Оленьи страсти

Михаил Петрович Колесников
   Летом 2012 года в Нескучном Саду появился вольер с необычной обитательницей – молодой оленихой, которую выставили на всеобщее обозрение. Миловидная пленница быстро освоилась со своим новым положением и, на радость посетителям парка, охотно подходила к ограде вольера и мягкими губами брала кусочки хлеба, яблоки и даже пирожки домашнего изготовления. Через год в дальней части Сада отгородили просторный загон и олениху перевели в эту новую «обитель». Загон представлял собой зелёную рощицу, населённую клёнами и дикими яблонями. Места для прогулок было достаточно (в отличие от тесного вольера). Здесь у оленихи был собственный деревянный домик, где она скрывалась от дождя и от обилия «зрителей», обожавших посещать новый филиал московского Зоопарка! Под навесом у домика горкой лежало свежее сено, а персональный служитель ежедневно навещал свою кроткую подопечную.
Олениха недолго скучала в одиночестве: вскоре в её загоне поселился новый обитатель Нескучного Сада – уссурийский олень! Олень был «коронован» огромными ветвистыми рогами и, несмотря на столь «грозный» вид, обладал кротким нравом. У ограды загона всегда теснились желающие покормить из рук олениху и «венценосного» красавца! Кроме хлеба и пирожков им предлагали морковку и яблоки. Олень сначала присматривался к гостям, облепившим забор его новых владений, и если он был в настроении, медленно шествовал к ограде. Когда он делал первый шаг, в ожидающей толпе возникала волна радости: час общения с природой настал!

   И дети, и взрослые считали процесс кормления оленей главной целью прогулки в парке. И я на долгие годы запомнил прикосновения мягких и слегка прохладных оленьих губ к моим пальцам. Олень быстро обрёл популярность. На свидание с ним в Нескучный Сад стали приезжать «паломники» из других районов Москвы. Однажды я был свидетелем следующей сцены. Две женщины с хозяйственными сумками терпеливо ожидали, когда же олень обратит на них внимание! Нужно заметить, что официального имени у оленя не было, и все его называли по-разному, но чаще всего – Борей! Я услышал сердечные призывы: Боренька, ну, пожалуйста, подойди! Мы же с другого конца Москвы приехали, мы гостинцы тебе привезли, подойди, родненький! Это последнее слово особенно меня умилило. Я понял: у меня есть все основания гордиться русскими женщинами! Конечно, олень не смог устоять перед таким вниманием! «Боренька» решительно направился к ограде и с радостью отведал предложенные ему гостинцы. Восторг и умиление этих женщин нельзя передать никакими словами, можно лишь почтительно поцеловать их руки!

   Итак, в Нескучном саду образовалась новая брачная пара (как сказали бы зоологи), или произошло воссоединение душ (как было отмечено на Вселенском уровне). И это не пустые слова, как можно подумать. Продолжение рассказа подтвердит мою мысль. Кто-то из читателей подумает: какая идиллия – благородные животные, и их кормят под сводами одного из знаменитых московских парков! Но не спешите с выводами.

   20 августа 2013 года в Нескучном Саду случилось несчастье: в вольер к оленям проникла собака и безжалостно загрызла олениху... Олень самоотверженно защищал подругу, используя в качестве боевого оружия свои королевские рога, но собаке удалось нанести оленихе смертельный укус в горло. Олениха погибла, а в октябре ей бы исполнилось три года... А на рогах оленя остались клочья кожи со следами крови, которые долго не заживали. А ведь только три месяца назад эта пара объединилась в одном загоне! Сначала животные сторонились друг друга, но вскоре их отношения наладились. Они стали единством, парой, на которую радостно было смотреть. Олень даже ревновал свою подругу к посетителям Нескучного Сада, которые спешили к заветному загону с мешками яблок и хлеба. Как только олениха делала шаг в сторону ограды, олень издавал едва слышный звук, и олениха тут же останавливалась. Бросив на посетителя виноватый взгляд, она принималась щипать сухую траву под копытами.

