20. Бяки-буки

Светлана Каплун
     Итак, тиверцы. Впервые упоминаются в ПВЛ. В IX веке расселились в междуречье Днестра и Прута, и Дуная на территории современных Молдавии и Украины. Название племени обычно связывают с одним из названий Днестра, зафиксированным у Геродота (Tуras, ср. др.-инд. tura, tivrаs «быстрый»). Поэтому тиверцы —  «живущие на Тирасе». На Тирасполь кивать не будем, поскольку город относительно молодой. А вот почему славянское племя называлось по-гречески? На самом деле, не очень понятно. Разве что предположить, что связаны тиверцы с тракийским Тирасом. А фракийцы, как известно, испытали на себе сильное греческое влияние.

    Что интересно. Сам Днестр берёт начало в Украинских Карпатах в районе села Волчье Турковского района Львовской области на склонах горы Чентыёвка (не зря же мы толкуем о волках и даках-тракийцах).

    На правом берегу лимана Днестра (Тираса), на месте современного города Белгород-Днестровский, в древности стоял греческий город Тира. Вообще-то, впервые Тир («Сурру») упоминается в Амарнском архиве (XIV век до н. э.). Конечно, это был другой город. Финикийский. Основаный ещё Усоосом. И выдвинулся Тир на первое место среди финикийских городов только в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами (народом моря).  А вот эта, греческая Тира, была основана переселенцами из Милета (который в Карии), о котором мы в прошлый раз говорили. Но есть и другой Тирас.

    Тирас — горный хребет в Намибии (бывшая Германская Юго-Западная Африка). Не знаю, что он там делает. Скорее всего, просто стоит. Не быстро и не медленно. В регионе Карас. Видимо, разгадку нужно искать в населении. Да, в Намибии тоже живут банту (гереро), о которых я упоминала в связи с гарамантами. И граничит На-мибия с За-мбией, и на языке нама название «Намиб» означает «место, где ничего «нэма»». Но про тот Тирас можно пока спокойно забыть. Разве что скажу, что очень он мне напомнил о «террасе» из лат. terra «земля»…

    Античные авторы отмечали, что фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове собирали в пучок на макушке. Так что «оселедец» у казаков вовсе не обязательно от тюркской степи.

    Кстати, Айзек Азимов отождествляет Фирас с этрусками, которых греки называли «тирсеной». А ведь это тоже народы моря, вроде тех же филистимлян. И, что важно, фракийцы выступили на стороне Трои: «Храбрый Эвфем ополчал племена копьеборных киконов, Сын браноносца Трезена, любезного Зевсу Кеада.» (Илиада, пер. Гнедича). Киконы (сравните с греч. kуknos — лебедь) фракийская народность, упоминаемая у Гомера и Овидия, которой принадлежал город Исмара.

    Интересный факт. Столицей Израильского царства в 875—722 до н. э. был город Самара. В 3Цар. 16:24 говорится, что царь Израиля Омри (около 875 года до н. э.) выкупил гору у человека по имени Шемер за два таланта серебра, построил на ней город Самария (Шомрон) и сделал его царской резиденцией, перенеся сюда столицу из Тирцы. Но самаритянами станут совсем другие люди. Ассирийцы после разрушения города приведут сюда нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии: гутиев, халдеев, арамеев… Эти самаритяне нам пока ни к чему.

    Согласно Книге Царств, Амврий (Омри) был военачальником царя Элы и командовал войском в походе против филистимского города Гавафана. Когда Эла погиб в результате заговора, организованного израильским военачальником Зимри, солдаты, возмутившись цареубийством, провозгласили царём Амврия. Я затрудняюсь ответить, по какой причине царь Омри назвал Самарию (Шомрон) по имени бывшего владельца земли? Могу только предположить, что всё-таки так проявилась память о Шумере, стране, а не человеке!

