10 писем, которые подружили меня с дактилем

Наталья Демьяненко
Н.А. ДЕМЬЯНЕНКО, А.В. КИСЕЛЁВ


10 ПИСЕМ, КОТОРЫЕ ПОДРУЖИЛИ МЕНЯ С ДАКТИЛЕМ.


ПРОЛОГ
 
Какое это всё-таки замечательное изобретение электронная почта. Человек далеко, а письмо им написанное приходит мгновенно. Всё, о чём думается, мечтается, переживается, всё в письме и всё актуально.
Так однажды, я, благодаря почте, познакомилась с Анатолием Солиным. Я попросила помочь мне с освоением казавшейся на тот момент непостижимой техники. Толя помог, подружил меня с тифлокомпьютером. С тех пор так и пишутся письма из Питера в Тюмень, из Тюмени в Питер. Эта ниточка общения в письмах становится всё прочней и необходимей. Потому что вдруг оказалось, что бывает такое: два совершенно разных человека, с абсолютно непохожими судьбами встречаются и дополняют, повторяют друг друга во всём: в направленности мыслей, в понимании окружающего мира. Дополняют и повторяют почти сверхъестественно. Это дружба? Родство душ? Я не знаю. Но однажды поняла, что виртуальное наше общение так хочется сделать реальным. На день, на два, на… На сколько возможно.
Наступила зима, а с ней и подготовка к новому году. Украсить дом, приготовить подарки для близких, найти в интернете рецепты чего-нибудь интересного к новогоднему столу. Одним словом, всё как всегда.
Но почему-то от этого «как всегда» в этот раз накатывает такая тоска. Нет, пусть в этом году будет по-другому.
Несколько дней обдумывала. И вот пришла идея устроить новогодний карнавал. Пусть будет всё по высшему разряду. Много блеска, шума, новогодней мишуры. Гости. Близкие и не очень друзья.
Для колорита нужна изюминка, какое-нибудь необычное условие на карнавале.
Для чего мне всё это нужно? Новый год наступит и без всякого карнавала. Вопросы потом. А вчера вечером я села к компьютеру и написала Толе. Тон письма был полушутливый, лёгкий.. Я пригласила его на свой праздник. Теперь почему-то очень волнуюсь в ожидании ответа.


ПИСЬМО №1.

Вот и настали самые радостные, наполненные ожиданием чуда предновогодние деньки. За окном шумит ледянками горка. Тихо, кружась в замысловатом танце, падают снежинки. У нас, в Сибири, мороз опустился за 30, всё в сугробах, но мыслями я в северной столице, в Санкт-Петербурге.
Там, прямо как в сказке – за горами, за долами, живёт снежная королева. И она пригласила меня на новогодний карнавал. Но, вот беда – на этом карнавале необходимо соблюдать одно, но существенное правило: не говорить! То есть общаться-то можно, но при этом ни слова сказать, ни фразу написать!
А может компьютер взять? Кстати, эта королева не простая – она суперсовременная и замечательно владеет компьютером с помощью брайлевского дисплея! Но на карнавале это не выход. Не будешь же повсюду компьютер в кармане таскать, да и условие будет нарушено – писать-то нельзя!
Что делать? Должен же быть другой путь решения этой проблемы. Другой способ межличностного  общения, когда два человека рядом. Казалось бы чего проще! А может быть просто задать этот вопрос самой виновнице карнавала? Время ещё есть. Напишу я Наташе письмо и задам этот вопрос. Чувствую – должен быть ответ. Он где-то летает между снежинок в воздухе. Не могло человечество что-нибудь да не изобрести в этом случае!
Скажи, Наташа, я ведь прав?


