На выставке

Любовь Машкович
     Леночка пошла в Третьяковку на выставку «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги».

     Ей всегда нравились красивые вещи, сделанные настоящими мастерами. В таких случаях Леночка справедливо восхищалась и мастером, и изделием.
     А тут эти дивные рамы были так грамотно подобраны к картинам, так в них обыгрывались цвет, стиль, детали, что получилось чудо чудное.
     Леночка осматривала выставку, но, переходя из зала в зал, девушка понимала, что ей катастрофически не хватит времени всё в себя вобрать. «Как же отлично продумана и подобрана эта выставка. Жаль только, что через неделю она заканчивается — и мало людей её увидит», — с некоторым сожалением думала поклонница искусства.

      Леночка восхищалась щедростью таланта художников и мастеров-резчиков, ходила, смотрела, оторваться не могла. Как вдруг пожилая смотрительница сказала, обращаясь к посетителям:
     — Заканчивайте осмотр! Мы закрываемся через десять минут.
     А Елена думала, что у неё есть ещё два часа в запасе!

     Не прошло и пяти минут, как люди один за другим растворились кто куда. И даже смотрительница быстро прошла мимо Елены вглубь и, уже одетая в зимнее пальто, прошествовала обратно, покинув зал.

     В ту же секунду пространство вокруг Леночки изменилось, сжалось, девушка почувствовала на себе давление многочисленных глаз. Не поняв, что произошло, она оторвалась от картины и оглянулась.

     Стены надвинулись на Леночку. Со всех сторон на неё смотрели испытующие глаза. Теперь не она, а картины рассматривали девушку в упор и не всегда дружелюбно. Тут Леночка поняла, что незаметно осталась в зале одна. Теперь она — непрошеный гость, а картины — хозяева. Они поменялись местами. Девушке показалось или она увидела, как зябко повела плечами дама из рода Лермонтовых с картины Макарова в тёмной замысловатой раме. В центре зала стояла перегородка, с двух сторон увешанная шедеврами, и, что за ней происходило, Леночка не видела, но почувствовала тайный сговор и уже ожидала, что кто-то выйдет и схватит её за руку, как вора, тайно пробравшегося в чужое жилище. Возможно, это будет бравый поручик, чей портрет, она помнила, в полный рост висел в дальнем углу. В это мгновение там как раз предательски скрипнул пол. Ощущения были не из приятных. Леночка поспешила ретироваться.
     Провожали её торжествующими взглядами, лёгкие улыбки удовлетворённо скользили по устам. И только Богородица улыбнулась Елене мягко и печально.

     Спускаясь по лестнице, Лена вспоминала слова мудрой женщины, директора Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Ирины Антоновой, объяснявшей в одном из интервью, почему люди устают в музеях:
     — Пока Вы смотрите на них, тысячи глаз внимательно наблюдают за вами.
Леночка шла домой и думала, что наше общение с изобразительным искусством это всегда диалог, но если в рабочее время нас большинство, то в нерабочее большинство — «они»!

     Интересное мероприятие, наверно, «ночь в музее» — она давно хотела сходить, но теперь поняла, может быть, оно не для всех, не для слабонервных!