Ленинград 1942 г

Владимир Петропавловский
Ленинград 1942 г.
Частично отредактировано.

     Я Кузин Василий Иванович, родился в 1920 г., беспартийный, был призван в Советскую Армию в 1940 г. на Дальний восток город Ворошилов – Уссурийск. Проходил службу в 1-м отдельном Краснознаменном ж.д. полку. Когда началась война,  нас передислоцировали в Улан-Удэ, для формирования на фронт. Учили нас на минеров – подрывников. После нас перевели на Ленинградский фронт, где я прослужил до 6 марта 1948 г. После войны нас оставили на 3 года по разминированию Ленинградской области и капитальному восстановлению мостов.
 (был 1-й отдельный эксплуатационный ж.д. полк до 1940 г. находился г. Никольск-Уссурийский, далее г. Сковородино, он не был Краснознаменным.В Улан-Удэ до 1941 г. дислоцировался 4-й Коростеньский Краснознаменный ж.д. полк, который в апреле 1941 г. убыл в г. Луцк.В июне 1941 г. и до 1946 г.  в Улан-Удэ находился 9-й ж.д. полк. Прим. ИМЗ)
     Это было в мае 1942 г., наш 1-й отдельный мостовой ж.д. батальон  ( Командир батальона майор Дугин А.С. до 06.07.1942 г., майор, потом с 1943 г.  подполковник Крейч Б.А.  до 27.06.1946 г. подчинялся  9-й ождбр прим. ИМЗ )в котором я служил, был переправлен через Ладожское озеро в местечко Кабона, где проходил Старо-Ладажский канал. Там нужно было восстановить и построить пирсы, причалы и несколько километров железной дороги, подъезды к пирсам. На берегу Ладожского озера были большие склады продовольствия и горючего, обеспечивающие Ленинград и фронт. Эти работы были спроектированы Ленинградским инженером Циприановичем инженер-майором, и командиром технической роты Афанасьевым, звание его не помню.
      Работы выполнялись днем и ночью, не считаясь с дождливой погодой и бомбежками вражеской авиации. Конечно,  без жертв не обходилось. Когда наши работы по устройству пирсов, причалов и подъездных путей подходила к концу, был ясный день. Над нами несколько раз прошел немецкий разведывательный самолет «рама» и улетел в свое логово. На следующий день, 28 мая 1942 г. более 70-ти фашистских стервятников совершили налет на склады, пирсы и буксиры, которые стояли у причалов. Много дел натворили в этот день фашисты. Несмотря на эффективный огонь наших зенитчиков, самолеты снижались очень низко и вели стрельбу из пулеметов и пушек по убегающим людям, а им негде было спрятаться на открытой местности. С ненавистью мы смотрели на уходящих стервятников, но духом не пали, и поклялись еще быстрее сделать, изуродованную фашистами нашу работу.
     Да, были такие дела в Великую Отечественную войну на Ленинградском фронте, которые забыть нельзя. 
     Наш 1-й отдельный мостовой ж.д. батальон 9-й железнодорожной бригады, которым командовал подполковник Крейч., принимал участие в строительстве моста через Неву . Когда войска Волховского фронта продвинулись до Синявинских болот, освободив  г. Шлиссельбург, наш батальон стоял напротив на правом берегу Невы в поселке Морозовка. Был получен приказ срочно построить через Неву временную железнодорожную переправу, в виде свайного железнодорожного моста, для обеспечения Ленинградского фронта. Нас как технических разведчиков послали на разминирование со стороны Шлиссельбурга, где намечалось строительство моста. Разминировать берега и саму реку было очень не просто, немцы использовали мины тми-34  ( у немцев были противотанковые мины Т-minen.35 прим. ИМЗ)  которые были установлены на мелководье и берегу под слоем льда.  Командовал технической разведкой подрывников-минеров ст. л-нт Кожух. Миноискатель хорошо обнаруживал расположение мин, а вот извлечь их из под слоя льда, была проблема. Аккуратно долбили ломиками лед, и в первый день обезвредили 40 штук. Проверили всю площадь, вроде ничего нет, но к вечеру, когда стало темнеть,  нашли еще одну. Мы сидели около костра, а трое наших бойцов пошли извлекать эту мину. Это были Звягинцев Д., Малышев В.П. и Евдокимов М.  И тут произошел несчастный случай, прогремел взрыв. Двое оказались в воде контуженными, а Василий Малышев погиб. Двоих сразу отправили в госпиталь, после  они не вернулись в нашу часть. На следующий день мы хоронили нашего товарища Малышева Василия Петровича на берегу Невы у г. Шлиссельбурга. С нами служил его брат – Сергей Петрович Малышев, с которым я был вместе до конца войны. Я хочу, чтобы мои друзья В. Березин, И.И. Семигодов из Пензы, Малышев из Сиверской Ленинграда, ст. сержант Леонов, ст. сержант Горчаков, ст. техник л-нт Г. Ильин, ст. л-нт Кожух – должны помнить наши ратные дела в блокадном Ленинграде, Выборге и Нарве.
 А на Неве мы построили три моста, два железнодорожных и один шоссейный.
( первым была построена  низководная свайно-ледовая ж.д. эстакада у Шлиссельбурга  за 11 суток с 25.01 по 06.02.1943 г., ниже по течению,  временный ж.д. мост на высоких опорах, -  строительство №400а за 32 суток с 12.02 по 25.03.1943 г., а также автомобильный мост в Шлиссельбурге за 20 суток с 02.06 по 22.06.1943 г., все  силами 9 и 11 ождбр и спецформированиями НКПС под руководством УВВР-2 ред. ИМЗ)
     Все это мы возвели в кратчайшие сроки, не считаясь со временем круглые сутки под артобстрелом и бомбежкой фашистов. Мосты были сделаны нашими железнодорожными частями раньше срока, за что была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. Пишу я, как участник этих событий из Ярославля, простой солдат Железнодорожных войск технической разведки В.И. Кузин 1975 г.

Из архивов Историко-Мемориального Зала ЖДВ В. Петропавловский август 2020 г.