Толя, я наверняка не открою Америку, если скажу, что есть очень много вещей, которые можно сказать друг другу без слов. Впрочем, как и прочитать ненаписанное между строк. Но я не думаю, что суета карнавала, на который я жду тебя под новый год, нам это позволит. Да и всё равно ведь захочется поговорить: поделиться мнениями, просто новостями. Но – тссс! Правила есть правила.
На предстоящем празднике можно говорить, но только улыбками, взглядами, прикосновениями рук…
Подожди, Подожди… Прикосновениями. А ведь это и есть ответ на твой вопрос, сможем ли мы общаться. И ведь сможем! С помощью дактилологии. Это азбука, буквы которой складываются из пальцев. Азбукой этой пользуются как люди лишённые слуха, так и люди лишённые одновременно слуха и зрения. Только последние при разговоре общаются рука в руку. Тебе не кажется, что это как раз то, что надо нам?
Я выучила эту азбуку лет пятнадцать назад. Хочешь научу и тебя?
Толя, покажи мне кулак. Я не испугаюсь, наоборот, - порадуюсь, что первая буква алфавита наша общая. Мы уже знаем её. Ну да. Кулак – это и есть буква «А» в азбуке дактиля.
Теперь слегка раскрой ладонь так, чтобы ногти указательного и среднего пальцев оказались как бы лежащими на согнутом большом. Безымянному и мизинцу места на большом пальце скорей всего не хватит, но нас это смущать не должно. Находясь в том же положении с указательным и средним собратьями (все четыре пальца согнуты и прижаты друг к другу), они образовывают букву «Е». Как впечатление? По-моему, буква красивая.
Но, если тебе не очень нравится, Подними четыре не расстающихся пальца над  большим. Получишь букву «С».
Ну, и, чтобы не останавливаться на достигнутом, раскрой ладонь полностью, при этом плотно сжав пальцы. Ладонь должна напоминать дощечку. Теперь ты знаешь и как выглядит буква «В».
Если ты принимаешь такой способ нашего общения на карнавале, в следующих письмах познакомлю тебя с другими буквами.
И – карнавал ждёт тебя. Город на Неве ждёт тебя тоже.
И, конечно, жду тебя я.
Кстати, говорят ласточка не делает весны, как, разумеется, и снег не делает зимы, а Новый год приходит в дома и в души не смотря ни на что, но всё-таки я очень надеюсь, что ко времени карнавала у нас здесь тоже затанцуют снежинки. Ты так красиво о них написал. Прихвати их с собой из Сибири в наш пока абсолютно бесснежный город, сможешь?


Письмо №2.

Наташа, вот уже со дня на день Новый год, а у вас до сих пор нету снега?! Для меня, сибиряка, это сравнимо с новогодним чудом! А помниться, какая вьюга разыгралась в Ленинграде, в ту Новогоднюю ночь, когда Ипполит спешил к Наде! Но, если что, мне не сложно - напихаю снежки во все карманы и обязательно доставлю тебе!
Насчёт дактиля – это довольно-таки интересно. Припомнил, что, оказывается, тоже знаю четыре жеста.
Во-первых, кулак. Никак не ожидал, что это может быть ещё чем-то другим, кроме демонстрации силы;
кулак с выставленным вверх большим пальцем – тоже всем понятно, что это – хорошо;
ещё я знаю жест, когда указательным пальцем крутят у виска, но тебе такое показывать не буду;
А вот есть жест, когда в кулаке большой палец протискивается между указательным и средним. Так его я лучше себе покажу.
Вот и все мои познания дактилологии на этом заканчивались до сих пор. А тут, оказывается, в процессе раскрытия кулака до открытой ладони сразу четыре буквы: А, Е, С,В!
Сейчас потренируюсь что-нибудь из них сообразить:
-АС – ну, это я учусь восхищаться мастерством пальцев;
- ЕС – это вместо да, буду хвастаться познаниями английского;
- ВАС – уже умею к Вам обращаться;
- ЕВА – будет такая  на карнавале?
- СЕВА – это кавалер у Евы;
- САВА – соперник Севы;
- ВЕС – это я представляю, каким буду тяжёлым со снежками в карманах;
- ВСЕ мы тут дружно собрались!
Тяжело, конечно, с непривычки оказывается пальцы строить. Но с каждым разом они всё лучше начинают меня слушаться! Я работаю двумя руками – одна с другой разговаривают. Забавно!
Наташа, подбрось ещё мне букв, пожалуйста.

