Николай Костяшкин. Валаамские истории

Сергей Груздев Валаамский
Возвращаясь к напечатанному...
###
       Валаам и люди...
       (Советский период).

***

" Озеро, сосны и скалы
Жизнью наполнили грудь.
 Вот почему я, пожалуй,
Стал сумасшедшим чуть-чуть,
Вот почему я мечтаю,
Будущим летом опять
Этому дивному краю
Вновь свое сердце отдать!!!"
 Н.А. Костяшкин.

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОСТЯШКИНА.

Валаам привлекал к себе людей не только историей, сколько дикой северной красотой своей. Высокие, неприступные скалы, поросшие мхом и кустарником. Стройные сосны и вековые ели, с запутавшимся в ветвях солнцем... Чистый прохладный воздух, которым не надышаться. Бескрайние просторы Ладоги, завораживающие и манящие… Многообразие трав и цветов. Особый островной «микроклимат», позволяющий развести здесь фруктовые сады, выращивать груши, яблоки, сливы и даже арбузы.
( нынешние насельники приноровились ананасы в теплицах выращивать).
 Ангельское многоголосие птиц. Множество растений –интродуцентов. Плюс ко всему – многовековая история Валаамского мужского монастыря. Труд и молитва многих поколений Божиих людей. Вот, что такое наш Валаам. В поселок туристов не водили, но многие сами находили дорогу, чтобы посмотреть на местных "ненормальных"... Была на острове и - туристическая база (территория Воскресенского скита), куда со всех уголков Советского Союза приезжали любители водного туризма. На лодках они совершали 4-х и 8-ми дневные походы вокруг архипелага. Приезжали люди из Прибалтики, Москвы, Ленинграда, Сибири, Сочи, Адлера. Что за чудесные это были времена! Я сам после службы в армии работал более пяти лет на турбазе, на лодочной станции. Светлые воспоминания! Много появилось знакомых и друзей. Вспоминаю ребят из Института экономики из Москвы. Все они были кандидаты наук, доктора, и мне было приятно водиться с такими учёными людьми. Сам - то я  - "три класса и два коридора"... Ну есть небольшой талант - "вирши" сплетать. Ну так это не моя заслуга, это от Господа "подарок" и конечно не просто так...
Кандидат наук, Николай Александрович Костяшкин, стал моим старшим другом и товарищем. До самой смерти каждый год в течение двадцати с лишним лет он с семьёй приезжал на Валаам. Он так боготворил и любил наш остров! На лодке облазил каждую бухточку, каждый заливчик, каждый островок. Не переставал восхищаться Валаамом. Любил его в любую погоду, в любое время года. Жил неделями в палатке на природе.Где только они с супругой не ставили свою палатку: У Лешёвого озера со стороны Ладоги, в Дивной бухте, на Авраамиевском острове, на острове Ладожском, на "Пожне", на Второй точке, на острове Святом, на острове  "Лембос". Каждый уголок нашего архипелага был ими изучен и освоен.
 Удивительный человек, любящий Россию каждой клеточкой своей души, умелый рассказчик, вдохновлённый поэт. Весь Валаамский люд от мала до велика знал его. Истинный книголюб, собравший многотысячную библиотеку и тративший свои сбережения на приобретение книг. Всем знакомым посылал всегда книги в дар. Сколько книг с супругой, Маргаритой Васильевной, приобрели они для библиотеки возрождающегося Валаамского монастыря! Да и моя библиотека в несколько тысяч книг от его подарков истоки свои имела. Жаль при вынужденном переселении с Валаама пришлось её частично раздать...
Очень Великой души человек был. Вечная Светлая ему память! При этом с малых лет на протезах: обеих ног не было, перерезало трамваем в детстве. Забава у них, послевоенных детей такая была, цепляться за трамвай и ехать. Не удержался, упал прямо на рельсы. Большинство с такой судьбой спиваются, он пошел в науку. «Перевозил» на Валаам весь свой институт. А в товарищах у него было столько замечательных людей. Например, эксперт ООН по экологии в России Михаил Лемешев (90 –е годы). Тоже несколько раз приезжал на Валаам. Встречались, и даже, отмечали(не на сухую...) в сентябре мой день рождения.Стоит на полке его книга с дарственной надписью.  Это был такой для меня подарок. Выхожу в коридор  и вижу идут мне навстречу Костяшкин с  супругой и Лемешев с секретаршей и  издалека кричат: " Многая лета, капитану Груздеву! " Приехали на теплоходе их Москвы, чтобы удивить и порадовать меня...(я тогда работал на турбазе капитаном небольшого кораблика).
Когда на острове закрылась турбаза, Николай Александрович многие годы был внештатным сотрудником Валаамского музея -заповедника.
 Всю свою жизнь Николай Александрович мечтал написать книгу о Валааме, а самым трудным тогда было издать её.
Уже в последние годы жизни мечта воплотилась в реальность. Только вот издавать пришлось на свои деньги. «Валаам в жизни и творчестве замечательных людей» - так называется его прекрасная книга, его «лебединая песня». В давние годы сам Дмитрий Сергеевич
Лихачёв " благословил" Николая Александровича  на написание книги о Валааме. Это Н. А. Костяшкин нашёл в  "Ленинке"  текст о посещении Валаама Александром Дюма-отцом.
Как православный человек он искренне радовался возвращению на Валаам монастыря. Всюду пропагандировал и приветствовал это событие. Вспоминаю, как он восторженно восклицал: «Сергей, чувствуешь, какая благодать в храме! Намолены веками – просто душа парит на воздусях»... Мой наставник не дожил до того времени, когда нас с позором, через суд выставят с острова. С Советских времён(70-е  годы) он был православным и всячески знакомил меня с православной культурой. Даже привозил на остров православных священников, да и просто православных людей помолиться многовековой Святыне.  Бывало у меня же и останавливались и удивлялись, спрашивая :"Сергей, а вы не боитесь нас принимать? ".
А я и правда не боялся в ту пору, просто не задумывался об этом. Правда в Бога я тогда не верил. Вера придёт значительно позже...
Интересно,  что бы он сказал, человек с обострённым чувством справедливости, глядя на современное наше монашество и отношение  их к мирскому православному брату, помешавшему монастырю  лишь своим существованием?..Неужели только: " На всё Воля Господня". А может оно и правда так?..

Упокой, Господи во Царствии Твоем, светлую его душу!..