2. Этапы процесса познания

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.7) «В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, воображение, интуиция».

                Я бы добавила память.

«ПОЗНАНИЕ – высшая форма отражения».

                В чём происходит отражение? Думаю, что в сознание человека. А как?

«Чувственное познание включает в себя три основных формы отражения: ощущение, восприятие, представление.

ОЩУЩЕНИЕ – это субъективный образ объективной действительности, отражение свойств предметов объективного мира, возникающие в результате непосредственного их воздействия на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ – это уже целостный образ предметов или явлений, непосредственно воздействующий на органы чувств человека. Восприятие – это синтез отдельных ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это чувственный  образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств».

                Я бы восприятие поставила на первое место. Даже единичное ощущение (импульс) нужно воспринять. А вот представление – это уже синтез воспринятых ощущений.

 «Неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстрактное мышление, которое осуществляется в формах понятий, суждений, умозаключений.

ПОНЯТИЕ – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка; способ обобщения предметов и явлений. Мышление при помощи понятий содержательнее, чем созерцание, так как оно позволяет глубже проникать в явление. Без понятия не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта, без понятийного мышления невозможна и философия».

                Думаю, что здесь принижена роль созерцания.

                Чтобы человек сформировал определённое понятие об окружающем (через речь, чтение и созерцание), он должен обладать некоторым  начальным знанием. В противном случае он не сможет даже воспринять то, что услышал, прочитал и увидел. И для этого он наделён подражательной способностью, которая особенно развита в детстве.

«СУЖДЕНИЕ – мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Законы науки – это суждения, истинность которых доказана».

                Каким образом строится предложение? Для того, чтобы ребёнок мог строить предложения, высказывая свои мысли, его этому учат. А кто научил первого человека словам и построению предложений? Все ли люди способны к суждению?

«УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путём применения законов логики».

                Имеем уровни восприятия, которые зависят от уровня сознания самого человека. Некоторые люди обладают только первым уровнем – понятиями.

«ВООБРАЖЕНИЕ – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании …

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины».

                Чем характеризуется процесс познания? Истиной,  заблуждением, ложью.

«ИСТИНА – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

                Хотелось обратить внимание на слово «адекватное». Дело в том, что оно полностью зависит от человеческой морали и общества, а, следовательно, и определяется большинством.

«ЗАБЛУЖДЕНИЕ – иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый момент ограниченностью общественно - исторической практики».

                Было ли восприятие Земли как плоскости заблуждением? Нет. Почему? Поверхность Земли, как поверхность сферы есть плоскость. Искривлённая плоскость (геометрия Лобачевского), но плоскость. Только когда человек поднимется (удалится от Земли), чтобы увидеть её целиком, только тогда он воспримет её как сферу. Для второго случая можно сказать, что считать Землю плоской есть заблуждение, но не для первого.

ЛОЖЬ – сознательное искажение действительности. Эта категория целиком человеческая. Только используя речь словами, человек способен создавать ложь. Если бы мы могли читать чужие мысли, лжи не было.