Толя, к тому дню, когда ты будешь спешить ко мне на праздник, метели не обещаю, но небольшой снежок всё-таки и у нас выпал. а точнее, как в песне группы «пламя», которая мне очень нравится, снег кружится, летает, летает…
Настоящая зимняя картинка, без которой кажется Новый год невозможно представить.
Кстати, как и без Ипполита, Жени и Нади, согласен? Я вот совершенно не признаю продолжение «иронии судьбы». Для меня это продолжение осталось за кадром, там, где с любимыми не расстаются.
Ну да вернёмся к дактилю.
А с ним разговор у тебя смотрю пошёл. Ха, к твоим знаниям жестов могу добавить ещё один. По аналогии с жестом «хорошо», где как ты верно сказал, вверх выставляется большой палец, используется так же жест «плохо» – при сжатом кулаке вверх поднимается мизинец. Да нет, я тоже уверена, что при встрече жест, обозначающий плохое, нам никак не может понадобиться, но всё-таки попробуй сложить соответствующую комбинацию из пальцев. Ты ведь просил ещё букв, а этот жест кроме того, о чём я уже упомянула, обозначает так же и букву «Ю». А эта буква хоть и редкая, но иногда без неё никак не обойтись.
Вот такой разговорчивый мизинец. Если из кулака за компанию к нему выпустить ещё и безымянный палец, получится буква «И». Крутнувшись слева направо те же пальцы покажут нам (Й).
Ну а если спрячешь все пальцы в кулаке, кроме указательного, а потом начертишь им в воздухе два полукружия, ты получишь дактильную букву «З».
В следующий раз я познакомлю тебя с абсолютно волшебным свойством большого пальца образовывать разные буквы. А пока в ожидании праздника уже ломаю голову над нарядом и причёской, которыми мне очень хочется поразить гостей. И особенно одного из них. Если выучишь дактильную азбуку, на карнавале я обязательно назову тебе его имя.


Письмо №3.

Наташа, в последнем письме ты спрашивала про моё отношение к «Ирониям судьбы» старого и нового разлива. Я с тобой, конечно, согласен. Нет, лучше скажу вот так:
«Я тебе, конечно, верю,
Разве могут быть сомненья -
Я и сам всё это видел,
Это наш с тобой секрет,
Наш с тобой секрет!»
А между тем, идея с дактилем меня уже затягивает. Если вчера я строил слова, постепенно раскрывая кулак, то сегодня пальцы самостоятельно по одному и парами уже стали заявлять о себе:
ИВА;
ВИЙ;
ВАЗА;
ВИЗА;
ЗЕВС;
ВСЮ;
ВЕЙ;
ВЕЮ;
СЕЙ;
СЕЮ;
ИВАСИ.
Не-ет. Наташа, вот сама посмотри – о какой иваси мы с тобой будем говорить на новогоднем карнавале? Так хочется уже чего-то великого! Например, о ЗИ_Е. А ещё лучше о ВЕС_Е! И, конечно же, о _Ю_ВИ!
Но, видишь сама – не хватает уже всего-то двух-трёх букв, но самых порой главных.
Так что я буду ждать от тебя нового урока. И, гадая, какое же ты напишешь мне слово, пожую у ёлочки ИЗЮ_.

Толя, а знаешь, лет в одиннадцать на новогоднем вечере в школе я была Мальвиной. Почему именно Мальвиной, честно говоря, не знаю. Память меня точно не подводит – волосы в голубой цвет я не перекрашивала. Зато в первый раз в жизни закрутила их в колечки. Ну а немножко Снегурочкой я, признаюсь, чувствую себя каждый новый год. Наверно, отсюда и любовь к карнавалам.
О! Действительно, разговор про иваси на вечере будет не совсем актуален.
Да, да и да, я тоже за то, чтобы поговорить о весне, розах, о том, что уже пора…
И тогда, как и обещала, раскрою тебе маленький секрет большого пальца. В дактиле он тоже очень любит, как я в детстве, делать колечки, но, разумеется, не из волос, а в сочетании с другими пальцами, и в зависимости от того, С каким именно образуется кружок, перед нами появляется очередная буква дактильной азбуки.
Попробуем?
Соедини большой палец с указательным. Остальные прямые смотрят вверх. Знакомься – это буква «О».
А теперь соедини большой палец со средним, остальные чётко вытянуты вверх – ура! Перед нами буква «Р».
А если соединить большой палец с безымянным, получится буква «Н».
Как видишь, уже достаточно много слов можно сказать из известных тебе букв. А у нас ещё мизинец остался. Если его соединить в кружок с большим пальцем мы получим…
А, кстати, много чего получим и мне не терпится тебе об этом рассказать, потому что познакомившись со следующими буквами, ты сможешь дактилем обратиться ко мне по имени. А ведь я – никогда не думала. что так бывает, оценила звучание и начертание собственного имени только познакомившись с тобой. Но придётся набраться терпения. Тебе нужно приучить пальцы к новым буквам, а мне – готовиться к празднику и встрече моего гостя. Или, впрочем, это одно и то же?


