Дивизионная литгруппа

Сергей Владимирович Жуков
                Дивизионная литгруппа.


  Во время прохождения воинской службы приходилось мне заниматься, помимо обычных  работ, нарядов, учений, стрельб и прочих прелестей солдатского быта, ещё и   оформлением кабинетов, выпуском стенных газет и боевых листков.
Чуть ли не ежедневно, особенно на втором году службы, в свободное или, по военному сказать, личное время, писал стихи.

  До сих пор не могу разобраться и отделать всё написанное тогда.  С самого   раннего утра, выбегая на зарядку, я уже думал о том, что напишу сегодня.

   Зная о моём увлечении словесностью не всегда изящной, полковой политработник,   посоветовавшись с вышестоящими «отцами-командирами», предложил мне организовать   и возглавить литературное объединение дивизии.
Это была вторая зима, проводимая мной в Сибири. Каждый Божий день, а точнее,  вечер, садился я за чтение и сочинение стихов.

  Заседания литгруппы проходили в одном из помещений штаба дивизии.
На дружеских встречах солдат стихотворцев не обходилось без чая и сахара, а   также соответствующего печенья и варенья.
Что я мог тогда и умел, в свои двадцать лет?  Чему способен был научить своих   товарищей?
Вероятно, что-то я тогда в силах был совершить, если мне доверили организацию   подобного мероприятия.

   Особенно почему-то понравились мне сонеты. Попалась книжка французского поэта   Кубинского происхождения Жозе Мария Эредиа, у которого в сборнике «Трофеи» было собрано 118  сонетов.
Читал я тогда очень много стихов, что и помогало мне в сочинительстве своих.

   Литгруппа в нашей дивизии постепенно захирела и сошла на нет.
В середине службы меня, как и некоторых других «годков», склоняли к   сверхсрочной службе.
Начальник политотдела нашего полка настойчиво и неустанно предлагал мне учиться  на  политработника.
Училище, где мне предстояло обрести офицерское звание, размещалось в городе   Рига, нынешней столице независимой Латвии, а тогда одной  из пятнадцати союзных  республик.

   В этом неблизком городе у меня жили недальние родственники.
О рижской родне и о своих латвийских впечатлениях я расскажу в другой раз.
Первый литературный не успех, а небольшой прорыв помнится мне свежо и ясно.
Летом 1980 года во время отбытия мной очередного кухонного наряда, получил я   из   дома письмо, да не простое.

  В послание была вложена единственная тогда городская газета «Знамя труда», в   которой были напечатаны стихи. Мои стихи.
А кухонный наряд был непростой, а такой, о котором мечтали многие из воинов. Это был наряд в вагончике, где жили офицеры базы ББО, то есть боевого обеспечения.   Кормили воинов «лётным пайком» с усиленным содержанием мясных продуктов и    масла.

  Кое-что из этого изобилия доставалось и поварам и обслуге.
Трудность была только в отсутствии канализации, поэтому отходы и помои    приходилось вручную относить в ямы, выкопанные неподалёку.  В этих грязеёмах   купались свиньи, выращиваемые рядовыми Долгановым и Шакировым на подсобном хозяйстве.

  И всё-таки в отличие от громадных солдатских столовых на тысячу мест, это   кафе на колёсах было уютным.
Ночевал я тоже в отделении вагончика вместе с поварами, тихо и мирно.

   Итак, среди чада и смрада жарившихся котлет и гуляшей и прочитал я свои   первые стихи, помещенные на странице газеты.
С той поры и началась моя легальная литературная деятельность.
Как же я тогда верил в себя и в поэзию! Как читал, писал, мечтал!
Моим «крестным отцом» в словесности был и остаётся Юрий Иванович Солонин,  который, вскоре после моего приезда в родной город и первой личной встречи с  ним, уехал в дальнее село работать учителем.

   Я успел в самый последний день перед его отъездом встретиться с Юрием Ивановичем.
Ещё осенью он напечатал небольшую заметку в газете под рубрикой «Так служат  наши земляки».
В этой заметке говорилось о том, что я получил от командования части «Благодарственное письмо».

    Письмо это было одним из важнейших поощрений в Советской Армии. Получив его, мама сразу же пошла в газету с моей фотографией и стихами, присланными ей.
 Вскоре Солонин стал директором школы в Муромском районе. Затем Юрий Иванович   получил должность главы сельской администрации. Самым же последним местом   приложения его усилий на данный момент была Православная гимназия.   

   Постскриптум. Однако в середине июня 2008 года Юрий Иванович, уже ставший    сухоньким старичком, приехал на презентацию нового альманаха «Провинция». Боже,  как бежит время.

                Сергей Жуков.   25/2/2008.