Оживает сказка

Изабелла Глиноецкая
Как воспитать у молодежи хороший вкус, любовь к прекрасному, понимание музыки?

Однажды мне попала в руки поэтично написанная и красочно оформленная книжка Г. М. Цыферова «Мой Андерсен». Каждый рассказ звучал, как музыка – и светло, и грустно. Подумалось: «Это как раз для моих четвероклассников. А, если подобрать музыку к истории каждой сказки?»

Весь вечер прослушиваю пластинки, читаю вслух, подбираю ту музыку, которая зазвучит в унисон с рассказом. Наконец, всё готово. Как пройдёт этот классный час?

В класс иду с проигрывателем и пластинками классической музыки. Дети встречают шумно и радостно: «Будем слушать песни?» Когда наступает тишина, говорю: «Когда вы смотрите кино, вы слышите музыку, но не замечаете этого, потому что музыка сливается с происходящим на экране и помогает вам радоваться и грустить вместе с героями, волноваться за них. Сегодня нам музыка поможет понять, почему Андерсен написал свои прекрасные сказки.»

Прошу детей слушать сегодня особенно внимательно, слушать не только ушами, но и сердцем. Все замирают, и мы начинаем.

«Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку – и зло, и добро там лежат рядом. Может быть… Но вот, что я вам расскажу…» И я ставлю пластинку. Нежно поёт скрипка (это «Романс» Рахманинова), и как будто это она рассказывает нам об Андерсене и о девочке, продающей на морозе спички. С последними словами рассказа замирает и грустная скрипка. Ребятки сидят, как завороженные.

Читаю следующий рассказ про Дюймовочку и включаю музыку на слова: «Цветы, цветы, цветы… Их легкий запах дурманил голову, и она кружилась, точно ярмарочная карусель…» И вот уже под звуки «Танцующей куклы» Польдини-Крейслера сражаются эльфы на своих солнечных шпагах.

Тревожно звучат аккорды «12 венгерской рапсодии» Листа – мы читаем про сказку «Оловянный солдатик».

Волны «Фантазии-экспромта» Шопена затопляют класс и всех, сидящих в нём: «Как прекрасна сказка Андерсена «Гадкий утенок»!

Потом мы слушаем «Кампанеллу» Листа и читаем, что сказки Андерсена звучат в сердце каждого, как колокольчики, в которые добавляют каплю серебра.

Но, пора заканчивать беседу и расставаться со сказочником. Ставлю «Грезы любви» Листа, когда читаю: «И лишь дети говорили – ну, что вы, просто он нашел легкую землю, где можно посадить цветы…» Музыка ещё звучит – все слушают. Потом – тишина, и в этой тишине, вдруг – вздох, как после долго сдерживаемого дыхания, и шепот: «Как хорошо!» Ещё секунда, и тишина взрывается, но я прошу ещё минутку внимания и спрашиваю: «Как вы думаете, что это за легкая земля, где можно посадить цветы?»  Опять – тишина… Неожиданно самый неугомонный выпаливает: «Сердце!»

Вот и ответ всем нам – надо сеять семена прекрасного, сеять как можно раньше, пока «легкая земля» не засохла, не зачерствела. 

Сегодня мне захотелось узнать про писателя, который подарил мне и моим ученикам 50 лет назад тот чудесный классный час. Интернет помог.

ЦЫФЕРОВ ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ (26 марта 1930, Свердловск — 5 декабря 1972, Москва)

Ушел из жизни 5 декабря 1972 года в 42 года, внезапно скончался от болезни сердца, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (25 участок).

Кино-Театр.РУ:     Обязательно прочтите о творчестве детского писателя-сказочника.

Сообщение от  29.03.2016 - 02:14

«На днях (26 марта) папе исполнилось бы 86 лет. Очень хочется, чтобы его творчество продолжало жить. Этот детский писатель учил детей любви к окружающему нас миру. И, самое главное, доказывал, что мир может жить без зла. Если ваши дети будут расти на книгах Цыферова они вырастут добрыми и любящими людьми. И еще – они  будут знать хороший русский язык, что в наше время тоже немаловажно. Всем радости и весеннего солнечного настроения.»
Людмила Цыферова.

Кино-Театр.РУ