   Когда олень был в хорошем расположении духа, он позволял своей подруге общаться с хозяевами мешков и сумок, наполненных хлебом, морковкой и яблоками. А иногда можно было наблюдать редкую сценку взаимных нежностей. Олень и олениха тянулись друг к другу, осторожно соприкасаясь губами, и создавалось впечатление, что они нежно целуются, а потом олень любовно гладил свою подругу рогами по спине.

   Да, пара состоялась, олень и олениха стали единством, и вот тут случилось фатальное нападение! Узнав об этом печальном событии, я бездумно бродил по аллеям парка, а в подсознании сами собой возникли следующие строки:

Одинокий Олень в «вольере»
Среди скорбно притихших аллей:
Он подругу искал и не верил,
Что её больше нет на Земле...

Он тревожно ходил по кругу,
Клочья кожи свисали с рогов,
И глазами искал подругу –
Защищать её был он готов!

У прохожих просил сочувствия –
Уссурийский красавец-олень;
Верил я, что моё присутствие
Да поможет ему в этот день!

Он смотрел на меня с надеждой –
Уссурийский красавец-Олень:
Я так часто кормил его прежде,
И душою я с ним в этот день!

Потеряв навсегда подругу,
Для чего в этой мгле прозябать? –
Только если, забившись в угол,
Имя нежное вслух повторять…

Бытиё без неё безотрадно:
Может, следом за ней вознестись
И доверчиво, и безоглядно
В лучезарно-бездонную Высь?

Кто поможет оленьему горю? –
Только ветер подул и затих,
Завтра снова один встретит зорю
Верный рыцарь в аллеях пустых...

   Олень долго переживал потерю своей подруги: печально бродил по опустевшему загону, а с его рогов свисали окровавленные клочья кожи. Олень необычно тонким голосом звал олениху, оглядываясь на каждый шорох, а потом уединялся в дальней части загона, не подавая признаков жизни. Только ветвистые рога выдавали притаившегося в тени опечаленного их хозяина. И только к зиме олень немного пришёл в себя и стал принимать гостинцы из рук своих почитателей.

   А в чём же причина трагедии? Сетку загона укрепили плохо: собака спокойно совершила подкоп (почва там мягкая). Утром хозяйка вывела свою собачку на прогулку в пустынный парк, и у этого домашнего создания проснулся охотничий инстинкт! Белку собачка уже не раз загоняла на вершину липы, а тут настоящая добыча, а не игрушки какие-нибудь!

   В апреле 2014 года олень сбросил сначала правый рог, а потом и левый. Странно было видеть его однорогим и, наконец, безрогим. Словно стыдясь своего нового «имиджа», олень скрывался в дальней части загона и не подходил к решётке. Только для своих надёжных друзей он делал редкие исключения и лакомился яблоками и хлебом. В начале мая начали отрастать его новые рожки. Хотя, для чего ему новые рога? Сражаться за свою избранницу у него уже не было никакой возможности. Да и красоваться в своём королевском величии не перед кем, да и зачем? Остаётся одно: смиренно принять свою роковую судьбу и надеяться на лучшее. Но это по человеческим меркам, а какие переживания доступны нашим «братьям меньшим»? Одному Создателю это известно…

   А 7 мая произошла новая драма, сделавшая оленя известным на всю столицу! Об этом событии сообщили даже на московском телеканале. Ранним утром проживающая в ближайшем доме собака вывела на прогулку свою хозяйку. Неизвестно, что нашло в этот день на эту довольно крупную представительницу собачьего рода, но гуляющий за оградой олень вызвал у неё сильное раздражение. Собака, грозно оскалив зубы, с оглушительным лаем бросилась на решётку загона. А решётка оказалась не из металла, а из синтетического волокна... Натиск собачьих зубов она выдержала, но краем вырвалась из бокового столба, позволив нападающей охотнице проникнуть в загон. А для оленя это был уже второй стресс, связанный с нападением собаки. Спасаясь от её зубов, олень вырвался из загона на свободу и помчался по аллее вглубь парка. Собака с громким лаем последовала за ним. Олень пробежал через весь парк и спустился по крутому склону к набережной Москвы-реки.

   Это место в парке нередко называют Московской Швейцарией. Собака неотступно преследовала свою жертву. Загнанный и оглушённый громким лаем, олень решил прыгнуть в спасительные воды Москвы-реки! Как известно, олени и лоси – хорошие пловцы. Они спокойно преодолевают большие расстояния, переплывая крупные реки и водные пространства между озёрными островами. В прохладных волнах олень почувствовал себя в безопасности и, подхваченный быстрым течением, вскоре оказался у противоположного берега Москвы-реки!