Письмо №4.

Наташа, я уже представляю, как закручиваю колечки на волосах у снегурочки… Только так и не понял, какая же буква будет, если большим пальцем прижать к ладони мизинец.
А так конечно интересно. До сих пор я был наивно уверен, что такие колечки формирует рука исключительно лишь при производстве щелбанов. При этом даже, я бы сказал, музыкальных щелбанов. Ведь каждый палец вызывает свой своеобразный гул в голове оппонента! А, оказывается…
А сейчас сразу и посмотрю, что получается:
ОН, ОНО, ОНА, ОНИ;
ОСА, НОС, СОН, СОР;
РОЗА, РАНА, НОРА, ВЕРА;
ВИНО, СЕНО, НЕВА, ИРИС;
ЗЕРНО, ВЕСНА, ВОЙНА, АВРОРА.
Красивые, чёткие буквы получаются даже у меня. Но есть одна проблема. Когда пишу слово, вероятно, необходимо, чтобы пальцы плавно сразу переходили из комбинации одной буквы в комбинацию другой. А они, пальцы, сделав одну букву, тут же стремятся расслабиться, выпрямиться. Это, наверное, будет создавать некоторые проблемы при распознавании. К тому же, необходимо учиться это делать быстро, но при этом чётко фиксируя каждую букву. Так что, оказывается, не так всё просто!
Наташа, мне не хватает буквально двух букв, чтобы обратиться к тебе на дактиле. Вот, как их выучу, сразу поеду в карнавальную Санкт-Петербургскую ночь. Уже так не терпится встретиться с главной героиней этого карнавала.

Вот так оно всегда и бывает. Снегурочка боится растаять при встрече, а кто-то здесь думает о щелбанах. Хотя производство щелбанов в нашем случае тоже пригодится. Пальцы удобно тренировать (нет, нет, не в Питере). Просто я как раз на днях прочитала, что специалисты советуют при использовании дактиля пальцы держать в небольшом напряжении, как будто в них спрятаны пружинки, и дактилирующая рука не должна уподобляться как было метко сказано, пустой перчатке, вздумавшей поговорить.
Ну А те буквы, с которыми обещала тебя познакомить, вот они.
Большой палец и мизинец в колечке. Оставшиеся: указательный, средний и безымянный пальцы слегка раздвинуты и смотрят вниз – это буква «М».
А теперь эти же пальцы направленные вниз плотно сожми – ты сейчас показываешь букву «Т».
Поверни теперь кисть руки так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы, так же плотно сжатые, были обращены кверху. Такая фигурка обозначает букву «Ш».
Ну вот, теперь ты сможешь моё сокращённое имя сказать без труда, А я между тем поменялась с тобой ролями. Из твоего сокращённого имени могу произнести, чтобы ты смог меня понять, только две буквы.
Но это не страшно. Я расскажу тебе о недостающих чуть позже. С этим проблем не будет. Меня же сейчас беспокоят две другие проблемы. Сказать какие? Хорошо, я попробую, хотя ты, наверно, и сам знаешь, как иногда трудно облечь в слова полный душевный сумбур. Первая проблема – это время, когда каждый день, как год, его хочется торопить и подгонять.
Вторая проблема… А тоже время, которое не идёт, а мчится – не знаешь, как хоть чуть-чуть задержать.
Первую трудность почти остановившихся минут и часов мне приходится сейчас преодолевать одной. Над решением второй думать ещё предстоит. Мне так хочется, чтобы ты мне в этом помог, Толя.


Письмо №5.

«Луч солнца Зоолотого;
Тьмы скрыта пелена…»
Ура! Я могу начертать все буквы твоего имени – НАТАША!
Привет! Как, оказывается, много могут сделать эти два пальца, соединённые вместе – большой и мизинец. 
Сейчас же попробую ещё что-нибудь сообразить из вновь изученных букв:
НАША МАША;
ШИРШЕ СМОТРИ;
МОРОЗ МОСТИТ ШОССЕ;
ИЗ ТЮМЕНИ НА МАШИНЕ;
ОСТРОВ С МАМОНТАМИ В МОРЕ;
САША ИМЕЕТ СВОЙ РЕСТОРАН.
Всё, Наташа, я сажусь на поезд и к тебе. Сейчас я знаю главное – как сказать  дактильно имя Снегурочки! Но дорога длинная, поэтому надеюсь, что по дороге успею получить от тебя письма два и прибыть уже во всеоружии.

