Сказ о том, как я квартиру в Германии решил купить

Максим Мяушин
История эта – чистейшая правда, записана со слов моего украинско-немецкого товарища. В ней есть некоторые преувеличения с элементами художественного украшения, для поднятия настроения и более простого прочтения. Имена все изменены без исключения, дабы не ставить участников в неловкое положение.


Однажды я решил, а не прикупить ли мне квартиру в Германии. А что, думаю, мне эмигранту слабо? Тем более, что опыт покупки квартиры в родной стране у меня уже есть, смогу и здесь, как два пальца..., ну в смысле - это будет легко, предположил я. Так вот смотрю, в районе, в котором я арендую квартиру, стройка идёт полным ходом, а финансирует стройку банк, в котором я обслуживаюсь. Написал мэйл своему менеджеру, а он незамедлительно пригласил меня на встречу. Вот думаю, все, сейчас мы его наклоним, ну в смысле, попросим скидку большую сделать, продать-то, гляди, не может бедняга - будет сговорчивый. Придя на встречу в приподнятом настроении, но не навеселе, на вопрос офис-менеджера, чего изволите испить, говорю, несите 150 граммов шампанского и можно без устриц, крутой же покупатель недвижимости пришли. И тут меня ждало первое разочарование в немецкой банковской системе - оказывается кроме кофе и двух видов воды с газом и без газа у них больше ничего и не подают. Ну что же, кофе так кофе. Сижу сёрбаю кофе, хорошего настроения, как не бывало - рассчитывал-то сразу с порога на благородный напиток, приглашает меня к себе босс местного отделения, одного из самых распространенных банков Германии, молодой парень лет 28-30, приветливо подает мне руку и говорит:

-   Hallo Herr Miaushin - с трудом выдавил бедняга мою сложную для немецкого речевого аппарата фамилию - Ich heisse Alex.
-  Ich heisse Max - Вторю я, выдавая все свои познания в немецком, ну кроме, той всем известной фразы из высокохудожественных немецких фильмов про что-то там фантастическое, но интуитивно, понимаю, что эта фраза здесь не уместна. Я ведь только пару месяцев в Германии и не бум-бум в немецком - Do you speak English? - завершаю фразу.
-  Yes, of course - отвечает Санек, как я его про себя уже начал называть - Так чего тебе надобно, что привело тебя к нам? - завершает он на прекрасном английском языке.
И тут у меня в памяти всплывают две другие между собой похожие ситуации, произошедшие со мной в Киеве за пару лет до этих событий в двух разных банках. В обоих случаях зашли иностранцы в отделения банков и пытались задать вопрос сотрудникам банка на английском языке, а эти сотрудницы проказницы-хохотушки, просто начали хихикать, прятать глаза в пол и убегать куда-то, а одна красна девица забилась в угол и начала несмело выковырять пальчиком дыру в стене - может подумали, что их замуж зовут принцы заморские? Помню, что пришлось вмешаться даже и помочь как иностранным гостям, так и нашим красавицам девчонкам, дабы разрядить сложившееся недоразумение. Также был вынужден сказать иностранным кавалерам, что у нас так не принято и сперва нужно пригласить на свидание, сводить в кафе мороженное, подарить цветы-конфеты, познакомиться с родителями, а уж потом замуж звать. И до свадьбы - ну никак нельзя, нельзя и всё тут.
Ну да ладно, что-то на меня нахлынули воспоминания.
-  Так вот - говорю я Сашке - квартиру я у вас тут решил приобрести, огласите, что у вас там и по чем - продолжаю небрежно, а сам думаю, а не забросить ли мне ноги на стол для пущего эффекту, как в фильмах американских ковбои делают, чтобы показать им тут всем насколько я быдловато-брутально крут - я ведь клиент афигенно-ценный и передо мной тут вообще стелиться должны все, а мне даже игристого никто не предложил. Но вовремя опомнившись, вспомнив, что у меня в роду не было американцев, а уж тем более ковбоев, продолжаю скромно сидеть на предложенном стуле, теребя в руках смартфон самой известной марки последней модели, который определённо должен показать Алексу мой превосходительный над ним статус.
-  Да-да, конечно, сейчас посмотрим - вежливо отвечает он и распечатывает лист формата А4 с информацией обо всех квартирах мелким шрифтом на обоих сторонах. Смотрю я, а практически напротив каждой приличной квартиры стоит два вида пометок: «Выкуплена» либо «Зарезервирована».
-  Стоп - говорю, - так это, что у вас там еще и первый этаж не построили, еле-еле вылезли из фундамента, а у вас в продаже остались только эти 3 или 4 квартиры из примерно 90-100 во всем комплексе?
-  Да - потупив глаза, отвечает Алекс извиняясь.
-  Окей, так, а мне еще можно вот эту - заискивающе показываю пальцем на одну из оставшихся, примерно подходящих мне квартир, забыв и близко о торге, пытаясь понравиться моему новому знакомому.
-  Конечно, давайте изучим Ваши документы и доходы с расходами! А какой Вы сможете сделать первоначальный взнос?
-  Процентов 12 - прикидываю я в уме свои финансы, глядя на цену квартиры.
-  Маловато - отвечает хозяин возможности моего будущего благосостояния - нам бы вытянуть процентов до 20. Ну ладно, давайте посмотрим, что мы можем сделать, предлагая встретится через неделю.

