Финно-угорские и балтские народы

Константин Рыжов
                1. Население Восточно-Европейской равнины до прихода славян

Издревле, еще до прихода славян, лесная полоса Восточно-Европейской равнины была заселена финскими и балтскими народами. Из совокупности сообщений остготского историка VI века Иордана и данных археологии можно сделать вывод, что в V – VII веках балтские народы (родственные позднейшим латышам и литовцам)  проживали гораздо  южнее и восточнее мест их современного расселения.  Они занимали обширные пространства от юго-восточного берега Балтийского моря до бассейна Десны на востоке и были известны под общим именем айсты. На юге их земли доходили до границ лесостепи. Здесь соседями айстов, вплоть до IV века были ираноязычные сарматы (http://www.proza.ru/2015/05/20/1827). Следы балто-иранского контакта отчетливо выявляются  в бассейне Сейма.
В ходе продвижения славян балты были частично оттеснены к берегам Балтийского моря, а частично ассимилированы. О прежней территории их расселения напоминает теперь только значительный пласт балтских гидронимов в полосе от верховьев Днепра до верховьев Оки.  К сер. I тыс. балты  разделились на три крупные диалектно-племенные группы (http://www.proza.ru/2015/07/11/918). Междуречье Нижней Вислы и Немана стало областью расселения западно-балтской группы, из которой вышли пруссы и ятвяги. Земли к востоку от них заняли летто-литовские племена. Еще восточнее, в Верхнем Поднепровье и в смежных с ним областях обосновалась особая группировка балтов – днепровская (племенные названия этих балтов не сохранились, наша летопись сообщает только о голяди).
Севернее и восточнее айстов, по свидетельству готского историка,  обитали различные финские племена. Так на территории современной Эстонии и Северной Латвии по Иордану жила чудь (или эсты, предки современных эстонцев). Кроме чуди Иордан  упоминает еще два финских племени: весь и мерю. О тех же финских народах, но чуть более подробно говорит наша летопись: «На Белоозере сидит весь, а на Ростовьском озере меря, и на Клещине озере меря». И в другом месте: «А первии насельници… в Ростове – меря, в Белоозере – весь». Летопись знает и другие финноязычные племена.  Так в нижнем течении Оки расселилась мурома.  А северо-западную окраину будущей Новгородской земли заселяло еще одно финское племя - водь. Ему принадлежали восточные Берега Чудского озера, на севере же владения води достигали Невы (http://www.proza.ru/2015/07/12/592).

                2. Западные балты

                а) Пруссы

Земля пруссов располагалась на побережье Балтийского моря от Вислы до Немана. На этой территории археологами открыто большое количество городищ. Основой хозяйства  местных племен являлись земледелие и скотоводство. Кроме того, пруссы были рано вовлечены в восточную торговлю, о чем свидетельствует большое число кладов куфических монет IX-X вв. Главным предметом экспорта местного населения на протяжении нескольких столетий оставался янтарь. Племенное «королевство» пруссов, управлялось дуумвиратом из военного и сакрального (Криве) вождя. Возникновение его связывается с легендарными братьями Видевутом и Брутеном, рассказ о которых относится к V–VII вв. На территории Пруссии в лесу Кауп открыт большой могильник (свыше 500 курганов), принадлежавший скандинавам. По-видимому здесь располагалось большое торговое поселение викингов.

                б) Скалвы

Скалвы  заселяли земли по обоим берегам нижнего течения Немана, включая часть восточного побережья Куршского залива.

                в) Корсь (курши)

По восточному берегу Балтийского моря, примерно до реки Вента на востоке, не достигая Рижского залива на севере  и низовьев Немана  на юге, жили курши (корсь русских летописей).
Курши были хорошо известны в эпоху раннего Средневековья. Они неоднократно упоминаются в сагах и хрониках. Викинги часто устраивали набеги на их земли. Впрочем, курши не оставались в долгу – они были очень воинственны и часто  совершали нападения на соседей.
В житии св. Ансгария (http://www.proza.ru/2011/10/09/323) сообщается о большом нападении данов на землю куршей в 852 г.: «Было в этой стране пять знатных  крепостей, в которых собиралось население при известии о вторжении, чтобы в мужественной обороне защитить свое добро. И на этот раз они добились победы: половина датского войска была перебита, равно как и половина их кораблей уничтожена; золото, серебро и богатая добыча достались куршам». Некоторое время спустя свеи (шведы) под предводительством конунга Олава совершили большой поход в землю куршей. Себорг  был разграблен свеями, другая крепость в глубине страны продолжала сопротивляться. Затем было заключено мирное соглашение, шведы с богатым выкупом и обещанием дани возвратились восвояси.
Саксон Грамматик рассказывает, что курши, подобно пруссам, избирали «королей»-предводителей перед военными походами. Он упоминает также имена некоторых из них – Локера, который разбил шведских викингов, и Дорно, обладавшего в течение какого-то срока единоличной властью.