    Фирца, Тирза (ивр. Тирца) — популярное еврейское женское имя со значением "угодная, желанная, милосердная", известное, как минимум, со времён Моисея. Достаточно ли этого для названия столицы?! Мне известно, что Тирца — дочь Салпаада из колена  Манассиина, и город Тирца тоже принадлежал колену Манассиину. А столицей Тирца стала при Иеровоаме I (др.-евр. Hieroboam) совсем из другого колена, Ефремова. Почему? Дело в Манассии? Манассия (др.-евр. Менаше) — первенец Иосифа Прекрасного от египтянки Асенефы. Вторым сыном был Ефрем. Иосиф же Прекрасный знаменит тем, что «перетащил» весь голодающий род Израилев пожить в Египет. Да и само имя Менаше напоминает о многом. Мена (Менес) выступает в качестве основателя Египта, от которого ведут род все фараоны. Его родным городом был Тин (греч. Тинис, вспомните про этрусского громовержца Тинию), но он лежал не достаточно близко от Дельты. Поэтому Менес построил себе новую крепость Инебу-хедж (букв. «Белые стены», позднейший Мемфис). Но ведь это Египетская история! Чем она важна евреям для создания своего царства после знаменитого бегства из Египта? Да и сама Асенефа ведь была не царского происхождения! Хотя…

    Асенефа (Аснат) — "служительница богини Нейт, Нефы (Анат)", богини мудрости, приблизительно соответствующей греческой Афине. Отец Асенефы был жрецом бога Она, то есть Озириса. По толкованиям мидраша, Асенефа была не родной дочерью Потифара, а приемной: на самом деле она являлась дочерью еврейки Дины от изнасиловавшего её царевича Шхема.

   Город Шхем известен с библейских времён (1200 до н. э.) как крупный центр племени хивийцев. В 400 году до н. э. превратился в культурный центр и священный город самаритян. В городе сохранились руины древнего храма гиксосов. Не менее интересны церковь Св. Анны и Сидонские гробницы. Теперь что-то проясняется.

    Гиксосы — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты. Всё хорошо, но... Менес из Тиниса правил Египтом гораздо раньше гиксосов! Так чью культуру переняли евреи, если считать, что их «учителями» были только шумеры?

    Не знаю, те ли это хивийцы, но легенда об основании Хивы повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, выкопанного по приказу Сима — сына библейского Ноя. Хива была одним из городов древнего Хорезма, столицей которого сперва был город Кят, затем Гургандж (древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла»). Это в самом сердце Асии.

    Так я и не поняла, почему Тирца? Зато оказалось, что Тирза также и населённый пункт в восточной части Латвии. Посёлок находится на берегу одноимённой реки между сёлами Трошкас и Лиепас (ср. волк лат. Lupus). Современное поселение находится на территории, некогда принадлежавшей Тирзскому поместью. 17 января 1559 года в битве при Тирзене русское войско наголову разгромило войско Ливонского ордена.

    А речка Тирза — правый приток реки Гауя. Раньше считалось, что река Гауя вытекает из озера Алаукстс, но старый исток зарос. Истоком реки теперь считается либо ручей Эжу, либо ручей Арниты, истоки которых расположены на Видземской возвышенности, недалеко от посёлка Таурене возле хутора Мали. В XIX веке Алаукстс был соединён каналом с соседним озером Таунс. Гауя впадает в Рижский залив Балтийского моря около посёлка Царникавы.

    А что тиверцы? Они, конечно, жили чуть не там. В междуречье Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы, Царёвка (Цареука), Рудь и др.), которые связываются с летописными тиверцами.

    «Возле Алчедара было найдено Алчедарское городище, возможно, поселение славянского племени тиверцев Черн (Чёрный город) VI—начала XII века. В Алчедаре находился металлургический центр, который обслуживал Черновское гнездо поселений тиверцев райковецкой археологической культуры в бассейне реки Черны.

    В средневековом денежно-вещевом кладе, обнаруженном неподалеку от круглого городища Алчедар, представлены серебряные украшения, декорированные зернью (серьги «волынского типа», пуговицы, бусы), найденные совместно с литой серебряной позолоченной подвеской «гнёздовского типа», украшенной зооморфным орнаментом, а также несколькими византийскими и восточными монетами. Наряду с Алчедаром, в Восточной Европе выявлены ещё несколько ремесленных центров, на которых функционировали мастерские, изготовлявшие, в том числе, и подобные украшения с зернью — Екимауцы в Пруто-Днестровском регионе, Червоне на Южном Буге, Искоростень на Днепровском Правобережье…» Вики.

    Видимо, о том, что связано с тиверцами, уже в следующий раз.