В воздушной яме

Юрий Жданов 2
В "ВОЗДУШНОЙ ЯМЕ"               



На подмосковном аэродроме группу командированных на Волгу уже ждал двухмоторный пассажирский самолет средней дальности Ли-2. Этот очень надежный пассажирский самолет с поршневыми двигателями строился в 1939-1953 годы в Советском Союзе по лицензии на базе американского пассажирского самолета Douglas DC-3 фирмы «Дуглас». Всего было построено около пяти тысяч таких самолетов разных модификаций. Самолет очень широко применялся и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как военный транспортно-пассажирский, десантный, а также как ночной бомбардировщик.  Использовался он и для многих других потребностей военного времени. Лицензионному самолету присвоили обозначение Ли-2 по имени главного инженера завода-изготовителя этого самолета- Бориса Павловича Лисунова (1898-1946). В варианте пассажирском он брал на борт 14 человек. Командированных в этом полете было двенадцать человек.


Удобно усевшись в креслах, ждали взлета. И вот самолет побежал по взлетно-посадочной полосе и очень быстро оторвался от земли. Полет предстоял долгий, и чтобы «сжать» полетное время, Алексей предложил соседу сыграть в шахматы, которые он всегда брал с собой в поездки. Разыграли цвет расставленных на доске фигур и начали игру. Самолет, увлекаемый монотонно гудящим мотором, поглощал километры, яркое солнце освещало салон, лишь при появлении облачности становившийся пасмурным. Шахматисты успели уже разыграть дебют, как вдруг … Как часто встречается это «вдруг» в нашей жизни: оно- знак чего-то неожиданного … И в самолете действительно произошло совершенно неожиданное, и не только неожиданное, но и в первые мгновения непонятное для занятых своими делами и мыслями пассажиров, но не для экипажа. Сначала всех прижало к сиденьям кресел, а затем приподняло, оторвав от них, и вознесло … Отделились от сидений кресел не только пассажиры, но и лежавшая на коленях Алексея шахматная доска с фигурами, а затем тела плюхнулись на сидения, доска с грохотом упала на пол, а фигуры рассыпались во все стороны. В хвостовой части салона прозвучал очень громкий звук от удара металла по металлу: это взлетела, а затем рухнула на пол прикрепленная здесь цепью стремянка. Показавшееся в первое мгновение непонятным, тут же прояснилось: попали в «воздушную яму». Такие случаи летчики называют «болтанкой». Они возникают, когда самолет попадает в зону возмущенных, завихренных, так называемых «турбулентных» потоков воздуха. Такие потоки возникают по разным причинам: из-за разности плотности, давления и температуры в разных слоях воздуха, или из-за порывов воздуха. Предсказать или заметить такие «ямы» невозможно. Они всегда оказываются «сюрпризом» для экипажа и пассажиров. Наиболее чувствительны к таким возмущениям легкие самолеты. Интенсивность возмущений зависит и от высоты полета, чем она меньше, тем ощутимость «ям» сильнее, а на больших высотах «воздушные ямы» практически не встречаются. Посмотрев в иллюминатор, Алексей увидел озеро, над которым пролетал самолет: видимо, из-за разного состояния воздуха над землей и над водой, вызвавшего различное движение восходящих и нисходящих потоков воздуха в этот солнечный день и пришлось так неожиданно прервать игру. Начали новую партию. Теперь Алексей, на всякий случай, придерживал доску рукой, но такой «болтанки» больше не случилось, и партию удалось успешно завершить «ничьей» … 

               
Юрий Жданов     10.08.2020