                г) Ятвяги

Под именем судовы ятвяги упоминаются уже Птолемеем (II в.). В древности их племена занимали обширные пространства южнее прусских и литовских земель. Основой хозяйства ятвягов было скотоводство и земледелие. В дальнейшем значительные части ятвяжской земли постепенно вошли в состав Руси, Польши и Литвы. Под 983 г. в летописи упомянут поход против ятвягов князя Владимира. В 1038 г. на ятвягов ходил Ярослав Мудрый. Постепенно ятвяги были славянизированы, а северо-восточная окраина Ятвягии вошла в территорию формирования литовской народности.

                3. Латышские племена

                в) Зимегола (земгалы)

Зимегола, согласно русским летописям, платила дань Руси. Основным районом проживания этого племени был бассейн Лиелупе.  Западными соседями их были курши, южными – жемайты, а восточными – селы.

                б) Селы

Селы, по-видимому, одно из древних племенных образований балтов. На Певтингеровой карте, составленной в начале IV в., обозначена «река селов» (видимо, Даугава).

                а) Латгалы

Латгалам принадлежало среднее течение Даугавы (Западной Двины). На севере они граничили с ливам (их разделяла река Гауя), на севере-востоке - с эстами (в целом рубеж между ними соответствовал современной границе Латвии с Эстонией). Юго-западными соседями латгалов были селы (эти племенные группировки были очень близки в культурном и этнографическом отношении). На востоке латгалы вплотную соприкасались с кривичами. Важнейшими отраслями их хозяйства были земледелие и скотоводство. Большое значение сохраняла охота.

                4. Литовские племена

Основным занятием всех литовских племен были земледелие и скотоводство.

                а) Жмудь (жемайты)

Ареал расселения этого племени – междуречье Юра и Дубиса (притоков Немана). Поречье самого Немана не входило в ареал жмуди.

                б) Аукшайты

Район расселения аукшайтов – междуречье Няжевиса и Няриса (притоков Немана), а также поречье самого Немана. Здесь были распространены погребения с конем (исследовано свыше 1000 таких погребений). Богатых воинов погребали с несколькими конями, часто со всем снаряжением.

                в) Литва

Основной территорией раннесредневековой литвы был бассейн реки Нярис с его правыми притоками Швянтойей и Жеймяной. На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины). Здесь литва соприкасалась с кривичами

                5. Прибалтийские финны

К прибалтийско-финским народам относят чудь (эстов), собственно  финнов (суоми), корелу, ливов, водь, ижорцев и весь. Их языки довольно близки друг к другу и составляют отдельную группу финно-угорской языковой семьи, восходя к существовавшему в древности прибалтийско-финскому языку-основе.

                а) Либь (ливы)

Ливы (либь русских летописей) проживали к востоку от куршей и земгалы. Основной территорией их расселения были земли, прилегающие к Рижскому заливу, в бассейне Даугавы и Гауи. Другая группа ливов проживала  на северной оконечности полуострова Курземе (где они были соседями куршей). По словам Генриха Латышского, ливы по внешнему облику были очень близки к эстам. Однако ливский язык заметно отличался. Среди их укрепленных поселений выделяется Кенте (в 40 км от Риги), существовавшее в V-IX вв. Кроме ливов здесь жили латгалы и земгалы. Основой хозяйства обитателей городища было подсечное земледелие и скотоводство.

