Киношные будни. Томск. Мои подопечные

Ирина Бойчук 2
Первые дни после чернобыльской аварии нас уверяли, что опасности нет. В Киеве проходили  показательные первомайские демонстрации, не отменили намеченную велогонку, гуляли дети. Официальные СМИ бодро рапортовали, что все под контролем и причин для беспокойства нет. Эта ложь только способствовала нарастанию слухов и паники. Скрыть масштабы катастрофы уже было  невозможно. Кто мог, старались уехать подальше и, главное, увезти детей.
Наш двухсерийный фильм должен был сниматься в Киеве. Собственно, он не был привязан к определенному месту. И мы, спасаясь от радиации, отправились снимать наше кино  в далекую Сибирь, в Томск. Потом выяснилось, что это был не лучший выбор, так как рядом с городом были расположены «запретные зоны» и радиационный фон там был далеко не в  норме.
Томск оказался удивительно интересным  городом.   Потрясающая деревянная архитектура, храмы в стиле  так называемого сибирского барокко 18 века, богатейшие бывшие купеческие особняки, построенные замечательными архитекторами.
 В сравнении с нашими суетными европейскими городами с их  безликими коробками, обезличивающими и унижающими человеческую личность, Томск рождал  в воображении  неспешную жизнь и ощущение какой-то солидной купеческой старины.
 Мы зафрахтовали для съемок небольшой катер и два дня плыли вдоль живописных берегов небольшой реки, поражаясь тишиной, безлюдьем, нетронутостью первозданной природы. Кое-где на краю высоких обрывов виднелись таинственные  одинокие скиты или часовенки. Это осталось в памяти навсегда. Еще остались акварельные наброски, которые я делала в пути.
 Я впервые попала в тайгу, и в августе собирала грибы   на высоких ножках, которые пытались вытянуться из мощного мха и густой травы. 
 Однажды мы снимали в лесу на берегу какой-то речушки недалеко от нашей гостиницы. К нам подбежала свора не агрессивных собак. Они  просили есть. У кого что было,  поделились с собаками. Я сразу почувствовала, что попала к ним в плен, и теперь не смогу  спокойно жить, зная, что рядом в лесу эта голодная свора.
Я бросила клич собирать объедки, и на следующий день после съемок отправилась в лес с полной сумкой, подкупив еще хлеба и дешевой колбасы. Собаки как будто ждали меня. Я бросала им  еду, радуясь, пожалуй, не меньше, чем они.
Вдруг сзади меня громко хрустнула ветка. Я обернулась, и у меня подкосились колени. За моей спиной стояло чудовище! То ли леший, то ли лесной бомж. Со спутанными неопределенного цвета волосами и такой же бородой,  в старой с чужого плеча одежде.
 – Не бойтесь ради Бога! Я не сделаю вам ничего плохого, - сказал он тихим голосом. Затем застенчиво,  запинаясь,  произнес: – Вы не могли бы и мне дать  кусочек хлеба?
– Конечно, возьмите. Вот еще есть и колбаса. Она чистая, из магазина.
- Спасибо большое. Мне не удалось сегодня поесть.
- Так я  могу сбегать и купить вам еды!
- Нет, нет! Уже поздно. Не ходите сюда в такое время. Лучше утром, если сможете. Вон мое жилье. – Он показал рукой на маленький шалаш среди высоченных елей.
Следующий день был выходной. Я набрала еды «чудовищу» и собакам и пошла в лес. Сейчас я удивляюсь своей тогдашней смелости и беспечности.
Меня ждали. Когда трапеза закончилась, мы  всей компанией подошли  к реке. «Чудовище» представился. Его звали Сергей. Мне неловко было расспрашивать, как он оказался в таком положении, но он сам стал рассказывать свою историю.
 Он был на последнем курсе университета. Женился на «самой прекрасной девушке в мире». Ему в наследство от бабушки достался дом. Чего еще надо? Они были счастливы.
  Однажды вечером они с женой возвращались с прогулки домой. Группа пьяных парней стала нагло  приставать к его жене. Он пытался их урезонить, но что возьмешь с пьяных? Завязалась неравная драка. Защищаясь, он ударил одного  палкой по голове. Тот упал, потеряв сознание. Слава Богу, выжил. Сергея судили за хулиганство, дали три года. Когда он отсидел свой срок, он узнал, что любимая жена оформила развод, вышла замуж за другого и куда-то уехала.  Но перед этим умудрилась переоформить на себя  дом и продать его. Он остался без жилья, без жены и, естественно, без средств к существованию.  Какое-то время он работал на рубке леса и жил в общежитии. Его не покидала надежда восстановиться в университете. Но новая беда зачеркнула все планы. В лесу его укусил энцефалитный клещ. Он тяжело заболел. Из больницы  вышел инвалидом не способным продолжать учение. Он был слаб, чтоб работать физически. Перебивался редкими случайными заработками. Жил в лесу.
- Что же будет зимой?
- Не знаю. Может быть, мне удастся  устроиться к кому-нибудь помощником по хозяйству за жилье.
Я не могла приходить каждый день, и предложила ему немного денег на еду. Он не взял.
 Через пару дней, когда я пришла в лес, меня встретил совершенно другой  человек: постриженный, выбритый, опрятный. Я даже сразу не узнала его. Он оказался совсем молодым с приятным интеллигентным лицом.
-Сергей! Вы ли это?
-Да вот, привел себя в порядок,- смущаясь, сказал он.
 Мне было интересно с ним общаться и открывать в этом «лесном бомже» неглупого, начитанного человека. Мы философствовали на разные темы. Говорили об искусстве. Он на все имел свое не заезженное мнение. Похоже, он был неплохо образован. Но не кичился своими знаниями, был скромен и застенчив. По-видимому, он истосковался по общению и его радовали наши беседы.
 Мне удалось уговорить нашего директора подбросить ему пару раз небольшую работу. Но, когда уезжала, болела за него душа. Ведь «мы в ответе за тех, кого приручили». Как сложилась его жизнь?.. Хочется надеяться, что он выкарабкался.
 
