Эрих Фромм о Гитлере

Любовь Коваленко
Эрих Фромм был занят изучением  психологии Гитлера, как клинический случай некрофилии и садизма. Уникальность Гитлера не в том, что он уничтожил миллионы людей, ибо все диктаторы уничтожали миллионы людей. Уникальность Гитлера в том, что он ненавидел не только евреев, он ненавидел и немцев. Он говорил, что если немцы не выиграют эту войну, они  не достойны жить на земле. Гитлер всем своим нутром ненавидел беспомощность. Для него было невыносимо видеть беспомощных людей. Гитлер, оправдывая себя долгом и служением отечеству, уничтожал беспомощных людей и в глубине души ненавидел всё живущее. Когда он проигрывал войну, он хотел, чтобы Германия рухнула вместе с его амбициями. "Его характер не разглядели его поклонники, загипнотизированные его многообещающим "Хайль!"

Книга "Анатомия человеческой деструктивности" представляет собой своего рода антикнигу, ибо она опровергает многие широко распространённые представления о человеческой деструктивности. В ней есть глава, которая привлекает к себе особое внимание немцев, - глава о Гитлере. И эту главу также можно назвать антиглавой, поскольку в ней даётся такая характеристика Гитлера, которая сильно отличается от всего, к чему мы привыкли до сих пор.

Шульц

"Вместе с тем, со свойственной ему махозистской покорностью, он считал, что действует, подчиняясь высшей силе, будь то провидение или биологические законы. Как-то в одной фразе он выразил и свой садизм, и свою некрофилию: «Все, чего они (массы) хотят, это чтобы победил сильный, а слабый был уничтожен или безжалостно подавлен». Садист сказал бы просто: «подавлен». Только некрофил мог потребовать «уничтожения». Союз «или» в этой фразе указывает на связку садизма и некрофилии как разных сторон личности Гитлера. Однако у нас есть убедительные свидетельства, что страсть к уничтожению была в нем сильнее, чем страсть к подавлению.

Тремя другими чертами его характера, тесно связанными между собой, были его нарциссизм, уход от реальности и абсолютное отсутствие способности любить, дарить тепло и сопереживать.

Нагляднее всего в этой картине проявляется нарциссизм. Все типичные симптомы нарциссической личности были у Гитлера налицо. Он интересовался только собой, своими желаниями, своими мыслями. Он мог до бесконечности рассуждать о своих идеях, своем прошлом, своих планах. Мир был для него реальным лишь в той мере, в какой он являлся объектом его теорий и замыслов. Люди что-нибудь для него значили, только если служили ему или их можно было использовать. Он всегда знал все лучше других. Такая уверенность в собственных идеях и построениях — типичная примета нарциссизма в его законченном виде.

В своих суждениях Гитлер опирался в основном на эмоции, а не на анализ и знание. Вместо политических, экономических и социальных фактов для него существовала идеология. Он верил в идеологию, поскольку она удовлетворяла его эмоционально, а потому верил и в факты, которые в системе этой идеологии считались верными. Это не означает, что он вообще игнорировал факты. В каком-то смысле он был очень наблюдательным и некоторые факты мог оценивать лучше, чем многие люди, свободные от нарциссизма. Но эта способность, которую мы еще обсудим, не исключала того, что многие его фундаментальные представления имели абсолютно нарциссическую основу.

Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности"