глава из книги "П. И. Полетика. Возвращение"
- Литвин Фелия Васильевна Fеlia Litvinne - оперная певица.
Фелия Литвин – сценическое имя.
Урожденная Fransoise Jeanne Schutz звалась в России - на русский лад - Жанной Васильевной Литвиновой.
«Мой отец был русский, мать - канадка, но выйдя в 1893 году замуж за француза, я стала француженкой. При рождении мне дали имя Франсуаза-Жанна, но в семье меня звали просто Фанни, именем, которое я никогда не любила. Фелией окрестил меня мой первый руководитель, артист Виктор Морель, и хотя он сделал это, не спросив моего совета, имя настолько мне понравилось, что я так и осталась Фелией … Моя мать уроженка Канады, внучка шотландского полковника Мунро де Фаула и француженки госпожи де Лару. Моего деда, достопочтенного полковника Джона Мунро, Фенимор Купер сделал одним из героев «Последнего из могикан» »*.
Родилась Фелия (Франсуаза) в Санкт-Петербурге. К тому времени её отец, Василий Шютц, уже вернулся из Канады с женой и тремя старшими детьми. Семья поселилась в собственном доме на углу Офицерской улицы. «Когда-то дом принадлежал Василию Шютцу, потомку известных немецких краснодеревщиков, приехавших в Россию еще в петровские времена, поставщиков мебели двора Его Императорского Величества»*. Сегодня на этом месте находится Петербургская консерватория.
Дом Шютца недаром стоял напротив Мариинского театра: детство Франсуазы – Жанны – Фанни - было тесно с ним связано. Её водили в театр с пятилетнего возраста и поэтому все ее куклы были персонажами текущего репертуара. .
В 1869 году сестер увозят в Италию, где старшая, Селина, посещает уроки вокала, а восьмилетняя Жанна присутствует при этом. Позднее музыкальное образование сестер продолжается в Париже. «Как-то раз Селина заболела, и,чтобы не пропадали заранее оплаченные уроки, Фанни попросила педагога позаниматься с ней. Г-жа Барт-Бандералли, одна из лучших преподавательниц пения, была очарована ее природными данными и согласилась заниматься с новой ученицей бесплатно». Позже Фелия (Жанна- Фанни) училась у знаменитого баритона В. Мореля, и у Полины Виардо. Первое публичное выступление 16-летней певицы состоялось в зале Плейель, первый оперный дебют - в 1883 году в парижском Театре Итальен,где ее учитель Морель тогда был музыкальным руководителем.
Дальше карьера Фелии развивалась стремительно: вскоре она уже поет в брюссельском театре «Де ла Монне», затем выступает в Гранд-Опера и Ла Скала.
В 1890 артистка впервые появляется на русской сцене. Ее русский дебют состоялся в Москве, а в следующем сезоне ее уже встречал Петербург. "Публика оказала мне восторженный прием. С верхней галереи бросали цветы с таким рвением, что на плечах у меня остались от них синяки..."
Фелия Литвин считалась выдающейся «вагнеровской певицей». Впервые в этом качестве она выступила сезоне 1896/97 годов в Метрополитен-опера в роли Изольды в постановке, в которой участвовали и прославленные братья Ян и Эдуард де Решке. Дальнейшая карьера Литвин - триумфальные выступления в лучших театрах мира: Париж, Нью-Йорк, Монте-Карло, Лондон, Варшава, Москва, Петербург.
Её обширный репертуар включал, помимо вагнеровских, и классические итальянские и романтические французские оперы, а в России она с успешно вошла в русский оперный репертуар. Многие премьеры 90-х годов были связаны с именем Фелии Литвин. Она обладала абсолютным слухом и поразительной способностью быстро осваивать незнакомый музыкальный текст. Что же касается голоса, то он у неё был уникален. Вот что писал о ней известный критик того времени Семен Кругликов: "… голос у артистки великолепен, по силе звука громадный, он ровен, совершенно свеж, металлического густого и вместе мягкого тембра, обширнейшего диапазона, причем не знаешь, какой регистр лучше - нижний, средний или верхний, - всюду одинаковая свобода, звучность. Как материал, трудно себе представить лучшее драматическое сопрано ".