Толя, а я опять смотрю на время. Ты в поезде, а значит С каждой минутой становишься ближе. Я представляю тебя в этом поезде. Стук колёс; За окном одна картинка сменяет другую… Какой город ты сейчас проезжаешь? Сколько километров и часов отделяют тебя от меня?
Ура, моё имя ты уже скажешь и дактилем. А мне даже завидно. Я тоже хочу говорить дактилем твоё имя, а знания букв на двоих пока не хватает. Но это как раз поправимо. Знаешь, в дактильной азбуке есть немало букв, которые можно показать с помощью всего двух пальцев: указательного и среднего. Например…
Ну, например, фразу «кляп для бяк» полностью можно сказать только двумя этими пальцами.
Вот смотри:
Если указательный и средний пальцы, направленные вниз, развести в стороны, получится буква «Л». Похожа на зрячую печатную, правда? Мне когда-то в ней это очень понравилось.
Теперь держи пальцы так же, но плотно их сожми. Это уже дактильная буква «П».
А попробуй средний палец положить на указательный –  в дактиле так обозначается буква «Я».
Давай я тебе ещё букву «К» покажу, чтобы можно было больше слов составить, пока будешь тренироваться, а остальные буквы из этих пальцев завтра напишу. «К» - сжать указательный и средний пальцы, а кисть руки повернуть боком. Из такого положения сделать всей кистью рубящий жест сверху вниз. Букву «К» неплохо бы показывать как можно чётче, иначе легко перепутать с другими похожими.

Время? Пока писала, ты приблизился ещё на километры. Удобное ли у тебя купе, Толя? Не беспокоят ли соседи? Я уже почти сама в том же поезде.
А до карнавала осталось двое суток.


Письмо №6.

Привет, Наташа, привет.
Это я так уже тренируюсь, как буду дактильно здороваться с тобой на карнавале. Нет, Евгений в "Иронии судьбы" был неправ, когда пренебрёг предложением Нади – возвращаться домой на поезде. Современный поезд со спецкупе для инвалидов делает поездку комфортной. А время, которое всегда спешит, здесь неожиданно замедляется, что позволяет чуть оглянуться, разобраться в первую очередь с самим собой.
Не смотря на то, что в этом купе я еду один (место надо мной предназначено для сопровождающего) и не вижу, что за окном, но , благодаря навигационному приложению в телефоне, я всегда точно знаю, где проезжаю в данный момент. Это очень интересно и познавательно – ощущать себя путешественником и открывателем. Но в первую очередь время, которое неожиданно появилось у меня, могу использовать на изучение новых букв, с которыми ты познакомила меня.
Вот сразу и вспомню все буквы, которые знаю:
А –алмаз, Аврора, Атлантида;
Е – Европа, Есенин, Екатерина;
С – солома, сорока, соловей;
В – восток, ветер, всадник;
Ю – Юнона, ювелир, юнкер;
И – известия, истина, излом;
Й – йота, Йошкар-Ола Ола, Йорк;
- Зимний, знакомство, Златовласка;
О – олово, окошко, орнамент;
Р – Россия, река, риск;
Н – Нева, Наталия, нрав;
М – молния, малина, мимоза;
Т – трюк, трюмо, томление;
Ш – шарик, школа, шлем;
Л – люстра, лесник, локомотив;
П – Питер, повозка, привет;
Я – ясли, яркий, явление;
К – карнавал,  краски, красота.
А вот фраза «кляп для бяк» у меня, к сожалению, никак не получается – я ещё не знаю ни букву "Д", ни букву "Б"! Даже обидно!
Наташа, а наряды для карнавала уже определены? Можно  каждый будет представлять какую-нибудь букву в алфавите дактиля? Если, Снегурочка не против, то я быстренько беру для себя букву "А". На то и уважительная причина есть – я и Анатолий, и первый в очереди на раздаче букв!
А за окном город Верещагино. Какие названия, словно по картинной галерее еду!

