Караваджо. Юдифь и Олоферн

Алина Алексеева-Маркезин
    Караваджо.Юдифь и Олоферн. 1599.Холст, масло. 145 ; 195 см Палаццо Барберини, Рим
    Картина написана в 1599 году по мотивам ветхозаветной книги Юдифи.

ЛЕГЕНДА.
       Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием.
     Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. 

    Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору. Он был язычником, и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Это делало её поступок очень актуальным на фоне контрреформации, восстановления инквизиции и подавления ереси католической церковью.

        Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.

    Если повернуть картину на 90°, становится видно, как широко раскрыты глаза Олоферна, почти готовые вырваться из глазниц, как страшно раззявлен в крике его рот... От смерти сильного некогда воина отделяют считанные секунды. Он смотрит на Юдифь – это все, что он успевает – и в глазах у него читаются изумление и смертный ужас.

    Совсем иные чувства проглядывают на лице девушки. Губы Юдифи непреклонно сжаты, брови почти сошлись на переносице, глаза сощурены. Облик, полный решимости..Она убивает беззащитного Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы.

      Рядом с девушкой стоит её служанка, которой, если верить Библии, не было рядом с Юдифью в момент  совершения казни. Однако Караваджо оставил её при своей госпоже: зорким – а, быть может, даже кровожадным – взглядом коршуна воззрилась старуха на жертву Юдифи; ей интересно происходящее, и не в последнюю очередь потому, что именно ей предстоит нести эту отрубленную голову. Она уже приготовила подол платья и теперь нетерпеливо вглядывается в агонию Олоферна.

     В картине доминируют два цвета: белый цвет одежд Юдифи и красный – цвет только что пролитой крови Олоферна…Художник одел Юдифь в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Белый напоминает нам о  целомудрии девушки, которое остаётся при ней, несмотря на совершаемое убийство, в то время как ярко-алые драпировки, нависающие над головой Олоферна, осеняют для нас место казни.

    Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца, и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь».
   
    Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона».