Как спасали святыни ККВ ч. 6

Николай Мринский
Все важнейшие парады, церемониалы, молебны и войсковые праздники в дореволюционной истории казачества сопровождались выносом этих реликвий. Регалии ККВ являются уникальным наследием мировой культуры. Всего по доброй воле кубанцев из США при посредничестве Генконсульства РФ в Нью-Йорке и Росохранкультуры и совместным усилиям ККВ, администрации края было передано в несколько этапов 273 предмета. Помимо них и исторических документов, на Кубань был передан и бесценный архив, созданный казаками в эмиграции. Последняя партия казачьих святынь, без всякого преувеличения, уникальна. В неё вошли штандарт 6-го Кубанского пластунского батальона, а также черкеска и бешмет Наместника на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича Романова, атаманская насека и пернач-шестопер, подлинные чехлы от знамен, фотоальбом Первого Екатеринодарского полка им. Захария Чепеги. Из бюджета края на их реставрацию, губернатором сразу же было выделено 11 млн. руб. ИТАР-ТАСС, со слов ведущего научного сотрудника отдела физико-химических исследований НИИ Елены Киреевой, сообщало: - «реставрация будет настолько сложная, что продлится более трех лет». «Казачьим святыням требуются сложнейшие химическая и текстильная обработки», пояснила она. С Войсковыми регалиями работают 6 мастеров, которые восстанавливают знамена, документы и прочие знаки. Но и после реставрации, те же восстановленные грамоты потребуют нетрадиционного хранения, например, в специальных вакуумных папках. Их тоже изготовят в институте. В последующие 4 года для НИИ реставрации выделялось ещё 13 млн.

По мере выполнения необходимых работ, казачьи святыни доставлялись в Зал Регалий краснодарского музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, в изготовленных по новейшей технологии специальных герметичных витринах. 30 сентября 2011 г. специальная кубанская делегация привезла из США последнюю – 4-ю партию регалий и реликвий ККВ. И уже в декабре того же года последние предметы отреставрированной коллекции торжественно встречали в аэропорту столицы Кубани при выстроенном почетном карауле из казаков и кадетов. Под звуки марша Преображенского полка из самолёта московского рейса вынесли три боевых знамени, грамоту в серебряном окладе Александра III, и серебряное блюдо, подаренное к двухсотлетию ККВ. Следом за ними шестеро казаков вынесли два огромных деревянных сундука с другими регалиями. Все они были переданы на хранение и экспонирование краевому музею-заповеднику им. Е.Д. Фелицина. В свою очередь руководство края выполнило почти все условия договора: 1. Для американской стороны специалистами Московского государственного научно-исследовательского института реставрации были изготовлены копии наиболее значимых регалий (грамот и знамён), которые в своевременно отправлены в казачий музей в г. Хоуэлл, штат Нью-Джерси. 2. В Краснодаре был выстроен войсковой белокаменный храм святого Александра Невского, небесного покровителя ККВ. 3. Восстановлен в первоначальной красе и на том же месте величественный памятник императрице Екатерине Великой. 4. Осталось только вернуть г. Краснодару его прежнее имя - Екатеринодар.

Наряду с войсковыми регалиями огромное значение в жизни кубанских казаков имеют и реликвии. Как правило, это предметы, автографы, некогда принадлежащие известным лидерам казачества, государственным деятелям; вещи, которые затем приобрели огромное общественное значение. В их число входят оружие, книги, подарки или вещи частных лиц, иконы. Одна из них – «Св. великомученик Пантелеймон». Дерево, темпера. Начало 19 в. Привезена из Старого Афона. Подарена вдовой атамана ЧКВ Тимофея Котляревского Войсковому Воскресенскому собору в г. Екатеринодаре. На лицевой стороне надпись: «От войсковой старшиншины Александры Котляревской». Среди реликвий - Еванглие последнего атамана Запорожской Сечи Кальнышевского, документы с автографами А.В. Суворова, М.И. Кутузова, оружие, часы, бокал атамана В.Г. Науменко, вещи полковника Ф.И. Елисеева в том числе жетон-приз за джигитовку, книги Межигорского казачьего монастыря. Знакомство с регалиями и реликвиями позволяет каждому казаку и гражданину глубже узнать историю родного края, осознавать себя наследником ратных подвигов, бессмертной Славы Казачества, которое кровью и потом осваивали благодатный кубанский край, внесли огромный вклад в военные победы России. С возвращением Войсковых Святынь восстановилась нарушенная связь времён. Они не только достояние казаков, их символы служения Отечеству, символы крепости духа православного воинства, они часть казачьей истории, в них живёт казачья душа. Они – есть национальное достояние, предмет славы и гордости России.

Как известно Февральский переворот 1917 г. прекратил правление династии Романовых. За последующих 3 года на Кубани попеременно сменяли друг друга комиссары Временного правительства, Кубанское войсковое правительство и Войсковая Рада (с 1917 г. – краевая Рада), кубанский Облсовет, представлявший советскую власть, Чрезвычайная Рада Кубанского края, принявшая 5 декабря 1918 г. «кубанскую конституцию» - «Временное положение об управлении Кубанским краем», белое и красное правительство. Кубанское казачество оказалось расколотым: оно металось от позиции нейтралитета к поддержке Белого движения и от него – к отделению и автономии. В конечном счёте Гражданская война окончательно разделила казачество не только политически, но и физически (географически). Волею судьбы часть казаков, не признав советской власти, оказалась за границей. Однако до сих пор сложно определить, кто оказался в более тяжёлом положении – казаки-эмигранты, скитавшиеся по чужбине с тающей надеждой на возвращение в родные края, или казаки, оставшиеся на Кубани, испытавшие все «прелести» большевистско-коммунистического террора, коллективизацию, голодомор 1930-х гг... В годы Второй мировой войны казаки снова проявили себя на полях сражений и опять, как и в годы Гражданской - оказались по обе стороны фронта. К 22 июня 1941 г. в РККА значилась 6-я Кубано-Терская Чонгарская кавдивизия им. С.М. Буденного, входившая в состав 6-го казачьего кавалерийского корпуса. Однако уже в первые месяцы ВОВ на Кубани началось формирование кавдивизий.

За годы войны было сформировано 15 казачьих частей, некоторые из них впоследствии стали гвардейскими (например, 17-й - 4-й гв. кавкорпус). В составе вермахта в годы войны также были созданы казачьи части. Многие из казаков верили в то, что в результате победы Германии над СССР падёт сталинско-коммунистический режим и они смогут вернуться на Кубань, Дон, Терек. Воинские части, сведённые немцами из казаков-эмигрантов, использовались преимущественно для борьбы с югославскими партизанами. Некоторые жители казачьих областей решились покинуть Родину, отступая вместе с германской армией на запад. Окончание войны для казаков-эмигрантов ознаменовалось ещё одной кровавой трагедией – выдачей их англичанами и американцами советским карательным органам, начиная с конца мая 1945 г. (в т. ч. с 1 июня в местечке Лиенц, Австрия). Более 30 тыс. безоружных казаков, в ходе великого предательства было истреблено, включая женщин и детей. Почти 45 послевоенных лет характеризовались тем, что казачий народ постепенно утрачивал свои традиции, свою самобытность, находился на Кубани в забвении и растворялся среди других народов за её пределами. Отрадно, что и в этот период времени оставались люди, которые пытались противодействовать этому процессу. Благодаря рассказам дедов и прадедов, семейным традициям, стихам И.Ф. Вараввы, картинам Г.Т. Квашуры, деятельности Кубанского казачьего хора, возглавляемого В.Г. Захарченко, и многим другим подвижникам-хранителям казачьей культуры и традиций казачество не кануло в лету, как мечталось многими.

Оно проявило себя в условиях безвольной и безропотной России столь активно, столь неудержимо, словно, непокорно стихнувшее до часа, где-то до сих пор только и ждало сигнала, чтобы прорвать плотину забвения. Не растворилось оно и в эмиграции, где функционировали различные казачьи объединения, а во главе ККВ за рубежом, как и в старину, стоял атаман. Казаки по-прежнему собирались по большим праздникам (чаще церковным) и, главное, хранили казачьи святыни – регалии и реликвии ККВ. Казачество, вроде бы навсегда уничтоженное не исчезло полностью и именно на Кубани, начался процесс возрождения ККВ. Первой ласточкой стала организация – Кубанский казачий клуб имени атамана Бурсака, созданная в Краснодаре, в сентябре 1989 г. Спустя год в регионе насчитывалось уже 43 казачьи организации. В октябре 1990 г. была образована Кубанская казачья Рада. В октябре 1992 г. состоялся учредительный съезд Всекубанского казачьего войска, на котором были приняты важные документы и утверждены казачьи символы. Дальнейшие события показали, что возрождение кубанского казачества стало необратимым. В 1998 г. ККВ было внесено в Госреестр казачьих обществ РФ и приступило к несению госслужбы. Возрождающееся Войско начало новую страницу своей истории, обрело новые (новые именно в этом качестве) Регалии: икона Господа нашего Иисуса Христа, подаренная Войску патриархом Алексием II, икона Георгия Победоносца, подаренная Войску митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором, Евангелие последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П.И. Калнышевского, булава, два пернача, ковчежец с мощами святых Киево-Печерских подвижников Никона Таманского, Нестора Летописца и Ильи Муромца.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2021/01/22/873