Толя, как много, оказывается, красивых слов можно составить даже из неполного алфавита. С эстетическим удовольствием читала: «алмаз, аврора, Атлантида… Юнона, ювелир, юнкер». Переливающееся ожерелье из слов.
А я так рада, что в купе тебе комфортно, в то же время жду, когда ты его покинешь и сойдёшь на перрон Московского вокзала.
Всё-таки ожидание встречи – это ни с чем не сравнимое ощущение. Слышала утверждение, что мечты не могут не разочаровать, потому что, когда мы ждём, мечтаем обо всём сразу, порой прямо с противоположных точек зрения. Но как можно не ждать, когда ты уже совсем близко. Как можно не мечтать!
О, интересная идея. Замётано, бери букву «а» на карнавале. А я пока подумаю, в качестве какой буквы выступить мне. Хотелось бы стоять рядом с тобой, но есть некоторые сомнения относительно той буквы, которая идёт в алфавите сразу после «а»..
Шутки шутками, а за мной ведь обещанные буквы дактиля. Уже упомянутая за кадром буква «Б» показывается так. Указательный палец вытянут вверх, средний, согнутый в крючок, прижимается к указательному. Остальные пальцы поджаты таким образом, чтобы крючок из среднего чётко возвышался над ними. Иначе на ощупь непросто распознать букву.
Остальные буквы из этих пальцев просто отдых:
- Если вытянуть указательный и средний пальцы вперёд, а потом сделать ими кружок против часовой стрелки, получится буква «Д».
А согнутые указательный и средний пальцы, разведённые и направленные вверх в виде рожек обозначают в дактиле букву «Ё».
Теперь оба эти пальца выпрями, плотно сожми, но оставь так же направленными кверху. А сейчас сделай лёгкое движение вниз всей кистью. Это буква «Ц». Помнишь, как печатные буквы изображаются? «Ц» перевёрнутая вверх ногами «П», только с хвостиком. Вот это движение вниз и обозначает как бы хвостик.
По такому же принципу показывают дактильную букву «Щ». Указательный, средний, и безымянный пальцы смотрят вверх, кисть делает небольшое движение вниз.

Сегодня много букв получилось. Но ведь до Питера тебе осталось ехать несколько часов, а алфавит ещё не весь в нашем распоряжении. Поэтому приходится торопиться, ну а я уже несколько раз определилась, разочаровалась и снова определилась с нарядом, как и всегда перед большим праздником. Тем более, что сейчас ведь не как всегда. Этот праздник будет особенный и ты знаешь почему, правда? Письма, письма, письма, но уже совсем скоро я смогу написать тебе: до встречи.


Письмо №7.

Здравствуй, Наташа.
Сегодня со мной случилось что-то чудное. Уснув вечером, я продолжил путешествие по железной дороге и во сне. Снилась ночь, ритмично подёргиваются  шторки на окне. А за ним ярко над зданием вокзала светятся буквы «Сергач». Потом как-то неожиданно резко наступил день и я иду по этому городу, при этом смотрю на него как бы с высоты птичьего полёта. Весь город оказался окружён горами, на вершинах которых стоят ослепительно белые церкви, от маковок которых повсюду вместе с колокольным звоном разливается золотистый свет.
Честно признаюсь, не каждую ночь мне снятся цветные сны, далеко не каждую. Но самое удивительное в том, что, когда я, проснувшись, посмотрел по навигатору где еду, то оказалось, что действительно ночью поезд проезжал город с таким названием.
Нет, что ни говори, но настоящая дорога ощущается только в поезде. Можно многое вспомнить, помечтать, ну и поучиться. Вот буквально сейчас я этим и займусь, чтобы крепче освоить новые буквы алфавита в дактильном исполнении:
Б – блок, бомба, барабан;
Д – дом, домбра, дрова;
Ё –ёлка, ёмкий, клён;
Ц – цирк, царица, циклоп;
Щ – щит, щеколда, щенок.
Пока изучал буквы, даже не заметил, как прошло время и мой поезд вышел на прямую дорогу на Санкт-Петербург! Уже совсем скоро, буквально через считанные минуты я окажусь, Наташа, рядом с тобой в карнавальной круговороти. И ещё. Можно, Наташа, чтобы я увидел тебя издалека, попросить Снегурочку надеть подвенечное белое платье?