                б) Чудь (эсты)

В раннее Средневековье эсты населяли северо-западную окраину Восточноевропейской равнины на восточном побережье Балтийского моря и острова Моонзундского архипелага (современные области Эстонии). Русские летописи называют этот народ чудью.  Хотя, возможно, что имя чуди на самом деле охватывало несколько народов (эстов, водь, весь и др.).
Основная часть средневековых эстов проживала в открытых поселениях – селищах. Были у них и свои укрепленные города. Наиболее крупный из них – Отепя в юго-восточной Эстонии. Город располагался на высоком холме с крутыми склонами. Площадь раскопанного городища 3500 кв. м. Заселено оно было еще во второй половине I тысячелетия. Новгородцы позже именовали эту крепость «Медвежья голова» (впервые упомянута под 1116 г.). Кроме того, в Х в. существовало торговое поселение Колувань на месте Таллина, ставшее в XII в. городским центром.
На основе археологических находок и этнографических наблюдений восстанавливается в общих чертах одежда средневековых эстов.  Женское одеяние  состояло  из льняной с рукавами рубахи и надеваемой поверх нее шерстяной верхней одежды без рукавов или же несшитой, поддерживаемой поясом накидки. Замужние женщины носили передник: с пояса свисали набедренные украшения. Мужская одежда состояла  из рубахи, штанов и кафтана. Верхней одеждой и мужчин, и женщин была шуба.
               
                в) Водь

Водь проживала к востоку от эстов. Территория ее расселения в древности простиралась от берегов Чудского озера на западе до водораздела Ильменского и Волжского бассейна на востоке. Расселившись в бассейнах Ильменя и Псковского озера, славяне застали здесь сравнительно немногочисленное финноязычное население, которое не покидало в дальнейшем мест своего обитания. Славяне и местные финны какое-то время жили на одной территории и постепенно смешивались между собой. Финно-угорский элемент отчетливо проявляется в новгородских сопках и в длинных курганах Псковщины, поэтому их можно рассматривать как древности славяно-финского симбиоза, что оказало влияние  на дальнейшую этническую карту этого края, федеративное строение первого государственного образования здесь и структуру самого Новгорода.   До X-XIвв. Северо-западная окраина Новгородской земли была еще собственно водской. В XIII-XIV водь проживала уже только в прибрежной полосе Финского залива.
Русские летописи упоминают еще одну местную народность – нереву (норому), очевидно, как-то связанную с Неревским концом Новгорода (название этого народа производят от финского noromaa – «низменное, болотистое место»). Была высказана догадка, что нерова (норома) – это какая-то часть води. Вполне вероятно, что имеется в виду южная водь, заселявшая район Приильменья и в археологическом плане имеющая некоторую  самобытность по сравнению с северной. Этим, видимо, объясняется, что водь не упоминается среди племен, платящих дань Руси, но зато упомянута нерева.

                г) Ижора

 Ижора заселяла территорию бассейна Невы  и часть южного побережья Финского залива. Полагают, что это переселившаяся в конце I тыс. на берега Невы группа корелы.

                д) Корела

Корела издревле заселяла земли, лежащие на запад от Ладожского озера. Западным соседом ее была емь, а севернее лежали земли саамов (летописной лопи).  В эпоху формирования Древнерусского государства корела оставалась за его пределами. Язык корелы – один из древнейших в группе  прибалтийско-финских языков.

