польского от 7(19) мая 1865 года. Гос. Совет Царства Польского в Отделении спорных дел по рассмотрению доказательств о дворянском происхождении Петра-Проспера сына Александра Леона Антона Глиноецкого, приняв во внимание, что Антону Глиноецкому, деду просителя, потомственное дворянство по праву приобретения пред объявлением закона о дворянстве, с гербом ПРУС II с 1724 года, доказанное решением бывшей Герольдии Царства Польского утверждённым прежним Гос. Советом Царства Польского от 23 апреля (5мая) 1838 г., было признано о внесении Петра-Проспера Глиноецкого в надлежащую родословную книгу о потомственных дворянах и определила сделать зависящее распоряжение. Варшава, 14(26) мая 1865 года.

Плоцкая губерния Праснышский уезд Гмина Кржиновлога-Мала
Свидетельство
1884 года апреля 16 дня дано сие Войтом Гмины Кржиновлога Мала в том, что дворянин Глиноецкий Петр-Проспер (2-х имен) Александрович по паспорту Плоцкого Губернатора в СПб проживающий и состоящий студентом Императорского СПб. университета на 1 курсе историко-филологического факультета, записан в книги постоянного народонаселения деревни Кржиновлога-Мала в доме под № 1, а как родившийся 1863 года внесен в призывной список лиц, подлежащих повинности в 1884 году. Войт Гмины Склодовский, 30 апреля 1884 г.

Ректору СПБ университета
студента Юридического факультета Петра Глиноецкого
Прошение
Поступив в 1882 году на филологический факультет и пробыв на нем два года (на втором курсе условно), я перешел в 1884 году на Юридический факультет. Но переходных экзаменов с первого курса Юридического факультета на 2 курс я не мог держать по болезни, которая удостоверена медицинским свидетельством. Таким образом, по новому уставу я подлежу увольнению из университета, так как не имею трех засчитанных за мною полугодий. В виду уважительности причины, помешавшей мне держать экзамены весною сего года, прошу ходатайствовать пред Господином Попечителем СПб Учебного Округа о разрешении мне дальнейшего пребывания в университете для окончания курса. Пётр Глиноецкий.  26.12.1885

СПб. Градоначальнику. 4 декабря 1885 года
Ректор СПБ университета
Согласно отношению от 3 мая 1883 года, препровождая при сем документы бывшего студента Петра Александрова Глиноецкого: выпись из метрики, свидетельство о дворянстве и увольнительное из СПб университета свидетельство, имею честь просить при выдаче документов истребовать от них свидетельства на жительство, билеты на право посещения университета.

Свидетельство
Предъявитель сего Петр Александрович Глиноецкий, из дворян, родившийся 7 декабря 1863 года, римско-католического вероисповедания, окончив курс в 6 СПБ гимназии, поступил в число студентов СПб университета 31 августа 1882 года и слушал лекции по историко-филологическому факультету на 1-2 курсах в течение 1882-1883, 1883-1884 и по юридическому факультету на первом курсе в течение 1884-1885 учебных годов, а ныне уволен из университета из первого курса, почему правами, предоставленными студентам, окончившим полный курс университета, пользоваться не может.

Л. д. 42. Заверение приставом, студент записан по Караванной улице, д. 23/25.

Запомним этот адрес. Номер дома, о котором идёт речь, постоянно менялся.

Интересно – в Университете «пребывал», а экзамены не сдавал? Может быть, и лекции не посещал? Чем это можно объяснить?

Открытием было поступление Петра в 1885 году в Петербургскую консерваторию!

Императорское Русское Музыкальное Общество. С.-Петербургская Консерватория. Глиноецкий Петр. Началось 8 октября 1885 года. (ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 1. Д. 954. Л. д. 1 и 2.)

