Ч. 1 Тайна Белого острова

Владимир Врубель
Решив передохнуть от разборки своего архива, помещаю эту небольшую публикацию.
В один из осенних вечеров 1974 года я сидел в маленьком уютном зале Географического общества и в поисках интересных материалов перелистывал апрельский номер журнала «Natural History» за 1954 год.
 
Во время службы на Урале я мог читать только научно-техническую литературу, которая поступала в головной отдел научно-технической информации КБ. Больше всего мне нравились «Naval Engineers Journal» и  «Popular Mechanics», в которых порой попадались очень любопытные статьи.

В тот вечер мне повезло. На странице  200 увидел заголовок «The Secret of White Island» («Тайна Белого острова»). Тогда не было интернета, так облегчившего сбор материалов людям, увлекающимся историей.

Приходилось просматривать и читать сотни книг и журналов, о чём я нисколько не жалею, потому что получал от этого радость, особенно, когда попадалось что-то интересное, как и в тот раз.

Статья была посвящена экспедиции шведского инженера, естествоиспытателя Саломона Августа Андре к Северному полюсу. Тема меня заинтересовала, стал собирать все доступные материалы об Андре в Публичной и в Центральной военно-морской библиотеке (ЦВМБ).
 
В ЦВМБ обнаружил книгу об этой экспедиции с хорошими иллюстрациями. В библиотеке имелся прекрасный отдел иностранной литературы. До революции многие морские офицеры владели одним или несколькими иностранными языками. В моё время читателей иностранных книг было немного. Как сейчас, не знаю.

В 1897 году Саломон Андре с двумя спутниками, Кнутом Френкелем и Нильсом Стриндбергом, предпринял безумно смелую попытку достичь на воздушном шаре Северного полюса.

Экспедиция отправилась 11 июля 1897 года с острова Датский, входящего в архипелаг Шпицберген. Это была вторая попытка. Первая окончилась неудачей. На сей раз финансовую помощь оказал Альфред Нобель, изобретатель динамита и основатель Нобелевской премии.

Шведское правительство выделило для доставки на остров канонерскую лодку «Svenshsund» и опытную команду для оказания наземной помощи воздухоплавателям. Товарищами Андре  были инженер-строитель Кнут Френкель с большим опытом исследований в Арктике и двадцатичетырёхлетний Стриндберг, который  оканчивал университет.

Нильс Стриндберг был очень красивым мужчиной, поэтому к экспедиции было привлечено внимание огромного числа симпатизирующих ему дам.

Связь с Большой землёй Андре планировал путём сбрасывания посланий в стальных цилиндрах. Он предполагал, что течения доставят их в места цивилизации. А также отправляя их с почтовыми голубями. Для этого в кабине воздушного шара находились клетки с 36-ю почтовыми голубями, которых специально тренировали в арктических условиях.

Наземная команда наблюдала около часа полёт воздушного шара, который на фоне серого арктического неба  становился всё меньше и меньше, пока не превратился в точку, а потом и вообще исчез… на целых тридцать три года.

В августе 1930 года две моторные лодки с гарпунёрами отошли от норвежского китобойного судна и направились к Белому острову, расположенному в ста милях от главного острова Шпицберген.

Обычно из-за льда к нему не подойти, но в тот день в безоблачном небе ярко светило солнце, а вода у берега была чистой ото льда. Несколько человек высадились на берег, чтобы перетащить на него туши убитых моржей.

Это была нелёгкая работа - взмокли, пока трудились. Двое из них, Олаф Сален и Карл Тусвик, отправились вглубь острова, чтобы принести всем свежей воды. Снег покрывал вершины холмов, а в прогалинах были видны песок и гравий. Изредка встречалась чахлая растительность на пригретых солнцем местах.

Белый остров необитаемый, поэтому норвежцы изумились, наткнувшись на крышку алюминиевого котелка. Впереди что-то чернело. Когда подошли ближе, увидели остатки старой лодки, привязанной сверху на сани с сильно изношенными полозьями.

Рядом из снега торчал шлюпочный крюк с надписью «Полярная экспедиция Андре, 1896».

Позвали остальных охотников.

Продолжение http://proza.ru/2020/08/10/1148

На фотографии: экипаж 1897 года, слева направо: Вильгельм Сведенборг (отказался от полёта), Нильс Стриндберг, Кнут Френкель, Саломон Андре