Особый Корпус ЖДВ 1936 г

Владимир Петропавловский
Особый Корпус Ж.Д. Войск 1936 г.
Воспоминания Лобашева Григория Семеновича
65 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон.
     В газете «Красная Звезда» от 15.12.1974 г. работниками музея железнодорожных войск опубликовано обращение к ветеранам желдорвойск, участникам революции, Гражданской и Великой Отечественной воин, в котором была просьба прислать музею воспоминания, фотографии и другие документы о прохождении службы в этих войсках.
     Понимая значение создания музея, решил написать свои воспоминания о службе в желдорвойсках на Дальнем востоке с октября 1936 г. по ноябрь 1938 г.
     Я,  Лобашев Григорий Семенович 1915 года рождения, член КПСС с октября 1941 г.  На действительную военную службу в желдорвойска был призван в октябре 1936 г. Бауманским РВК г. Москвы.  650 москвичей Бауманского района,  в первой половине ноября 1936 г.,  прибыли к месту службы в 65 отдельный строительный железнодорожный батальон, 4-й желдорбригады (?), Особого желдоркорпуса. ( Особый Корпус Железнодорожных Войск сформирован 20.01.1932 г, командир корпуса комкор Лацис Я.Я. до 1937 г., 65 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон переформирован из 10 осждп 01.01.1937 г. на ст. Ново-Качалинск Особая Краснознаменная Дальневосточная Армия командир полка затем батальона майор Гришель И.И. и полк и батальон входили в состав 1 ождбр Прим. ИМЗ). Командиром корпуса был Лацис, комиссаром  Зайцев (дивизионный комиссар Зайцев В.Е. ) Батальон дислоцировался в поселке Ново-Качалинск Камень-Рыболовного(Рыболовского ?) района на озере Ханка. Личный состав части размещался: зимой в утепленных палатках, летом в легких палатках. Морозы в этом районе достигали до 50 градусов, метели, бураны, дожди и ливни были нашими спутниками службы. В феврале 1937 г. из нашей части на озере Ханка замерзли два человека связной с бригады рядовой Каченков и зав. складами бригады воентехник Безбородов.
     Прошло 36 лет с тех пор, как закончилась моя служба в Железнодорожных войсках Дальнего востока, а солдат и командиров всех рангов забыть не могу. С некоторыми из них продолжаю дружить до сего времени. Этих людей забыть нельзя. Это были мужественные, волевые, преданные Родине военнослужащие. Они не боялись никаких трудностей и лишений службы.
     После прохождения курса молодого солдата батальону было дано задание , построить ряд крупных объектов и сооружений. Нашей 4-й роте, командиром которой был старший лейтенант Гречишкин В.В.,  было приказано соорудить ряд станционных построек на ст. Ново-Качалинск.
     В течении 1937 – 1938 г.,  рота построила паровозное депо, все необходимые станционные сооружения, водокачку, 8 одноэтажных,  и  1 двухэтажных  жилых домов, ряд складов и подсобных помещений.  В Турьем Роге построили водонасосную станцию и трубопроводы к водонапорным бакам.
     1,2 и 3-я роты построили несколько площадок для бронепоездов, общей длиной до 500 м., проложили подъездные пути к каменным и песочным карьерам. В песочном карьере солдаты батальона работали день и ночь. Днем они выбрасывали лопатами песок из воды на берег, а ночью грузили на платформы. Нормы были такие: погрузить 1 платформу, разгрузить 2, техники никакой не было.
    В каменном карьере день и ночь гремели взрывы. Там работал один небольшой экскаватор «Ковровец».Большинство платформ грузилось щебнем лопатами, разгрузка круглосуточно тоже вручную.
     Несмотря на тяжелый, изнурительный труд, который был организован днем и ночью, я не знал нытья и уныния, люди работали честно с огоньком.
    Кроме плановых объектов производились и непредвиденные работы. Ремонтировались размытые дождями ж.д. насыпи, тушили пожары, ликвидировали завалы путей. На эти работы солдаты поднимались по тревоге и шли с полной боевой выкладкой.
     Кроме строительных и ремонтных работ, в батальоне регулярно проводились занятия по боевой и политической подготовке. Организовывались учения, совершались марш броски и длительные походы, осуществлялось несение внутренней и гарнизонной службы нарядов. Учитывая, что батальон дислоцировался вблизи государственной границы, на протяжении всей службы совершались нарушения наших рубежей со стороны Японской военщины.  Поэтому, мы всегда находились в постоянной боевой готовности.
     В конце ноября 1938 г. служба наша закончилась, и мы уехали в Москву. Приехали в наш родной город в день гибели В.П. Чкалова 14.12.1938 г. А 15 декабря мы пошли в Колонный зал проститься со знаменитым летчиком.
     В период Великой Отечественной войны, многие бывшие солдаты и командиры 65 железнодорожного батальона были на фронте, принимая участие в борьбе с немецко-фашистскими  захватчиками, командовали ротами, батальонами и другими подразделениями железнодорожных войск. Шелдуков Лев Васильевич командовал батальоном, (каким? прим. ИМЗ) а его бывший старшина срочной службы Висич командовал взводом. В настоящее время Лев Васильевич является главным инженером строительного управления Академии Наук СССР.
     Я с благодарностью вспоминаю срочную службу в железнодорожных войсках. Практическая работа и повседневная деятельность на Дальнем востоке, помогла мне вынести всю тяжесть и лишения в период Великой Отечественной войны. Я участвовал в ней с первого и до последнего дня, имел пять ранений и одну контузию.
      С глубоким уважением бывший командир отделения 4-й роты 65 отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона, 4-й бригады Лобашев Г.С.

Из архивов Историко-Мемориального Зала ЖДВ В. Петропавловский август 2020 г.