На самом деле певица обладала феноменальным по широте диапазона голосом: две с половиной октавы с контральтовым регистром, от нижнего соль до верхнего ре – это нечто большее, чем драматическое сопрано. Репертуар певицы насчитывал свыше 40 партий , в том числе – для лирико-драматического сопрано, меццо-сопрано, (Кармен) и контральто (Далила)
Вагнеровские оперы с участием Литвин звучали в России не только в исполнении немецкой труппы (1898, Спб); их начал ставить и Мариинский театр. Фелия Литвин была первой исполнительницей партий Изольды (1899) и Брунгильды (1900) на русской сцене
Звание солистки русских императорских театров не мешало певице в течение десятилетия (1899- 1910) сотрудничать с английским театром Ковент Гарден, и выезжать для участия в вагнровских постановках в Байрейте и Париже. В парижской Гранд Опера в 1911 состоялась первая постановка тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга", где Фелия Литвин исполнила партию Брунгильды.
В 1907 певица участвовала в "Русских сезонах" Дягилева в Париже, где тогда впервые прозвучала музыка Бородина. Она исполнила «Плач Ярославны», и с Шаляпиным – дуэт Ярославны и Игоря (опера "Князь Игорь"). В том же сезоне она познакомила французскую публику с творчеством М. П. Мусоргского, исполнив "Песни и пляски смерти" и другие его произведения.
В 1909 году она пела в Монте-Карло вместе с Ф.И. Шаляпиным и Д.А.Смирновым (опера «Русалка» Даргомыжского), а в 1915г. там же - вместе с Карузо («Аида» Верди).
В годы 1-й мировой войны артистка давала концерты для солдат французской армии.
"Я страдала за обе свои любимые отчизны: за Россию и за Францию. Все это время я выступала в Шатегийоне, Клермон-Ферране и Риоме, устраивала концерты в пользу солдат прямо на улицах. Пожертвования я собирала в кепи. Потом я вернулась в Париж и послала в "Фигаро" следующую телеграмму: "Не имея возможности отдать свою жизнь двум моим любимым отечествам - России и Франции, я отдаю им свой голос".
В 1915-1916 годах Фелия Литвин выступала перед солдатами русского экспедиционного корпуса во Франции. В 1917 году в её концерте в пользу канадских военнослужащих принимали участие двадцать русских солдат-балалаечников.
В том же году она в последний раз она вышла на сцену парижского театра «Гранд-Опера», где шла поставленная ею опере «Юдифь».
Солисты крупнейших оперных театров мира обязаны педагогу Фелии Литвин вокальной техникой. Пройдя её школу они с успехом выступали в "Гранд-Опера" в Париже, В Большом театре в Москве и Мариинском в Петербурге. Из русских артистов своей карьерой ей обязаны И.Алчевский, Н.Куклин, В.Павловская-Боровик, Н.Кошиц.
В 1927 году Фелию Литвин приглашают в качестве профессора в консерваторию Фонтенбло, и 20 сентября того же года ей был пожалован орден Почетного Легиона с вручением бриллиантового креста.
Свои последние дни Фелия Литвин провела в доме для престарелых артистов в Париже.
"Я переселилась в дружную семью престарелых артистов... дирекция этого превосходного заведения приняла во внимание мое артистическое прошлое и мою нынешнюю деятельность и предоставила мне помещение, в котором я смогу продолжить свою педагогическую работу. Я не могу и не должна оставаться в бездействии.
Была ли я счастлива? Не всегда... За все свои счастливые минуты я заплатила страданиями и печальным концом, мое сердце - вместилище скорби... Самой большой радостью были для меня мой труд и мои артистические успехи. Петь - значит жить... Правда, научить других тому, что доставляло тебе самой столько радости, это тоже радость! Но моего голоса, такого теплого, такого прекрасного, уже нет. На память о нем у меня осталось лишь несколько пластинок. И, дотрагиваясь до граммофона, я всегда говорю: "Здесь покоится Фелия Литвин".
P.S. Впервые её голос был записан на граммофон в 1903 году. Всего Фелия Литвин записала около 40 музыкальных произведений.
------
*Ma vie et mon art. Paris. 1933. - «Моя жизнь и мое искусство». Ленинград. 1967.
**Н. Шалимский, очерк о Фелии Литвин