Ну вот и наступил этот день – день карнавала, день твоего приезда, Толя. Письмо моё тебя в поезде уже не застанет. Застанет где-то в городе. Ты уже совсем-совсем рядом и мне кажется, что даже город стал неуловимо другим. Ты когда-нибудь замечал, что окружающий нас мир: природа, предметы, даже люди меняются в зависимости от нашего настроения? Не бывает плохих людей, плохой погоды. И любые сны сейчас могут обещать только хорошее.
Но буквы! У нас ещё остались невыученные буквы. Сейчас расскажу о трёх очень похожих. Показывают их двумя пальцами, большим и указательным. Остальные скромно спрятались, понимая, что сейчас не их выход.
Итак:
Большой и указательный пальцы вытянуты: большой в сторону, указательный ему перпендикулярен и направлен вниз. Ты уже, наверно, догадался, какая это буква. Точно, буква (Г).
А теперь при том же положении большого пальца указательный поверни так, чтобы он смотрел строго вверх. Это ещё не буква, это фигурка, которая может показать или твёрдый или мягкий знак в зависимости от того, в какую сторону ты сделаешь поворот кистью. Если сделаешь резкое движение по часовой стрелке, получится твёрдый знак, а против – мягкий.
Осталось ещё несколько букв. Наверняка ты с ними познакомишься находясь уже рядом со мной. Сейчас мне надо идти. Мой город уже встретил тебя, моя улица ждёт тебя, Мой дом – это уже почти я…
А у меня такое чувство, как у заколдованной принцессы, которой нужно сделать так, чтобы принц узнал её из десятка похожих девушек.
Помнишь, как у Высоцкого:
«здесь лапы у ели дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живёшь в заколдованном диком лесу,
откуда уйти невозможно.
Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,
Пусть дождём опадают сирени.
Всё равно я оттуда тебя заберу
во дворец, где играют свирели».
Я уже почти ощущаю себя хозяйкой этого дворца со свирелями. Но сейчас важно, чтобы мой гость нашёл, увидел, узнал и выбрал меня, именно меня. Я Иду надевать подвенечное платье.


Письмо №8.

Привет! Вот и я! Прибыл в твой город как сибирский снегирь, с полными карманами снега, как обещал… А тут дивная сказочная зима! Всё в таких замороженных кружевах, а воздух буквально звенит! Так и хочется оповестить всех о своём прибытии криком… А вот как это сделать, чтобы это было красиво? Попробую, пока иду по городу, посвистеть, подражая тем птицам, названия которых я уже могу набрать дактилем:
1. А – альбатрос;
2. Б – буревестник;
3. В – ворона;
4. Г – голубь;
5. Д –дрозд;
6. Е – египетская цапля;
7. Ё –королёк;
8. З – зяблик;
9. И – иволга;
10. Й – индейка;
11. К – колибри;
12. Л – лебедь;
13. М – малиновка;
14. Н –  нектарница;
15. О – орёл;
16. П – павлин;
17. Р – райская птица;
18. С – соловей;
19. Т – тетерев;
20. Ц – цибиз;
21. Ш – шабашка;
22. Щ – щеголь;
23. Ъ – съезд скворцов;
24. Ь – птица-секретарь;
25. Ю – юрок;
26. Я – ястреб.
О! Я вижу, вижу очаровательную королеву карнавала! И она совсем, совсем не заколдованная, даже и не строгая. А может быть она услышала моё птичье пение и поэтому улыбается мне. Интересно, какая трель ей больше понравилась?
«ПРИВЕТ, МИЛАЯ КОРОЛЕВА!»- пишу я тебе дактилем в ладонь…

Съезд скворцов – какая красота.
Толя, привет! Привет, дорогой мой гость!
Наконец-то! Пойдём со мной. Я тебя больше от себя не отп… Пока не сказать. Пойдём, Толя. На карнавале столько красавиц, но... смотри только на меня, ладно? Затеряемся в блеске праздника.
А вот здесь давай остановимся, поговорим. Только я и…
Мой далёкий, но уже близкий принц. Я подбираю слова. Заметил? А мне надо, надо, так надо говорить тебе всё.
Вот я, а вот т… А вместе м…
 Давай тогда снова к дактилю. Второй палец и мизинец поставь прямо, а оставшиеся спрятались.
Всё, дактильная «Ы» с нами.
Ты со мной, мы вместе.
На …лице темно. Нет, не на лице, а на …лице. А на лице …лыбка. … тебя тёплая р…ка.
Мизинец и большой палец вытянуты, остальные спрятались.
Такая в дактиле «У».
Ура, ура, ура! Я сразу объясню тебе и другие буквы.
Оре…и, …олодно, …ризантемы,.
Букву (Х) показывает только указательный палец. Просто согни его. Да, вот так – во второй фаланге.
Ха, как хорошо!
…кскурсия, …верест, …кватор.
Нужна буква «Э». Указательный так же согнут как при букве «х», но к нему добавляется ещё и большой палец. Вместе с указательным образуя как бы полукруг. Теперь и это у нас есть!
Толя, я хотела бы, если ты не против…
Ну вот, нас ищут другие гости. А я и забыла давно о них.
Как обидно! Но у нас впереди ещё много времени. И разве не это самое главное? 


