Особенности швартовки кораблей

Петрович 8
Хорошее отношение в нашей стране к морякам, как к военным, так и гражданским, автоматически распространяется и на их корабли и суда, вызывающие у не посвященных, определенный интерес. Позволю себе маленький ликбез по этому поводу.
Корабль, это или большой парусник или военный корабль (под Андреевским флагом), несущий вооружение (артиллерийское, ракетное, торпедное и пр.) С командиром корабля и командой (экипажем). А судно, это самоходное плавучее средство с механизмами, обеспечивающими движение, капитаном судна и командой их обслуживающей, может быть и военным судном, когда не несёт вооружения (транспортное, вспомогательное и пр.), но кораблём называться не может! И флаг на нём или государственный или вспомогательного флота.

И по этой причине, очень «режут ухо» заявления дикторов, даже центральных каналов радио и телевидения: «Капитан корабля», «судно с ракетным вооружением» и др. А уж издевательство над аэропОртами и морскими пОртами, уже вошло в обиход. Их называют аэропортАми, и морскими портАми, видимо не от слова пОрты, а от слова портЫ – домашние, домотканные, холщёвые порткИ, т.е. штаны!
 
Я излил желчь! Теперь приступаю к сути миниатюры.

Корабли постоянно находиться в море не могут. Даже при смене экипажей в море, что иногда практикуется. Самим кораблям периодически необходимо производить и планово-предупредительное техническое обслуживание техники, приборов и механизмов. Проводить ремонты – доковые, навигационные, средние или капитальные. Да и просто, иногда надо давать экипажам отдохнуть…

Для чего надо поставить корабль к причалу (причальной стенке), пирсу. Можно швартовать «лагом» – бортом к причалу, тогда, место занимаемое кораблём практически равно его длине, а при швартовке «кормой», всего-то его ширине, а это в несколько раз меньше, как задом в гараж … Что удобнее и целесообразнее. Как говорится – больше влезет!

Швартовка кормой предусматривает, и для удобства, и для безопасности стоянки и самой швартовки, отдачу якоря. Чем и занимается баковая (бак – носовая часть палубы корабля) швартовная команда, а на юте (ют – кормовая часть палубы корабля) ютовая швартовная команда подаёт кормовые швартовые концы (растительные, полипропиленовые или стальные тросы) на причальные тумбы (кнехты или палы). Всё понятно? Ну, привязывают КОРАПЬ верёвками, что бы ветром не унесло! )))

Так вот, когда я пришёл служить «зелёным» лейтенантом в Таллинн, который тогда писался ещё с одной «Н». У нас в бригаде кораблей ОВРА (Охраны водного района), был старый командир морского тральщика. Про такого говорят – вся жопа в ракушках… Вот у него, как видимо и всех нас, от длительной корабляцкой, извините – корабельной службы, возникали различные привычки, которые непосвящённым могли показаться странными…

Этот командир своих подчинённых по команде «Аврал!», которая предшествует швартовке, для удобства, в первую очередь своего, естественно. Ведь командир за всё отвечает, а как, это уже его дело! Так вот для удобства баковые были у него – турки, а ютовые – албанцы!  Почему? Наверное историческая тупость одних и других повлияла на выбор этих эпитетов у старого «морского волка». Но это никого не удивляло, а даже вносило свежую эмоциональную струю в сам процесс швартовки, который на корабле был отработан до автоматизма и представлял собой, если опустить некоторые детали – своеобразный мастер-класс!

По корабельной ГГС (громко-говорящей связи), по верхней палубе корабля раздавались чёткие команды: «Турки! Бросай якорья, мать вашу ё…!!!» «Албанцы, сучьи дети! Заводи на х… швартовы!!!» Надо отметить, что команды выполнялись с завидными качеством и скоростью.

Не лишним будет заметить, что чуть выше места этих действий, за зданием Минно-торпедного арсенала и забором, находилась остановка городского автобуса и нормальная улица. А команды при швартовке, усиленные корабельными динамиками заставляли медлительно-сонных эстонцев, от неожиданности приседать и нервно крутить головами в поисках опасности…

P.S. Один из читателей сделал мне справедливое замечание, что в моей миниатюре много пояснений и мало особенностей швартовки... Он тоже оказался морским корабельным офицером. Ну, так ему и без моего рассказа всё ясно. А вот сугубо сухопутным читателям, да ещё заражённых "бациллой морской романтики", это, пожалуй, не будет лишним. А за подробностями швартовки - пожалуйте в учебник "Морской практики".