                е) Весь

Можно предположить, что предки веси населяли район Шексны, Суды, Мологи, где она соседствовала с мерей.    Отсюда заселялось Белоозерье. На грани I и II тт. идет переселение веси из более западных районов, где она находилась в контакте с балтами, на восток, в район Межозерья. Первоначальным населением здесь, видимо, была лопь. 
Ареал расселения веси до прихода славян, вероятно, был следующий: от берегов Волхова на западе до Вожи и Кубенского озера на востоке, от среднего течения Мологи и Шексны на юге до бассейна Свири, Южного Приладожья и Южного Прионежья на севере. Однако, на этой территории весь появилась лишь в Х веке.
 Вообще можно выделить несколько групп веси. В Х в. было две основных: приладожская и белоозерская. Именно из Приладожья происходит переселение веси в бассейн Суды и Колки. Здесь обнаружены курганы Х века. Поэтому, когда летописец помещает весь вблизи Белого озера, он говорит только о части этого народа. Остальная весь для него, по-видимому, скрывалась под названием чудь.
Главным городом белоозерской веси было Белоозеро. Он несколько раз переносился с места на место. Первое, еще неукрепленное поселение, существовавшее в начале Х в., находилось у истоков Шексны из Белого озера.
До приходя славян весь знала только подсечное мотыжное земледелие. Судя по находкам льняных тканей, наряду с зерновыми культурами, возделывался лен. Кости домашних животных составляют только пятую часть обнаруженных, что говорит об очень большом значении охоты. Вся посуда была лепная, гончарный круг не использовался.
Арабские авторы X-XIV вв. неоднократно упоминают о стране вису (ису, весу). Они сообщают о развитой торговле мехами, которую вели с ней волжские булгары. Весь принимала активное участие в восточной торговле с начала IX. Также здесь фиксируется присутствие скандинавов. По рекам Паша, Тихвинка, Чагодоша, Малога те направлялись на Волгу, по Ояти и Суде проникали на Шексну. С упадком восточной торговли крепнут торговые связи с Западной Европой. Тогда приобретает важное значение торговый путь Нева – Ладожское озеро – р. Свирь – Онежское озеро – р. Вытегра – Белое озеро. Этот путь отмечен крупнейшими (по 5-13 тыс. монет) кладами западноевропейских монет.

                ж) Чудь заволочская

Заволочьем в новгородских источниках называлась территория восточнее озер Белое и Кубенское. Отсюда по р. Емца попадали на Северную Двину, а по рекам Пуя, Вель добирались до западного притока Северной Двины – реки Ваги. Именно в Важской земле проживала, как считают, упомянутая в летописях чудь заволочская. Основа ее культуры  явно родственна культуре веси. Поэтому считается, что заволочская чудь – это весь, переселившаяся на север под напором славян.

                6. Приволжские финны

К приволжско-финской группе финно-угорских народов ныне принадлежат мордва (эрзя и мокша) и марийцы. В русских летописях и иных исторических источниках, кроме мордвы и черемисы (марийцев), называются еще меря, заселявшая, как свидетельствуют данные археологии и топонимики, почти все области между Волгой и Клязьмой и мурома, локализуемая в бассейне Нижней Оки. На основании сравнительно поздних источников и косвенных данных можно говорить еще о племени мещера, жившем в северной части среднего Поочья.

                а) Меря

Меря занимала большую часть современных Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской областей. На севере с ней граничила весь, на юго-востоке – мурома, а на юге – мещера. В летописях названа меря, обитавшая вокруг озер Неро и Плещеево. Кроме этих двух групп были и другие племенные группы мери, разделенные незаселенными пространствами лесов и болот. Открыты поселения этого племени, датируемые VI-XI вв. Одно из ранних укреплений мери – Березняки, расположенное при впадении в Волгу р. Сонохты, датируется V-VI вв. Постройки (срубные жилые дома) располагались параллельно берегу Волги в два ряда. Одним из наиболее крупных и значительных поселений мери, вероятно племенным центром, являлось Сарское городище. Оно располагалось в излучине реки Сары, впадающей в озеро Неро. Поселение здесь возникло в VI или VII вв. и просуществовало до начала XI в. (когда его место занял Ростов). Укрепления (валы) были насыпаны на рубеже VII-VIII вв. Рядом с крепостью существовал посад. Выгодное расположение Сарского городища способствовало его быстрому экономическому развитию как ремесленного и торгового центра. Вокруг городища концентрировалось несколько селищ.  Открыты и другие городища: Мало-Давыдовское (на берегу р. Ирмеси), Копок, Сунгирьское и некоторые др. Все они были заброшены в первой половине XI в.
В VI-VIII вв. основным занятием населения являлось скотоводство (свиньи, лошади, крупный рогатый скот), охота, рыболовство. Земледелие, вероятно, было подсечным, без применения пахотных орудий. Меря активно участвовала в торговом обмене. Через ее земли проходил старинный торговый путь с Верхней Волги на Оку, пролегавший по рекам Которосль, Сара, Нерль Клязьменская. На его протяжении найдено пять крупных кладов куфических монет IX в. и два клада Х в. Арабские монеты находят во многих погребениях, также как весы и гирьки для взвешивания серебра.
Последнее упоминание мери в летописи – 907 г. Очевидно, в Х-XII вв. это племя было полностью ассимилировано славянами и утратило свой язык.