Директору С.-Петербургской Консерватории Карлу Юльевичу Давыдову
Дворянина Петра Глиноецкого
Прошение
Желая получить полное музыкальное образование и избирая для специальности игру на фортепьяно, покорнейше прошу причислить меня в число учащихся консерватории, при сем представляю метрическое свидетельство.
Петр Глиноецкий. Октября 8 дня 1885 года.
Жительство имею: СПб, ул. Караванная, д. 26, кв. 16
Испытание:
Глиноецкий Петр 8 октября 1885 года
По общим музыкальным способностям:
Слух: хороший
Чтение нот: знает все ключи
Сведения по элементарной теории: 4
Сольфеджио: 3 и 1/2
Может быть принят в класс гармонии, А. Бернард.

По специальному предмету: игра на фортепиано.

Мнение экзаменующих: может быть принят в Высший курс.

Принимаю в свой класс, Климов.

«Принять в класс Климова. Своекоштным учеником. 8.10.1885»

Подписи экзаменующих.

Что же играл Пётр при поступлении? Уверена – он играл Шопена!

Метрическое свидетельство обратно получил 19.09.1886 г. Петр Глиноецкий.

И года не прошло! Адрес проживания - Караванная, 26.

ТАЙНЫ ДОМОВ ПО КАРАВАННОЙ И ФОНТАНКЕ.

Я была уверена, что это обычный дом по Караванной ул., 26. И вот этот дом. Стоит целёхонький, скрывая свою историю, которая совершенно неожиданно открылась. Выяснилось, что Александр Антонович Глиноецкий (отец Петра) не только жил в этом доме, но и работал в нем заведующим в 1868 году. Как это узналось? Из Петербурга пришло сообщение, что есть Дело в архиве, в котором упоминается Александр Глиноецкий, и было решено частично с ним ознакомиться. Оказывается, это был не один дом, а целый квартал, состоящий из двух пар трехэтажных домов. Первая пара домов по Караванной – 24 и 26 (сегодня), вторая – 25 и 27 по Набережной Фонтанки, внутри двора пары соединены флигелями.

ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2220.
По прошению опекуна над имением малолетней княжны Екатерины Любомирской, тайного советника графа Толстого, о дозволении исправить жилые квартиры и прочее в ее дворе, состоящем в 1 уч. Спасской части по набережной реки Фонтанки и Караванной ул. под № 23 и 26.
Началось 2 мая 1868 года. Решено 16 июля 1868 года.

С.-Петербургскому губернатору
Заведывающего домом малолетней княжны Любомирской,
дворянина Александра Антоновича Глиноецкого
Прошение
В поданном в Строительное отделение прошении от имени опекуна княжны П.Д. Толстого об исходотайствовании разрешения на исправление жилых квартир во 2 и 1 этажах и в подвальном помещении, сдаваемом для мелочной торговли, не было упомянуто о тех переделках, которые расположены по фасаду корпуса. Вследствие чего в прошении и докладной записке от имени опекуна, представляя при сем планы надворных фасадов корпуса и флигеля, честь имею просить разрешить исправить и переменить, если окажется нужным, балки, рамы закладные и подоконники.
Дворянин Александр Глиноецкий.
Жительствую по Караванной улице в доме княжны Любомирской, 23/26.

Л. д. 7-11.
Журнал Строительного отделения СПб губернского правления
от 16 июля 1868 года
Заключение: перемену балок и закладных рам с подоконниками в каменном доме без всякого изменения в лицевом фасаде, устройство 2 металлических наружных лестниц в подвальный и 1 этажи взамен деревянных, дозволить.

История домов 25 и 27 по Набережной Фонтанки и тех, кто в них жил 100 лет тому назад, необычайно интересна. В 1916 году была издана книга «Дом княгини М.А. Шаховской, Фонтанка, 27» писателя-историка П.Н. Столпянского. Её можно получить в электронном виде. Читала с большим интересом. В книге много иллюстраций, можно увидеть внутреннее убранство комнат и как выглядел главный корпус до перестроек. Выводы Столпянского (стр. 71):
1) дом построен в период 1785-1788;
2) предполагаемый архитектор – Джакомо Кваренги.