Неделя прошла в томительном ожидании и обдумывании, где же взять недостающую сумму. Не выкупит ли кто понравившуюся мне квартиру, придя с чемоданом денег и переплатив пару тысяч чаевых? Уж очень мне хотелось стать владельцем собственности в Германии, в самом молодом и перспективном районе не только моего города, а и, пожалуй, всей Германии.

На следующую встречу я бежал вприпрыжку без лишних понтов и пораньше, чтобы не дай бог не опоздать, тем более, что Алекс обещал быть с еще одним представителем банка, от которого зависит судьба моего кредита.
Переведя дух, я зашел в банк и на предложение, чего изволите выпить, скромно попросил воды без газа, а можно и без воды, только Вы же квартиру мою больше никому не предлагайте. Вышел Алекс и пригласил к себе в кабинет, за его компьютером сидел невысокого роста, коренастый мужчина, выстукивая что-то по клавишам. Мы познакомились, коллегу Саши звали Марк.
 
-  Макс, - начал Марк - мы проверили Ваши доходы-расходы, думаю, что мы сможем Вам помочь, но 12 процентов первоначального взноса, для первого кредита, без истории кредитования в Германии - это маловато. Я развел руками и пожал плечами, ведь за неделю так и не родилась у меня гениальная бизнес идея, где найти, ну в смысле, заработать недостающую сумму - у меня и этих 12% еще не было, я рассчитывал быстро продать свое авто в Украине, которое там «тупо» простаивало, только вытягивая из меня деньги на обслуживание. Но я внимательно слушал дальше - так вот - говорит Марк - как я сказал, этого мало, но в нашем городе есть программа помощи в покупке собственного жилья.
-  И что же это за помощь - скептически спросил я, предполагая какой-то развод, где это видано, чтобы кто-то кому-то зачем-то помогал, тем более, как я уже понял, эти квартиры итак разлетаются как горячие пирожки в торговый день.
-  Я думаю, что Вы можете претендовать на 18’000.00 евро, Вы как раз подходите по всем параметрам, учитывая состав Вашей семьи и Ваши доходы.
-  Так, а под какие проценты и когда надо будет возвращать? - уточняю я без интереса.
-  Нет, Вы не поняли - это помощь, а помощь дают навсегда и бесплатно, но с одним условием, что Вы сами будете проживать в этой квартире в течение 10 лет, никому не сдавая в аренду, и не продадите ее в течение этого времени.
-  What the heck - вырвалось у меня непроизвольно. Я извинился - может мой английский не совсем хорош и я не правильно Вас понял - уточнил я.
-  Да нет, - и Марк снова повторил те же слова и условия получения помощи.
Я сидел в ступоре, вначале с легкой идиотской улыбкой, а через несколько секунд я разразился в самой настоящей смехо-истерике. Такое со мной уже происходило пару раз в жизни – один из ярких моментов в школе на уроке биологии, в классе 6 или 8, когда я над чем-то дико хохотал и реально не мог остановиться. Тогда и сейчас мышцы лица свело в какой-то жуткой то ли гримасе, то ли судороге, слезы смеха лились из меня - как и тогда на уроке биологии я не мог остановиться. Помню тогда учительница меня просто вышвырнула из класса, а в коридоре я резко успокоился, вот как ни в чем не бывало, бывает же такое, но когда я хотел снова зайти в класс у меня снова подступал приступ смеха.
Марк и Алекс смотрели на меня с легкими ухмылками - им было невдомёк, что я приехал из страны, где никто никому никогда и ничего просто так не дает, а если тебе говорят, что что-то дают бесплатно - беги и отстреливайся, потому что это стопроцентный развод!