   Река, закованная в гранитные берега, не самое удобное для заплывов место: выбраться на сушу, олень не мог и вскоре начал выбиваться из сил. В этот утренний час прогулочные катера ещё не бороздили речные волны, и на просторной речной акватории вскоре заметили необычный плавающий объект. Опознав в нём оленя, прохожие через охранника вызвали бригаду спасателей с лодочной станции «Воробьёвы горы».

   Оперативно прибывшие спасатели, как они потом рассказали корреспонденту «московских новостей», впервые выполняли такого рода операцию. Испуганный олень не подпускал к себе спасателей. На помощь команде вскоре прибыл катер со спасательной станции в Филях. Пришлось общими усилиями вылавливать пловца из реки брезентовым неводом. А потом, с помощью лебёдки, запелёнатого в брезент оленя вытащили на палубу. К этому времени пропажа оленя была обнаружена, и пришло известие о спасательной операции на реке. Сотрудники парка опознали в бедолаге своего подопечного, и герой дня был немедленно возвращён в свою обитель! Казалось бы, всё закончилось благополучно, но олень в ходе спасательной операции повредил правое заднее копыто.

   Тяжело ступая на больную ногу, олень удалился в своё любимое место на задворках загона и несколько дней отлёживался под каменной гаражной стеной, отделяющей его владения от «московского дворика». В эти майские дни в Москве заметно похолодало, и ночью температура опускалась ниже пяти градусов. К счастью, олень избежал простуды и заражения крови, что могло стать серьёзной угрозой его здоровью. Две недели он большую часть дня лежал неподвижно, не отзываясь на ласковые и настойчивые призывы своих друзей. А потом стал понемногу ходить, заметно прихрамывая на больную ногу. Опухоль на больном копыте была заметна и через месяц после травмы, но олень уже начал поправляться. Осторожно ковыляя, он подходил к решётке за свёклой, яблоками, и за особым деликатесом – свежими кленовыми листьями.

   Должен признаться: я чувствовал какую-то особую связь с этим красавцем. Мы быстро с ним подружились, и олень часто брал из моих рук кленовые листья и простой хлебец с отрубями, осторожно касаясь пальцев тёплыми влажными губами. Его глаза, умные, влажные и слегка печальные, казалось, отвечали мне благодарностью.
Во время всей этой трагедии я отсутствовал в Москве, находясь в туристической поездке. Гуляя по горным тропам Чехии, я вспоминал о своём друге – московском олене, не подозревая о происшедшей с ним трагедии. В первый же день по возвращении в Москву, я поспешил навестить моего друга и узнал обо всех событиях. Олень скрывался в тени на задворках своего просторного загона и выглядел довольно грустным. Я терпеливо ждал. И в один из солнечных июньских дней он подошёл, наконец, к решётке и с удовольствием откушал приготовленную для него булочку с кунжутом! Я вновь ощутил мягкие и деликатные прикосновения его влажных губ, и на меня смотрели умные, почти человеческие, оливковые глаза.

   На ограде вольера повесили предостережение для любителей собак, предлагающее им выгуливать своих питомцев в намордниках и на поводке. Но это предостережение, к сожалению, осталось без внимания... Домашние и бродячие собаки по-прежнему являются неотъемлемой частью «интерьера» Нескучного Сада. Они ведут себя по-хозяйски и без устали гоняются за белками, загоняя их на стволы лип и звонко облаивая. А нашего многострадального оленя в конце осени перевели из Нескучного Сада в московский Зоопарк: там его обещали вылечить и обеспечить ему достойные условия существования. А на месте злосчастного загона теперь детская площадка с горками и каруселями, и ничто не напоминает о грустных событиях весны 2014 года…
События в парке – хороший урок всем нам! Пора всерьёз задуматься об ответственности перед дикими животными, которых мы держим в неволе. Пора перестать относиться к ним, как к украшению интерьера, и обеспечить им комфортные условия жизни. Да и вообще, стоит ли держать их в неволе?