 Была дождливая суббота. Окна нашей гостиницы выходили на привокзальную площадь. Я наблюдала суету дачников бегущих под дождем на пригородные электрички. Вдруг увидела маленького мокрого щенка, который явно потерялся и бегал то за одним, то за другим человеком. Наконец, он совсем устал и улегся посреди площади на мокром асфальте. Я, конечно, не выдержала и, не отдавая себе отчета, куда я его дену, выскочила за ним под дождь. Мне удалось пронести его незаметно мимо  швейцара и затащить к себе в номер. Я искупала, обсушила и накормила его. Щенок оказался девочкой месяцев трех-четырех беленькой,  пушистой и очень ласковой. Сразу появились новые проблемы: тайное содержание в номере, тайные прогулки, утихомиривание буйного тявкающего щенка. В группе все знали о собачке и с удовольствием забегали ко мне поиграть с ней. Особенно была счастлива десятилетняя внучка нашего замдиректора, Я могла спокойно оставлять на нее свою питомицу, зная, какую радость они  доставляют друг другу.
 В Томск на гастроли приехал Московский театр Сатиры. Их поселили в нашей гостинице. Моя  псинка стала любимицей  и москвичей, благо я ее уже не прятала. Узнав ее историю, некоторые актеры хотели ее удочерить, но отпугнула возня с прививкой и собачьим паспортом, без чего не пропустили бы в самолет,  Времени было много, и я была уверена, что найду ей достойных хозяев.
Вдруг я получаю телеграмму из дома, что мне срочно надо вылетать в Киев. Лететь надо было ближайшим рейсом.
 В судьбе собачки все приняли участие. Несколько человек вдруг захотели ее забрать. Актриса театра Сатиры (не буду называть фамилию) заявила, что завтра же  оформит собачьи документы и заберет ее в Москву.  В запасе была еще и дежурная по коридору, которая уверяла, что тоже готова ее любить и лелеять. В этом плане я могла быть спокойна.
  Дома мне было уже не до моих томских подопечных. Судьба иногда преподносит такие сюрпризы, которые переворачивают всю жизнь…

                06 08 20