Узбекистан на великом шелковом пути

Бахыт Рустемов
На великом шелковом пути всегда жили великие народы.
Мухаммед ИБРАХИМ

Великий шелковый путь - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Это - трансконтинентальная дорога, впервые в истории человечества соединившая Запад и Восток, страны Средиземноморья и Дальнего Востока, античную и китайскую цивилизации.
Начало его функционирования относится ко второй половине II в. до н.э., когда китайский дипломат и путешественник Чжан - Цзян впервые открыл для китайцев страны Средней Азии. Тем самым, были как бы соединены в одно целое две великие дороги, шедшие прежде в неведомые земли. Одна, ведущая с Запада - из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, и другая, идущая с Востока, из Ханьской империи, тоже в Среднюю Азию.
Таким образом, складывались системы сухопутных дорог и морских путей, которые связывали между собой самые отдаленные культуры и цивилизации в обширном регионе, простиравшиеся с запада на восток от равнин Мессопотами до долины Индия и с севера на юг - от пустынь Средней Азии до Арабского моря. В последующее время именно они стали одними из основных трасс Великого шелкового пути.
 В начале I тыс. н. э. обширные географические пространства от Тихого до Атлантического океана слились в единый пояс культурных Цивилизаций и государств. Можно сказать, что в это время произошел первый раздел мира, так как впервые в истории человечества на столь протяженном расстоянии, занимающем территорию с запада на восток в 11 400 км, границы различных государств непосредственно соприкасались друг с другом.
Не случайно, что именно в это время возник Великий шелковый путь, необходимость которого диктовалась сложившимися обстоятельствами и была подготовлена всем ходом развития политических, экономических и культурных достижений народов Евразии предшествующих эпох.
Если взглянуть на географическую карту, то нетрудно заметить, что Средняя Азия занимала центральное место в поясе великих цивилизаций древности. От Желтого и Восточно-Китайского морей до ее восточных границ, примерно 4 300 км, от Атлантического океана до Каспийского моря - около 5 200 км.
Именно это географическое положение способствовало тому, что в Средней Азии происходили важнейшие этнические процессы, шло активное взаимодействие культур (древневосточной, восточно - и западно иранской, эллинистической, индийской, тюркской и китайской) осуществлялись масштабные торговые операции по Великому шелковому пути, заключались дипломатические договоры и военные союзы.
Народам Средней Азии принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и таких мировых религий, как зороастризм, буддизм, христианство, ислам, а также многих культурных и научных достижений.
Таким образом, очевидно, что Великий шелковый путь - не просто караванный трактат, а многофункциональное, уникальное в истории Евразии явление, степень влияния и воздействие которого на многие стороны ее существования была огромной.
В 1987 году ЮНЕСКО в рамках всемирной декады ООН по культурному развитию приняла международную программу "Шелковый путь - путь диалога", предусматривающую широкое и всеобъемлющее изучение истории цивилизаций народов Средней Азии. Но главная ее цель установление более тесных культурных и экономических контактов между Востоком и Западом, улучшение взаимоотношений между многочисленными народами, населяющими Евразию.
Из числа научных конференций, посвященных Великому шелковому пути, можно назвать такие, как "Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье" (Самарканд, 1990 г), "Эпос государств вдоль Шелкового пути" (Турку, Финляндия, 1993 г), "Языки и письменность вдоль Шелкового пути" (Кипр, 1994 г), "Возрождение Великого шелкового пути: культурный туризм и возрождение наследия в Узбекистане" (Бухара, 1996 г)
Помимо научных и культурных программ сегодня осуществляется также проект мировой значимости - строительство Великой трансконтинентальной железной дороги, которая будет призвана соединить страны Европы со странами Дальнего Востока.
В мае 1997 года было уже завершено строительство участка дороги Мешхед - Серахс, и тем самым страны Средней Азии получили выход к Персидскому заливу, а страны Европы- в Среднюю Азию. После завершения строительства дороги между Узбекистаном и Китаем произойдет полное возрождение Великого шелкового пути в его железнодорожном варианте - от Атлантического до Тихого океана.
В сентябре 1998 года в Баку состоялась международная конференЦИя, посвященная возрождению Великого шелкового пути по трассам, издревле связывавшим Европу, Кавказ и Азию. Этот транспортный коридор, несомненно, будет служить развитию всей мировой экономики, взаимообогащению культур и укреплению дружественных связей между народами.
Великий шелковый путь.. Именно здесь, в самом центре Средней Азии, расположен современный Узбекистан.