Особый Корпус Железнодорожных Войск 1937-1938 г.
Воспоминания Полупана Андрея Петровича
77 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон
Я прочитал в газете «Гудок» сообщение о создании музея Железнодорожных войск, под заголовком «Отзовитесь, ветераны!» и решил сообщить Вам воспоминания и предложения.
Железнодорожную линию № 22 Манзовка – Варфоломеевка в 106 км на Дальневосточной ж.д., с 1935 по 1940 г. строили Железнодорожные войска 5-й бригады.(Командир бригады полковник Петров В.С. с 11.10.1937 по 14.07.1938 г, майор Просвиров Н.А. с 14.07.1938 по 01.03.1939 г. полковник Кабанов П.А. с 01.03.1939 по 12.01.1942 г. Прим .ИМЗ) Я служил в 77-м оспб ( 77 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон, командир капитан Никитин Ф.П. с 02.12.1937 по 31.07.1938 г отстранен от командования, капитан Богатов Г.Д. с 31.07.1938 по июль 1941 г пропал без вести прим. ИМЗ) этой бригады Особого Корпуса Ж.Д. войск РККА два года с 1937 – 1939 г. красноармейцем.
В годы моей службы, эта линия была в стадии временной эксплуатации, и я выполнял обязанности поездного диспетчера, и дежурного по отделению. Надолго сохранилось в моей памяти, с каким энтузиазмом работали в то время молодые военные железнодорожники. Наши красноармейцы занимали буквально все должности, всех служб, точно так же, как на действующих железных дорогах. Было даже свое локомотивное депо. Своими локомотивами и вагонами подвозили для нужд ветки строительные материалы.
И сейчас у нас в Красном Лимане работает машинист т. Шумилов Георгий Сергеевич, - Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического труда.
Строительный песок мы привозили с карьера вблизи озера Ханко, лес со ст. Сергеевка, что в 20-30 км от Сучана (37 км прим. ИМЗ) Многие наши солдаты приобрели железнодорожные специальности и демобилизовавшись стали железнодорожниками. За два года службы мы так сдружились между собой, что знали в лицо не только солдат своей части, но и солдат других батальонов, нашей бригады, которые дислоцировались на нашей строящейся линии.
Как бы мне хотелось хоть одним глазом взглянуть на нашу линию, теперь уже, когда она эксплуатируется в полную мощь. Вот поэтому я вношу предложение, организовать встречу военных строителей линии № 22, в месте удобном для большинства участников. Хочу только напомнить, как мне показалось, что большинство военнослужащих было из Донецкой и Новосибирской области.
Командиром нашего 77 оспждб был капитан Богатов, комиссаром т. Малофеев, которые, как мне стало известно погибли смертью храбрых в Отечественную войну. Командиром бригады был полковник т. Кабанов, командиром корпуса т. Просвиров.
У меня сохранились несколько фотографий. На доске почета была фотография меня с диспетчером т. Суворовым Д.А. Я также был награжден фотографией у развернутого Красного Знамени части и грамотой Стахановца. Высылаю также фотографию 2-й роты локомотивщиков. И еще одну, со мной сфотографировался дежурный по станции Даубэхе т. Подвесеко, он в батальоне руководил музыкальным кружком.
Сейчас я работаю дежурным по ст. Красный Лиман Донецкой ж.д.
Полупан Андрей Петрович 1975 г.
Из архива Историко-Мемориального Зала ЖДВ В. Петропавловский август 2020г.