                б) Мурома

Согласно летописи, мурома проживала в нижнем течении Оки. Большинство ее археологических памятников расположены на левобережье Оки, между ее притоками Ушной и Унжей и правобережьем Клязьмы. На востоке и юго-востоке от муромы проживала мордва, а на юге – мещера. На севере мурома граничила с мерей. По языку этот народ был близок к мордве, но отличался значительным своеобразием. Замечательной чертой погребального обряда муромы являются конские захоронения. Они известны с VI-VII вв, но большинство относится к более позднему времени. Археологами обнаружено около сотни таких погребений, в том числе, женских.
Раскопки на территории Мурома привели к открытию небольших селищ VIII-IX вв., раскинувшихся  вдоль берега Оки. Рост этого поселения начался только в XI в. и был связан уже с деятельностью славян. Впрочем, из-за фрагментарности археологических работ, ранняя история Мурома рисуется смутно. Пока не известно, где располагался древнейший центр города и был ли он в Х в. укреплен.
В культурном плане мурома была близка к мордве. Основу хозяйственной деятельности этого племени составляло животноводство (особенно коневодство) и земледелие. Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество. Были развиты домашние производства – ткачество, косторезное дело, гончарство (без применения гончарного круга).  Полагают также, что мурома принимала деятельное участие в восточной торговле. Арабские монеты встречаются в нескольких погребениях муромы, датируемых IX в. В 21 погребении муромы найдены монеты Х в. Наконец, на территории Мурома обнаружены два крупнейших к настоящему времени клада арабских монет VIII-X вв. Первый, весом более 40 кг., включал 11000 монет.  Он был зарыт после 939 г. Второй насчитывал более 200 монет, позднейшая из которых датируется 996 г. Все это свидетельствует о том, что по Оке в раннее Средневековья проходил важный торговый путь, который вел из Булгара в Киев и далее – в Европу. Через систему волоков купцы из Оки попадали в Десну, а из нее – в Днепр. «Основными агентами» торгового движения выступали, скорее всего, булгарские купцы, скупавшие у местного населения меха. Наибольший подъем восточной торговли пришелся на Х век.
К XII в., вследствие ассимиляции славянами мурома утратила свою этническую самостоятельность.

                г) Мещера

Мещера заселяла междуречья Клязьмы, Москвы и Средней Оки. Язык мещеры, видимо, являлся одним из диалектов мордовского. К началу II тысячелетия местное население было полностью славянизировано.

                д) Мордва

Древнейшее упоминание о мордве содержится в труде Иордана (VI в.). Формирование этого народа происходило в междуречьях Оки, Волги, Цны, Суры, Алтаря. Основные группы современной мордвы – эрзя и мокша говорят на разных, хотя и близких языках. Древнейшая область обитания эрзи  - бассейн Суры, мокши – бассейн одноименной реки. На этой территории открыто много небольших городищ.  В ранних погребениях мордвы (VI-VIII вв.) много оружия. Встречаются и женские погребения с оружием и конскими удилами, очевидно, они принадлежали женщинам-воительницам. Женщины и мужчины носили онучи и кожаную обувь типа поршней. Основной женской верхней одеждой была холщовая (шерстяная) рубаха с небольшим разрезом спереди, низким воротом и длинными рукавами. Рубаха подпоясывалась тканным или узким кожаным пояском. Существовала также шерстяная одежда в виде кафтана и меховая – типа шубы. Мужская верхняя одежда тоже состояла из рубахи и кафтана. Рукава и ворот рубахи расшивались оловянным бисером.
Мордва издавна являлась земледельческим народом. Найденные археологами самые ранние железные сошники относятся к VI в. Скотоводство у мордвы значительно превалировало над охотой. Но, судя по всему, мордва почти не участвовала в восточной торговле. На территории ее проживания находят очень мало арабских монет

                е) Черемисы (мари)