Письмо №9.

- О, Вы прекрасны, восхитительная королева бала!
Кто придумал такую замечательную вещь, как дактиль? Когда можно при разговоре с самой королевой касаться её рук! А как трепетно и нежно Вы считываете своими руками моё признание!
А я пишу, пишу, пишу! А Вы так чувственно молчите…
Ну, чтож, нас увлекают в хоровод! Мы кружимся, и я пою:
«На мгновенье надо
Детство возвратить.
Мы теперь утята,
И так прекрасно
На свете _ить.»
Ой! А с буквой (Ж) заминка получилась. И как же мне теперь без этой буквы жить?
Королева, выручай? Побежали в уютный уголок, где ты мне покажешь последние  и столь нужные буквы!

Я думаю, здесь нас никто не найдёт. А, вероятно, и искать не будет. Гости там, где музыка, шампанское, салют. А здесь только мы и звёзды за окном.
Давай у этого окошка я покажу тебе последние буквы дактиля.
Пальцы указательный, средний безымянный и мизинец плотно сжаты. Наклони их так, чтобы с ладонью они образовали почти прямой угол. А большой палец при этом пусть подпирает средний в самом центре снизу. Да, вот так. У тебя замечательно получается. Это буква «Ж».
А теперь большой палец сдвинь так, чтобы он при том же положении, как в предыдущей букве четырёх собратьев прижимался к боку указательного. А это дактильная буква «Ф».
И ещё одна буква. Последняя. Сложи большой, указательный и средний пальцы щепоткой. Так же, как ты делаешь, когда крестишься. Всё правильно. Буква «Ч» тоже с нами, как и весь алфавит.
Всё, ура!
Скажи, тебе не кажется, что каждая буква приближала нас вот прямо к этой минуте так же, как поезд приближал ко мне моего самого долгожданного и желанного гостя? И эти три буквы. Какая вроде бы ерунда. А всё равно. «Ж»: Уже не нужно ни о чём жалеть. Можно только желать до головокружения и ждать.
Так. А с буквой «Ф»: мы будем фантазировать под эффектные всполохи фейерверка.
Забавно.
Хотя всё это ведь неважно.
Или важно?
А знаешь, отойдём от окна.
Толя!
Почему у меня такое чувство, что этой ночью, точнее, прямо сейчас, с нами случится какое-то чудо?


Письмо №10.

Наташа... Я что-то волнуюсь. Давай, действительно, отойдём от окна.
Есть же такие вещи, которые так трудно бывает сказать голосом…
Вот, дурной! – у меня же есть палочка-выручалочка – дактиль - язык без слов.
Самое главное сейчас, чтобы руки не дрожали и не потели. Всё. Нахожу твою руку и говорю:
«Я Вас люблю!»
«Будьте моей женой!»
Сказал!
А сейчас, пока ты думаешь над моими словами, надо как-то заполнить это томящее время, которое, кажется, совсем остановилось. Что-то надо говорить. А вот быстренько повторю слова с новыми буквами:
Ж –желанная, жизнерадостная, женственная;
Ф – фантастическая, феерическая, эффектная;
Ч – чарующая, чудесная, чистосердечная.
Что? Твои пальчики что-то сказали? Какое-то короткое слово из двух букв. Повтори, повтори их, пожалуйста!

Толя! Ты чувствуешь? У меня рука как раз дрожит.
Но я повторю. Повторю… Я ответила тебе -  «да».
А дактиль, оказывается, может прийти на помощь и тогда, когда рука - единственное, что в определённый момент свободна и имеет возможность говорить.
Когда голос кажется совсем не к месту, а губы…
Воспользуюсь этой возможностью. Скажу дактилем: Люблю. Люблю тебя, толя.
А для всех остальных разговоров у нас ещё будет время -  Вся жизнь.