Сарматы - аланы часть 3

Николай Мринский
Сарматы на Кубани.

Характер могил на территории Кубани, их обстановка и погребальный инвентарь, украшенный в савроматском зооморфном стиле, вероятно заимствованном с севера, наводит на мысль, что сираки, осевшие в степях северо-восточных предгорий Кавказа, были изначально народом савроматской культуры, перенявшим, многие черты прохоровской, вероятно, от пришельцев, которых они приняли к себе. Сираки, жившие в долине р. Кубань, по-видимому, были единственным сарматским народом, все еще остававшимся на своих исконных землях к концу ранне-сарматского периода. Они были малочислены. Страбон писал, что в 66 - 63 гг. до н. э. их царь имел в своем распоряжении 20 тыс. всадников, в то время как царь аорсов Спадин, который был его северным соседом, - 200 тыс. Территория сираков граничила с Боспорским царством, и его правители часто впутывали их в свои внутренние дела. Во время династических конфликтов, прошедших в 49 г. н. э. царь сираков Зорсин поддержал Митридата VIII, правнука Митридата VI Евпатора, против его сводного брата Котиса, вступившего в союз с Римом. Произошло несколько сражений, в которых на стороне Рима участвовали также аорсы. В конечном итоге Митридат и сираки были разбиты и царь Зорсин, чтобы спасти свой народ попросил мира и согласился платить дань Риму. До нас не дошло больше никаких письменных сведений о сираках, но тот факт, что до конца II в. их царство всё ещё существовало, подтверждается надписью, найденной в г. Танаисе (совр. Ростов на Дону), сообщающей о победе боспорцев над сираками в 193 г. Годы с 49 по 193 были видимо мирными.

Тесные отношения с Боспорским царством привели к тому, что сираки стали самым эллинизированным сарматским народом и одновременно с этим активно способствовали сарматизации Боспорского царства. Действительно, могилы сиракской знати почти ничем не отличаются от погребений боспорской аристократии. Какая-то часть сиракского общества состояла из полукочевников, перемещавшихся с места на место в шатрах и повозках, а другую часть составляли оседлые земледельцы. В долине реки Кубань было найдено множество их постоянных поселений - как правило, это были расположенные на возвышенности крепости с глинобитными домиками внутри ограды. Их жители занимались пахотным земледелием, выращивая овёс, пшеницу и просо, а также скотоводством. Они держали коров, лошадей, овец и свиней. Важную роль в их экономике играла также рыбная ловля. Эти поселения были центрами ремесленных промыслов, которые находились под сильным влиянием боспорских мастеров. В обществе существовало чёткое сословное разделение, которое обуславливало степень богатства и привилегированности. Господство одного из сарматских племен аорсов в степном поясе Азии и Европы закончилось к середине I века н. э. Китайские хроники династии Поздней Хань (26 - 211 гг.) сообщают, что антсай (аорсы) взяли себе новое имя «ал - лан - ай» (аланы), и это заставляет предположить, что они утратили своё главенствующее положение среди восточных сарматов, уступив его аланам. Название «аорсы» перестало упоминаться в письменных источниках.

Вместо него у древних авторов уже встречаются свидетельства о неких «аланорсах», «белых» или «западных» аланах. Этим именем они, вероятно, называли ветвь аорсов, аланами покоренную. В 68 г. аланы были отмечены в окрестностях Азовского моря, и за их появлением последовало строительство укреплений вокруг Танаиса. Активность алан и угроза набегов на римские провинции (прежде всего в Азии) напугали римлян. Император Нерон стал готовить большую армию, но его смерть в 68 г. нашей эры сорвала планы римлян. И всё же до конца не понятно, были ли аланы сарматами или одним из племен-спутников этого воинственного народа. Но в римских источниках фигурирует аланская конница, которая прошла по всему континенту до самой Испании и, возможно, даже проникла через Гибралтар в Африку. В 72 г. аланы через кавказские перевалы совершили опустошительный набег на Мидию и Армению, после чего обосновались на правом берегу Кубани - от Усть-Лабинска до ст-цы Кавказской. К началу II в. они стали хозяевами в районах, принадлежавших до этого аорсам, и на большей части сакской территории. Некоторая часть аорсов ушла на запад, другие признали господство аланов и, смешались с пришельцами, растворились среди них. Часть сираков, по-видимому, тоже отступила на запад, но большинство осталось на прежней территории, покорившись аланам, а затем завоевавшим их готам. Продвижение восточных аланов на западный берег Дона, вероятно, сдерживалось отступившими за Дон аорсами, и поэтому их дальнейшее продвижение проходило в южном направлении.