Дом сооружен около 1788 г. для одного из первых бургомистров Петербурга Гаврилы Степановича Зимина, умершего в 1806 г. В 1810-х гг. дом перешел в собственность министра финансов графа Д. А. Гурьева, известного нам рецептом своей знаменитой «гурьевской» манной каши с фруктами, миндалем и специями. После смерти графа Гурьева дом перешел к его дочери - княгине А.А. Любомирской, а после ее смерти – к ее дочери – княжне Е.С. Любомирской (позднее – княгине Куракиной). И, наконец, к ее дочери – княгине М.А. Шаховской, урожденной княжне Куракиной – правнучке Гурьева.

http://www.citywalls.ru/house26.html - Архитектурный сайт С.-Петербурга.

http://club.pdmi.ras.ru/zimin/ - эта ссылка – сайт самого дома!

Сразу возникает вопрос о составе семьи Александра Антоновича. И, как долго он с семьёй жил в этом доме? Ответ – в главе III. «Александр и Каролина».
 А пока – о Петре.

Вознаграждением за мой кропотливый труд было метрическое свидетельство о венчании Петра и Станиславы. Искала я его в метрических книгах костелов за 1903 год, но, это был год невосполнимых утрат для Петра – уход из жизни его отца и брата. Поняв это, я взялась за 1904 год. Учитывая ситуацию, я не стала пропускать Соборы Успения Девы Марии и оказалась права:

"1904 года Апреля 11 дня в С-Петербургской Митрополитской римско-католической Приходской церкви Успения Пресвятой девы Марии настоятель церкви ксендз Августин Лосинский, на основании индульта от 7 апреля 1904 года за № 1042, браком сочетал Дворянина Петра-Проспера (2-х имен) Глиноецкого, холостяка 40 лет, римско-католического вероисповедания, с дворянкою Станиславою Осецкою, девицей 22 лет, лютеранского вероисповедания.
Родители жениха: Александр и Каролина, урожденная Нейгаузен, Глиноецкие, законные супруги; родители невесты: Густав и Антонина Гвоздецкая, Осецкие, законные супруги.
Свидетелями были: Евгений Кнорре и Пётр Балинский. "
(ЦГИА. СПб. Ф.1822. Оп. 4. Д. 62.)

Спасибо Интернету – «подбросил» неожиданно доказательство слов Станиславы: «До нашего венчания дедушка строил мосты в Сибири.»
А какие свидетели! Теперь нет никаких сомнений – Евгений Кнорре и Пётр Балинский были близкими друзьями нашего Петра! Мои рассуждения о том, что Петр должен был работать у Е.К. Кнорре на строительстве мостов Транссиба были верны. В деталях я, конечно, ошибалась, но с мостом через Енисей – угадала.

Объяснения моим словам будут даны в следующих главах - не всё сразу...

Свидетельство о рождении и крещении Ирины, старшей дочки, в 1905 году я нашла раньше, и в нём было написано про  Станиславу – «законная жена». (Поэтому то я и искала упорно свидетельство об их браке.)
«Тысяча девятьсот пятого года Мая двадцать девятого дня в Царскосельском Приходском Св. Иоанна Крестителя Костеле Настоятелем оного, Почетным каноником Станиславом Пржирембелем, крещен младенец по имени Ирина с совершением всех обрядов Таинства,
Дворянина Плоцкой губернии Праснышского уезда гмины Кржиновлога-Мала Петра-Проспера Александровича и его законной жены Станиславы Густавовны, урожд. Осецкой, Глиноецких дочь, родившаяся 5 мая сего года в г. Царском Селе.
Восприемниками были: Казимир Густавович Осецкий с Марией Александровной Глиноецкой.» (ЦГИА СПб. Ф. 1822. Оп. 4. Д. 69.)

Как это замечательно, что на крестинах Ирочки были старшая сестра Петра – Мария Александровна и младший брат Станиславы – Казимир Густавович. «И в горе, и в радости!», как говорится. И ещё, я убедилась в том, что Дело, взятое из архива об Осецком Казимире Густавовиче, именно про младшего брата Станиславы.