В древнерусских и других письменных источниках средневековые предки современных марийцев известны как черемисы. Формирование марийского народа происходило по территории Среднего Поволжья, нижнего и среднего течения Ветлуги, Вятки и нижнего течения Суры. Соседями мари в древности являлись на востоке удмурты, на юге – мордва, на западе – меря. В землях марийцев открыто много городищ.
Одежда марийских женщин состояла из холщовой, шерстяной или меховой рубахи, доходящей до голени и подпоясанной тесьмой. Верхняя одежда представляла собой кафтан из телячьей (или молодого лося) шкуры, мехом внутрь. Кафтан расшивался по швам и подолу серебряной проволокой и подпоясывался ремнем. На ногах носили шерстяные чулки. Обувь – кожаная, типа поршней. Мужская одежда состояла из льняной, шерстяной или меховой рубахи и кафтана, также сшитого из телячьей или лосиной шкуры.
Археологических данных, подтверждающих развитие у мари земледелия, почти нет. Вероятно, они занимались подсечным земледелием и обработку расчищенных участков вели мотыгами. Кости домашних животных составляют только половину обнаруженных, что говорит о большом значении охоты. Марийцы были соседями волжских булгар и вели с ними меновую торговлю, однако арабские монеты в их погребениях встречаются сравнительно редко.

                7. Прикамские финны

К прикамской или пермской группе финно-угров в наше время принадлежат коми-зыряне, коми-пермяки и удмурты.

                а) Пермь вычегодская (коми-зыряне)

Основные археологические памятники коми-зырян сосредоточены на реке Вымь (притоке Вычегды, которая в свою очередь впадает в Северную Двину). Кроме того, их обнаруживают по верхнему течению Вычегды и по ее притокам. Отдельные поселения располагались  по рекам Сысоле, Вашке и Мезени. Важную роль в хозяйствовании коми-зырян играло скотоводство. Роль подсечного земледелия была незначительной, и оно получило распространение не ранее XII в.

                б) Удмурты

Древние удмурты населяли верховья Вятки и бассейн р. Чепцы. Южные удмурты, тесно связанные торговыми отношениями с булгарами, получили в русской летописи прозвание «арских людей». Северных удмуртов называли вотяками. 
               
                в) Пермь (коми-пермяки)

В раннем Средневековье пермь проживала в верховьях Камы и по ее притокам – Вишере, Иньве, Обве. Уже в IX-X вв. здесь существовало много сел и небольших укрепленных мест. Считается, что тут проживало не меньше семи племенных групп перми и от каждой из них осталась серия городищ и селищ. Судя по всему, пермь жила большими патриархальными семьями. Основным видом хозяйствования населения было подсечное земледелие. В XII в. началось широкое распространение пашенного земледелия. Важным занятием на протяжении долгого времени оставалась охота.

                8. Угры и самодийцы

В I тыс. до Р.Х. угро-самодийские племена занимали почти все лесное и лесостепное Приобье и Прииртышье. Во второй четверти I тыс., после миграции венгров на запад, в степи Восточной Европы, часть таежного населения продвинулась на юг в опустевшую лесостепь. В V-VI вв. ханты обособляются от манси. Первые заселяли южные лесные районы Прииртышья и Приишимья, а также Нижнее Приобье, а вторые – горный Урал и лесное Зауралье в бассейнах рек Туры и Тавды.

                9. Днепровские балты. Голядь

Как уже отмечалось, в древности область расселения балтов простиралась далеко на юг, достигая кое-где лесостепной и степной зоны. В эпоху формирования Древнерусского государства археологи фиксируют проживание балтов в обширном регионе, достигавшем на востоке верховьев Оки (до впадения в нее Протвы), на юге – верховья Днепра (приблизительно до устья Вопи), а на западе – Дввины в районе Полоцка. На этой территории открыто большое число городищ (одно из самых больших – Мощинское на правом берегу реки Пополта в бассейне Угры на территории Калужской области дало название всей культуре). Местные балты занимались подсечным и отчасти пашенным земледелием, скотоводством. Однако охота и рыболовство продолжали играть в их жизни заметную роль. Расцвет Мощинской культуры приходится на IV-VII вв.  Затем ей на смену приходят памятники славян, которые начинают активно расселяться в этом регионе. Впрочем, островки плотного проживания балтов в окружении славян сохранились до более поздних времен. В XI в. летопись упоминает голядь на Протве, притоке Оки. Это племя сохраняло свою независимость вплоть до середины XII в.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522