В 73-74 гг. они сделали попытку завоевать Парфию, наступая вдоль восточного побережья Каспия, но это им не удалось. Около 123 г. они вторглись в пределы Римской империи в Северо - Восточной Азии, но были отброшены войсками наместника Флавия Арриана. Ещё одно наступление на юге было ими предпринято в 133 г. Иудейский историк Иосиф Флавий (37 - 95 гг.) оставил нам отчёт об одном из таких набегов аланских племен на земли нынешней Армении и Азербайджана в I в. Аланы занимались скотоводством и земледелием, имели высокий уровень развития ремесла и искусства. Их культура была продолжением старой скифской культуры. В военном деле они также продолжали традиции сарматов и парфян - всадники в чешуйчатой броне с длинными копьями, тесным строем бросались на врага и опрокидывали любого противника. Легкая конница была вооружена луками, имелись также арканы. Время существования ранне-аланского объединения заканчивается во второй половине I века - начале III века н. э. И всё же нас больше интересуют восточные сарматы, осевшие на будущих русских землях. Некоторые историки 19 в. считали, что от них-то и произошли славяне. Вряд ли верна эта версия, однако кое-что от сарматов мы все же унаследовали – названия рек Дон, Днепр, Днестр. И ещё – осетинов, жителей русского Кавказа. Современные потомки аланов - осетины, небольшой народ, живущий в предгорьях Кавказа, - единственные люди, до сих пор говорящие на языке, когда - то многочисленных и могущественных сарматов, хотя и значительно измененном.

Они по праву именуют свою страну Аланией, так как являются прямыми потомками некогда могучего народа, часть которого в III в. ушла в горы, спасаясь от победоносных и многочисленных готов пришедших с запада. Сарматские племена, достигшие Кавказа в IV в. до н. э. и позднее держались исключительно в предгорьях и прилегающих степях. После гуннского вторжения большие группы аланов из степей низовьев Волги, пришедшие в этот регион, разделились на 2 части: одни осели в предгорьях и слились с сарматскими племенами, появившимися здесь раньше, но большинство углубилось дальше в горы. Они проникли в высокогорные области Центрального Кавказа и заселили местности, которые до этого принадлежали народам кобанской культуры железного века. В III в. север Восточной Европы был заселён финноязычными племенами. Южнее их в лесной зоне живут племена, говорящие на балтских диалектах. Степь и лесостепь занята сарматскими племенами - аланами или ясами, говорящими на языках иранской группы (на древнеосетинском диалекте). Кроме них лишь в предгорьях Кавказского хребта и по побережью Азовского моря кочевали адыги, говорящие на языке адыго-абхазской группы. Несколько позднее бывшие сарматские владения в Сев. Причерноморье заняли готы. Сарматы упоминаются в римских владениях в Подунавье и по соседству с ними. В правление Галлиена и Аврелиана они участвуют в набегах на империю, причём помимо безликого этнонима «сарматы» прямо говорится о роксоланах и саракенах (возможно это сираки).

Вместе с тем в 292 г. фиксируется сарматский набег через Кавказ в Малую Азию. К IV веку н. э. остатки сарматов в южнорусских степях подчинились аланам и были ассимилированы, на Дунае они с переменным успехом боролись с Римом и готами, причём часть из них - лимитанты - уже являлись подданными империи. В 280 г. император Проб победил в битве сначала сарматов, бастарнов и других варваров, вторгшихся в Иллирию, а вскоре после этого переселил 100 тыс. из них на римскую землю. В 319 г. Константин Великий, разбив царя сарматов Равзимода и заключил мир с врагом с тем условием, чтобы 40 тыс. сарматов воевали за него всегда, когда в этом будет нужда. Вследствие сего они, нуждаясь дома в войнах, так как скифы угрожали им войной, вооружили своих рабов, которые потом обратили оружие на них самих (что, говорят, у этого народа происходило не раз) и присвоили себе даже в отсутствие своих господ их жён и дочерей. Когда герои-сарматы возвращались домой, то они их не пустили туда и, прогнанные дубинками, обратились в количестве 300 тыс. чел. к императору Константину Великому, который и расселил их в 334 г. по Скифии, Фракии, Македонии и Италии. Они периодически бунтовали против римских властей либо помогали своим вольным сородичам во время их набегов. В 370 г. в тыл сарматам ударили тюркоязычные гунны, после чего сарматский мир уже не смог оправиться. Начинается новая эпоха - переход от древности к средневековью. Часть алан вовлекается гуннами в завоевательные походы. Вероятно, вместе с гуннами прибыли и тюркские племена, в частности булгары.

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2021/06/01/530