Пёс Марсик и другие

Эмма Татарская
  Мы с мужем геологи и работаем вместе. Обычно в конце апреля, начале мая, уезжаем на полевые работы. Но в этом году я буквально перед отъездом умудрилась сломать ногу: довольно сложный перелом в лодыжке.
На семейном совете решили, что мне лучше пожить в деревне, чем на пятом этаже без лифта, и муж отвёз меня, с загипсованной ногой, в наш дом в деревне с сомнительным названием Весёлки.  Старый дом из толстых брёвен, потемневших от времени, просторный, с высокими потолками, верандой, баней и сараем достался мне в наследство от бабушки по линии отца. Муж договорился с соседкой, что она будет приносить мне продукты, заплатил ей и уехал, а я осталась одна, на костылях, в большом пустом доме. Всплакнула, конечно.
Но весна вступала в свои права: ярко синело небо, цвели черёмуха и вишни, да и яблони  выбросили бутоны, решив порадовать хорошим урожаем. И постепенно я успокоилась,  полюбила сидеть в саду под жужжание пчёл.
Как-то утром услышала под сараем  тихое поскуливание. Иногда высовывалась чёрная мордочка. Щенок? Но откуда он взялся?
Я принесла воду, налила ему в миску и придвинула к сараю. Щенок вылез и начал с жадностью лакать. По виду  и расцветке это был щенок немецкой овчарки: лапы и живот светло-коричневые, спина и мордочка чёрные, лоб тоже коричневый. Одно ухо уже стояло, второе ещё  забавно висело.
Накрошила хлеба и колбасы, налила молока. Щенок явно был голоден, но боялся  выйти, тогда я ушла в дом и стала наблюдать за ним через окно.
Пёсик вышел, подбежал к миске, в один момент съел всё и вдруг поднял голову и посмотрел прямо мне в глаза! Как он почувствовал, что я стою за занавеской?
В следующий раз я поставила миску ближе к крыльцу, он с опаской подошёл, поел. С каждым разом я ставила еду всё ближе к крыльцу, и бедняга освоился, перестал бояться и даже начал вилять хвостом при виде меня. Наступил день, когда он дал себя погладить и лизнул меня в лицо. Надо было дать ему имя, но почему-то я никак не могла выбрать.

В воскресенье я ждала гостей: сестру мужа с детьми. Решила, пусть дети дадут имя, дети обычно интуитивно чувствуют, как назвать животинку.
У Ларисы трое детей, но она не зацикливается на них, растут, как трава в степи, и что интересно, почти не болеют, хорошо учатся, и проблем с ними практически нет.
Мы дружим, она хорошо ко мне относится, и я отвечаю тем же. Сообщила ей, что прибился щенок.
Но она вдруг позвонила, что детей забрала на лето свекровь, и она приедет с подругой ветврачом Татьяной, которая посмотрит щенка и сделает прививки.

Весёлые, нарядные дамочки приехали на такси с двумя большими сумками продуктов и выпивки, и корм для щенка не забыли.
А он тоненько залаял на них! И даже пытался тяпнуть за руку врача, когда та делала ему прививку.
- Парень с характером! – засмеялась Татьяна. – Хороший, здоровый щенок немецкой овчарки. Откуда же он взялся у тебя под сараем? Чудеса, да и только!
Может, есть где-нибудь объявление о пропаже?
- Нет, в деревне ни у кого таких щенков нет, соседка узнавала.
- Что ж, тогда тебе воспитывать. Я привезла распечатку, как кормить и дрессировать.

Лариса собрала на стол во дворе, и мы хорошо выпили и закусили. Оттянулись по полной! Орали песни, изображали танцы,  щенок крутился рядом и, судя по виду, был совершенно счастлив.

Поздно вечером улеглись, а утром девочки  искупались в речке, вызвали такси и укатили. А имя так и не придумали. Я решила назвать его Марсом. Он охотно откликался. Вообще дрессировать его было одно удовольствие, такой умный пёсик оказался. Очень быстро освоил основные команды: ко мне, лежать, место, сидеть, нельзя, фу. Он хорошо вырос, начало вставать второе ухо.

Подошло время снимать гипс. Я вызвала такси и не нашла ничего лучшего, как закрыть Марсика в доме. Возвращалась я уже с палочкой, врачи рекомендовали ещё месяц с палочкой походить. Таксист сказал:
- У вас там  в доме вроде как ребёнок плачет?
Я, конечно, всё поняла. Как могла быстро, вошла в дом.
Марсик бросился ко мне, я взяла его на руки, он вздрагивал всем телом,  и… плакал! Я долго его утешала, говорила ласковые слова, но он никак не мог успокоиться. Еда, что я оставила, уезжая, была нетронута. Не ел он ничего и весь вечер. Утром обнюхал мою «новую» ногу без гипса и неодобрительно покосился на палочку.

Я позвонила ветврачу Татьяне, обрисовала ситуацию.
- Постепенно приучай его оставаться одному. Вначале по пять минут, потом всё дольше. Как же иначе? Вы же на работу будете уходить!
Я так и сделала, и умный пёс всё понял – его не бросят.

В августе приехал на несколько дней муж -  вызвали на совещание в министерство. Надо ли говорить, как я была рада! Тогда мы любили друг друга…
Муж таскал меня на руках, мы громко смеялись, целовались. А Марсик страдал…
Я случайно это поняла, так была счастлива, эгоистка.
Вообще, к мужу он отнёсся нейтрально, даже равнодушно, можно сказать. Как бы  говоря: «Что ж, твой друг – мой друг, я приму его».

