Морис Равель это не только Болеро

Марк Верховский
               
Никак мне не удается найти того модератора, который работал в 50- е годы на  станции радиовещания в городе Баку, чтобы поклонится ему за выбор  репертуара трансляции классической музыки. Одним из частых исполняемых композиторов был  крупнейший реформатор классической музыки - Морис Равель. Представитель импрессионизма, одарённый композитор, значительно обогативший европейскую музыку и повлиявший на последующее поколение композиторов, своим творчеством внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Впрочем, можно не сомневаться, что Морис Равель был любим многими дирижерами и композиторами.
Именно, в то время я и познакомился с фантастическим произведением Мориса Равеля «Болеро». Наряду с  гениальными произведениями других композиторов, Равель , как-то особенно выделялся своей узнаваемостью.
Причем, частая трансляция «Болеро» только усиливала эффект его исполнения.
И, к счастью, это происходит по сей день.
Но, почему-то, идея войти в истоки его жизни пришла автору только сегодня.
Морис Равель родился  7 марта 1875 года в маленьком городке Сибур во Франции на берегу Атлантики. Отец его был швейцарцем, мать принадлежала к баскам, . Морис удивительным образом вобрал в себя черты культуры обоих родителей. Отец работал инженером путей сообщения, но в домашней обстановке был музыкантом, владея флейтой и трубой. Благодаря матери, мальчик рос среди мелодий баскского фольклора.
В1889 году Равель, в возрасте 14 лет, поступил в Парижскую консерваторию, с обучением по классу фортепиано. Юному музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако, интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и весьма экстравагантного композитора Эрика Сати.                Через много лет Равель неоднократно подчеркивал, что своим творчеством обязан Сати, называя его своим «Предчей».
Независимость суждений молодого Мориса входит в противоречие с консерватизмом администрации консерватории и Равеля отчисляют из нее, с правом посещения как вольнослушателя . В конце концов Морис оканчивает консерваторию, но уже не как пианист, а как носитель нового течения импрессионизма. И снова Равель вступает в противоборство с консерваторами от музыки.
Четырежды, с 1901 по 1905 год, Равель предпринимал попытки стать стипендиатом престижнейшей Римской премии, получатели которой на два года за счет государства отправлялись на стажировку в итальянскую столицу.                Но, если трижды произведения Равеля оставались в тени, ныне почти неизвестных музыкантов, то в последний раз его кандидатуру даже не стали рассматривать, сославшись на формальный предлог- достижения критичного  для премии возраста Такова была реакция официальных музыкальных кругов Франции на непонятное творчество, стремительно набиравшего популярность композитора.                В прессе поднялась кампания против консерваторского произвола в отношении Равеля и, принятое руководством Римской премии решение, стоило Дюбуа директорского кресла
Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля»,  Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему было приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят .
Морис Равель сближается  со знаменитым русским антрепренёром и организатором «Русских сезонов" Сергеем Дягилевым.
Специально по его заказу он сочиняет музыку для балета Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя» (1912), заглавную роль  в которой исполнил великий русский танцовщик Вацлав Нижинский. Позже музыка композитора была использована в первом испанском балете труппы «Русский балет Дягилева"— «Менины» Л. Ф. Мясина (1916). Затем будет поставлен ещё один балет- «Вальс».                Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение.
Известие о начале Первой Мировой  войны повергло его в шок.
 Однако, движимый патриотизмом он счел своим долгом записаться добровольцем в армию, несмотря даже на то, что из-за небольшого роста ( 160 см) и недостаточного  веса для солдата, получил медицинский отвод.  Медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск.  В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром добровольцем чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку.
В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он  за несколько лет успел пережить и операцию на кишечнике, и обморожение ног, и смерть любимой матери.
После войны Равель продолжил сотрудничество с  С.П. Дягилевым и совместные концерты в США существенно поправили финансовое положение композитора.
В музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Наступает время расцвета славы Мориса Равеля.
Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.
Равель много гастролировал как пианист и дирижёр, исполняя собственные сочинения в Италии, Голландии и Англии.
Среди других творческих впечатлений особенно значимым стало знакомство Мориса с американским композитором Дж. Гершвином. В целом, увлечение джазовой и блюзовой музыкой в ходе его концертной американской поездки сказалось в музыке Равеля
В 1929 году композитору присвоили звание почётного доктора музыки Оксфордского университета.
И только на закате своей творческой жизни Равель пишет «Болеро» по заказу российской танцовщицы и актрисы   Иды Рубинштейн для ее собственного бенефиса. Известная танцовщица сотрудничала в « Русском балете Дягилева» и с  Всеволодом Мейерхольдом.
Ида Рубинштейн хотела, чтобы композитор написал балет специально для ее уникальных данных.
Возвратившись из Америки в конце апреля, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Равель представлял себе действие на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Хотелось ему также, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе «Кармен» Бизе
Однако, Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская  и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий :
«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец... Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Подымаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление .»
22 ноября 1928 года мир впервые услышал одну из самых знаковых мелодий 20 века, вошедшую в репертуар всех крупных симфонических оркестров, знакомую даже далеким от классической музыки людям. Это уникальное по своему построению произведение, состоящее из цепочки повторяющихся мелодий, исполненных различными солирующими инструментами, в числе которых такие редкости, как кларнет-пикколо, гобой д’амур и саксофон. Концерт длиться 15 минут.
Именно в таком сюжете и выступила прославленная Майя Плисецкая, пригашенная известным французским хореографом Морисом Бежаром  в Брюссель в Театр де ла Монне на съемки «Болеро» для телевидения.
Вот что вспоминала Майя Плисецкая об этой работе:

« Нет, я бы не смогла этого сделать. Я должна была сдаться. Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю. Я должна была сдаться. Анжела Альбрехт подошла утешить меня, сказала, что выучила болеро за три месяца. О! Еслибы у меня было еще три дополнительных дня! Но премьера уже завтра...»
« Я буду стоять в проходе в глубине зала,- сказал Бежар. - В белом свитере. На меня направят прожектор. Я подскажу тебе...» - успокаивал Майю постановщик танца.
В его же постановке в 1978 году Майя Плисецкая блестяще выступила в Москве.
Интересно, что постановка балета с разными танцовщицами ставятся и с различной интерпретаций хореографии и от этого музыка Равеля приобретает,  как бы, новое звучание и восхищение.
В 1932 году Равель вновь совершил турне по Европе вместе с пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начал работать над новым произведением— балетом «Жанна д’Арк», однако, попал в автомобильную аварию и прекратил творческую работу.
В 1933 году Равель, попав в автокатастрофу, получил травму головы. Тяжелое неврологическое заболевание не позволило ему продолжать работу.
За последние четыре года своей жизни композитор не написал ни строчки.

28 декабря 1937 года после неудачно проведенной операции  операции на мозге он скончался.

Автор полагает, что, возможно, любовь к произведению Мориса Равеля «Болеро» еще основывается на, относительно, небольшом отрезке времени с моментом его создания (1928 г), так сказать «еще не оброс бородой».

А поскольку ему еще нет и ста лет,  то «Болеро», по сравнению с произведениями других  классиков  XVII – XIX веков, совсем еще юный наш современник.