История одного предательства

Анна Александровна Пономарева
Это история о короле Лире, которую поведал нам Шекспир.

Три веточки виноградной лозы - две сухие и одна живая. Не будешь ли безумцем, отрезав плодоносящую ветвь и ожидая урожая с засохших?

Когда мы предаём самого дорогого человека в своей жизни, мы предаем в первую очередь себя.

Можно быть по статусу королем, но в уме оставаться заложником стереотипов, пусть даже и своих собственных, что приводит к печальным последствиям. Лир не следовал сердцу, а лишь требовал соблюдение формальностей, определенных им самим правил игры. Но заигрался. И самое дорогое отдал на поругание. На поругание кому? Тем, кто его ни во что не ставил и лишь исполнял свои прихоти.

Корделия же отказывается от всех сокровищ мира, которые приходят как искушение. Она понимает всю абсурдность ситуации, она стоит над ней, она выше этого. Младшая и самая любимая дочь Лира не вписывается в рамки, за это и страдает. Она не пытается казаться лучше, чем есть. Она готова "истину царям с улыбкой говорить".

Лир любит Корделию, но не ценит. И его любовь становится проклятием и для него, и для нее. Весь ужас в том, что прозрение приходит слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить.

Когда умирает любовь в лице Корделии, умирает и сам Лир. Игра проиграна, а жизнь терает всякий смысл. Только любящие сердца способны животворить и созидать, остальные лишь имитируют жизнь и разрушают всё, к чему прикасаются. И чем более внутренне они мертвы, тем более они внешне агрессивны, деловиты и стремительны. Надо понимать, что старшие дочери Лира и незаконный сын герцога были мертвы еще до всего случившегося в пьесе. Их смерть не переживается зрителем, она не важна и не трогает сердце. Она - уже свершившийся акт.

Творение Шекспира поражает неисчерпаемой глубиной мысли и вечной актуальностью.
Христианские мотивы поразительным образом вплетаются в языческую канву пьесы. Трагическая параллель проявляет себя: Корделию предали и повесили, как философа из Назарета; дочери Лира - это холодные и расчетливые иуды, говорящие одно, а думающие и делающие другое. А сам Лир - это вечно блуждающее в потёмках человечество, готовое в любой момент трусливо спрятаться от слепящего света правды за маску юродивого или шута.

Но в концовке пьесы на сцену выходит злой рок античной трагедии. Шекспир выбирает трагический финал, в отличие от ранних пьес и хроники о короле Лире, поскольку для него важна мысль, что единожды предав, уже нельзя воскреснуть, прозрение как расплата. Лир уже не будет прежним, он наказан. И единственное, что ему остаётся в этом мире - это жить с клеймом предателя. Он уже не хочет быть Лиром и надевает личину шута, прячется за нее, но его это не спасает. Боль от потери самого главного в жизни разрывает ему сердце.

По сути, великий английский драматург задает каждому из нас вопрос: готовы ли мы жить, сохраняя и приумножая себя, или же бессмысленно растратим свои дары на живых мертвецов?