Олег уехал, а я продолжала воспитывать Марса. Он заметно подрос, возмужал, теперь это была настоящая молодая красивая овчарка.
В начале октября вернулся с полевых работ муж и перевёз нас в Москву.
Марс быстро освоился на новом для него месте, главное, что я рядом.

Наступил Новый год. Мы всегда встречаем его вдвоём, а уже потом навещаем родителей мужа. Моя мама живёт далеко, в другом городе, поздравляем по телефону.
В этот раз Олег был какой-то странный, мне казалось, он хочет что-то сказать, но не решается.
Гром грянул третьего января.
- Такое дело. В общем, Настя от меня беременна и я ухожу к ней.
Я не верила, даже не понимала, что он такое говорит!
Шок, землетрясение, катастрофа. Кусок боли в душе.
После каникул я написала заявление об уходе. Работать с ними рядом, выше всяких сил.

Мир существовал где-то, но я была отдельно. 
Тогда Марс спас меня. Нужно было гулять с ним два раза в день, ходить в магазин за кормом, менять воду. Всё это стоило невероятных усилий, но это спасло, иначе я бы просто тихо умерла.
Как-то мы возвращались с прогулки, и во дворе ко мне подошла Настя. Что она хотела? Объясниться? Попробовать дружить? Это не про меня.
Я начала кричать: - Не подходи, убью!
Что-то ещё, плохое, ужасное, не помню…
Муж, оказывается, сидел в машине, какой цинизм! Он выскочил, увёл её.
Соседи были на моей стороне, сопереживали, предлагали помощь…
А я просто лежала на диване…

Приехала мама. Она большой человек, главврач республиканской больницы. Открыла дверь своим ключом, вошла, поставила сумку, сняла пальто. Я продолжала лежать. А Марс начал носиться из прихожей в мою комнату и обратно, скулить, так он хотел сказать маме, что беда, нужно срочно спасать  меня. Мама подошла, села рядом, погладила по голове.
- Жизнь продолжается, дочка. Вставай, покорми меня.
Мама пробыла у меня два дня, и перед отъездом сказала:
- Надо тебе искать работу. Помочь?
- Помоги. У меня нет сил.
 Серьёзные люди помогают друг другу. И вскоре мне позвонили и предложили работу в институте, без командировок, то, что нужно. Я начала работать. Коллектив был хороший, никто в душу не лез, а свою работу я знала отлично. Начала потихоньку оттаивать.

В начале марта позвонила мой врач Ида Ильинична. Я два раза в год лечилась у неё от бесплодия - болезненное и дорогостоящее лечение, готовилась к ЭКО.
- Я не буду больше лечиться, муж ушёл,- сказала я.
- А он что, единственный мужчина в мире? Адам, так сказать? Вы для кого лечитесь, дорогая моя?
- Нет, не могу, -  я положила трубку.
Как я жалела потом, что не послушалась её!

Постепенно жизнь налаживалась. По выходным мы подолгу гуляли с Марсом в ближайшем лесочке. Как-то раз, он увлёкся и убежал довольно далеко от меня. Подошли два парня, начали недвусмысленно приставать, хватать за руку. Я не успела даже крикнуть. Слышу –  с грозным рычание летит Марс! Парней, как ветром сдуло, один успел крикнуть: «Предупреждать надо!» Марс не погнался за ними, стоял рядом и рычал. Я думаю, он без колебания отдал бы за меня жизнь.


Настя родила мальчика. Но семейной жизни у них не получилось, через три года Олег стал проситься ко мне обратно. Глупец! Неужели он не понимал, что страдания и обида могут убить любовь? Он стал для меня чужим человеком.
Приходила его сестра, тоже уговаривала, а меня как заклинило – нет, и всё.
- Дурочка, ты же останешься одна, - сказала она.

Но она ошиблась. И опять Марсик помог встретить человека.
Однажды мы возвращались с ним из Весёлок на электричке. Я сидела у двери, Марс лежал рядом на полу, как обычно, в наморднике. На остановке вошёл в вагон мужчина, сел напротив.
- Какой великолепный экземпляр! Не мог пройти мимо. Постойте! Я же вас помню! Марс, кажется?
Марс взглянул на него и слегка стукнул хвостом по полу, узнал.
- Помните, два года назад, он приставал к моей Берте? А вы позвали его и он неохотно, но побежал. Я ещё тогда подумал, что пёс послушный, Берта совсем не такая! Она уже болела тогда.
- А что с Бертой?
- Умерла полгода назад – онкология. Две операции делали, вторую в Германии, не помогло…
- Сочувствую. Могу представить, как это тяжело.
- Одно к одному. Тот год тяжёлый был. Жена ушла к молодому любовнику, Берта умерла.

Мы ещё поговорили о том, о сём, в основном о Марсе, и он предложил мне продолжить знакомство. Обменялись телефонами, и вскоре последовало предложение пойти в театр. Как я была рада! Сто лет не была в театре. Мы стали встречаться.  Миша весёлый, лёгкий человек,  все углы сглаживает юмором. У него трое внуков. Они обожают Марса, а он их. Счастлива ли я? Не знаю. Просто тихая радость на душе.