Долго и настойчиво я искала Свидетельство крещения и рождения второй дочери Станиславы и Петра. Не знаю, почему я была уверена, что она родилась в 1912 г. Просмотрев свидетельства рождённых в 1911, 1910 (в костеле Царского Села и не только), я подумала – может быть, до Эвочки Станислава родила сына или дочку? Ведь так часты случаи, когда детки рождаются один за другим – погодки. Стала просматривать Царскосельский костел с 1906 года. И сразу нашла – нет, не ребёнка, – крещение самой Станиславы! (ЦГИА. Ф. 1822. Оп. 4. Д. 253. № 62)

Я думала о том, что бабушка должна была перейти в католическую веру, раз вышла замуж за католика, но, всё равно, это было неожиданно. В точности переписываю.
«Станислава, урожденная Осецкая – Глиноецкая. Тысяча девятьсот шестого года Мая шестого дня в Царскосельском Римско-Католическом Св. Jоанна Крестителя Приходском Костеле Настоятелем оного Почетным Каноником Станиславом Пржирембелем окрещена жена Дворянина Петра-Проспера Александровича Глиноецкого по имени Станислава с совершением всех обрядов Таинства
Ветеринарного врача Густава и Антонины, урожденной Гвоздецкой, Осецких законных супругов дочь, родившаяся в г. Орехове Таврической губернии тридцатого Декабря тысяча восемьсот восемьдесят первого года и окрещенная по лютеранскому обряду.
Восприемниками были: Инженер Путей сообщения Константин Сушинский и Мария Гужковская.»

Подтвердилась дата её рождения, кроме того, я узнала, где же родилась моя дорогая бабуся, стала понятна запись на обратной стороне портрета Густава, отца Стаси: «1883r 31 Maja Orzechow» - Орехов! Дальше меня ждал ещё один сюрприз. Гораздо раньше, чем ожидала, я снова увидела родную фамилию – в 1908 г. нашлось Свидетельство о крещении и рождении Евелины Глиноецкой.

Тот же Почетный Каноник Станислав Пржирембель. Но, во втором столбце запись о родителях изменилась – Станислава стала дворянкой Плоцкой губернии: «дочь Дворян Плоцкой губернии Пржаснышского уезда гмины Кржиновлога Мала Петра-Проспера (2-х имен) Александровича и Станиславы Густавовны, урожденной Осецкой, Глиноецких законных супругов дочь, родившаяся сего года апреля тринадцатого дня в г. Царском Селе. Восприемниками были: Инженер механик Евгений Карлович фон Кнорре с Jоанной Феликсовной Гвоздецкой, Инженер Высоцкий с Ядвигой Флориановной Карпинской.»
(ЦГИА СПб. Ф. 1822. Оп. 4. Д. 253. № 99.)

Сюрпризов оказалось больше – на крестины Эвочки приехала не мама Станиславы, а её бабушка – Jоанна Феликсовна Гвоздецкая из Казани и она в паре с Евгением Карловичем фон Кнорре, инженером-механиком!

Несомненна связь Петра с Е.К. Кнорре! В С.-Петербурге Евгений Карлович постоянно живёт по адресу: Кирочная, 16, т. 42497. Но в 1908-1909 он не записан. Специально приехал на крестины? В 1910 году Пётр едет домой и с дороги шлёт открытку, со станции Бисер. Е.К. Кнорре тоже появляется в С.-Петербурге в 1910 г.

Решила найти дом, в котором работал в то время заведующим строительной конторы инженера-механика Е.К. Кнорре мой дедушка Пётр Александрович Глиноецкий. Получилась прогулка по улице Большой Московской в Санкт-Петербурге. Благодаря панорамной съёмке это возможно. Погода была хорошая – прогулка удалась! Дом № 7 по Б. Московской – тот самый (год постройки 1838, 5 этажей, старый фонд, материал несущих стен – кирпич, кадастровая стоимость – 134 403 178 руб.).