Немного успокоившись, я им объяснил свои чувства и отчего я впал в неприличную истерику, ведь как я мог поверить в то, что мне, не гражданину Германии, через несколько месяцев проживания в этой стране, с ВРЕМЕННЫМ видом на жительство, работающему и получающему зарплату немного выше средней или около того, то есть, не требующий никакой социальной помощи, чудесный, один из самых красивейших и туристически посещаемых городов Германии, о существовании которого я, кстати, неуч, до своего первого посещения и не знал, потому что ржал не только на биологии, а и на уроках географии о чем-то вечно мечтал, предложит деньги на покупку недвижимости ПРОСТО ТАК...
После того, как я смог дышать и дальше их слушать, Марк продолжил меня добивать.
-  Хорошо, а какие проценты по кредиту надо будет платить - искал я дальше подвох
-  Мы разобьёт сумму кредита на две: Первая сумма будет под льготные 0.75% годовых и это будет основная сумма примерно 90% от общего кредита, ну а оставшуюся сумму кредита мы Вам выдадим под примерно 1.8% годовых.
После информации о бесплатных коврижках, малые проценты меня, конечно, порадовали и добавили уверенности, что надо брать, но в этот раз уже обошлось без истерик. Я решил задать еще вопрос, сколько всего в месяц вместе с «телом кредита» придётся выплачивать.
-  А сколько бы Вы хотели платить? – спросил Марк
Я, уже ничему не удивляясь, ляпаю сумму на 300 евро меньше, чем я платил аренду в тот момент за съемную квартиру.
И что же Вы думаете?
Он, что-то прикинул на калькуляторе, и сказал - это возможно!
Да, конечно, я понимаю, что, чем меньше я плачу, тем дольше буду выплачивать этот кредит и тем больше процентов я заплачу банку, НО – это же в среднем около 0.83% годовых – т.е. практически даром - и не надо тянуться выкраивать каждый месяц огромные суммы.
 
Да и еще, мне предложили собирать себе на отдельный счет в их же банке порядка 170 евро в месяц, можно сказать, откладывать на такой себе строительно сберегательный счет, с которого ты не можешь снимать деньги до определенного момента. При этом, внимание, я буду получать за то, что собираю эти деньги, еще дополнительно порядка 800 евро в год (эта сумма зависит от количества членов семьи и от года рождения детей) – можете сами посчитать процент доходности, ну ладно, я посчитаю – почти 40% годовых в ЕВРО! Но одно условие -  по истечению примерно 10 лет, всю собранную сумму с этого счета, я должен буду перевести банку в счет погашения кредита! Да пожалуйста, конечно, давайте сделаем это!
 
Послушав все это, я ухватился за этих двух ребят и был готов сделать все, что они скажут, кроме интима, конечно же - только бы они продали мне квартиру и оформили кредит. Но делать-то ничего и не надо было, они просто делали свою работу, а я для них был точно такой же клиент, как и остальные немцы – граждане этой невероятной Страны.
 
Завершая свой рассказ, скажу лишь, что квартиру я таки купил и сейчас продолжаю выплачивать кредит, наблюдая за тем, как каждый год повышается стоимость арендного жилья, да и стоимость самой недвижимости в целом.
И что интересно, сразу после приобретения жилья в моем комплексе, спрос на приобретение недвижимости в этом районе стал настолько высок, что компании-застройщики были вынуждены устраивать лотерею на возможность купить понравившуюся квартиру! Да-да, лотерею, а не аукцион, как, наверняка подумалось многим из Вас.