ВЭО-38
Воспоминания ветерана Корнейчук Сергея Константиновича
Частично отредактировано
Прочитав в газете «Гудок» объявление: «Отзовитесь ветераны!», я решил Вам написать. Я родился в 1927 г., окончил 7 классов в 1942 г., а в 14 лет (была война) пошел работать слесарем вагонов на ст. Урбах. В 16 лет в апреле 1944 г. меня призвали в Военно-Эксплуатационное Отделение № 38 (ВЭО-38). Формировался наш полк в г. Саратове, командиром полка был тов. Кошелев, командир нашей роты Щербаков. Вплотную с войной я соприкоснулся в г. Брянске. В боях непосредственно мы не участвовали, наша задача была эксплуатация и восстановление ж.д. прифронтовой полосы. Шли за фронтом и так до конца войны, был я в Польше, Германии в Берлине, Дрездене, (далее очень не разборчиво, названия городов Германии на К……., Х……, Цвикау ?, Прим. ИМЗ) и ряде городов, но это, не так уже и важно. Наш полк восстанавливал железнодорожные пути от Двинска (Даугавпилс Прим. ИМЗ) до Полоцка, наводил мост в Двинске через реку, ввиду того, что немцы мост взорвали, а железнодорожное полотно они поломали своей адской машиной так, что все шпалы поломали посередине крюком, который тащил за собой паровоз и ломали рельсы. (путеразрушитель «Крюк» Прим. ИМЗ).
После демобилизации 18 ноября 1945 г. наш полк расформировали в Саратове, и я вернулся на ст. Урбах Приволжской ж.д., и до настоящего времени живу и работаю на ПТО вагонным мастером. С 1953 г. я уже член КПСС, когда я вступил в партию, то должен был сдать комсомольский билет, но мне его оставили на память. Я с ним прошел до Берлина, поэтому он мне дорог.
Я Вам опишу случай из моей жизни. Наша рота стояла на станции Елгава, это в Латвии недалеко от Риги. Отделение наше дислоцировалось на ст. Добеле, это было в апреле 1943 г. Паровозы доставляли грузы только до ст. Добеле, дальше было не возможно, немцы по дыму и искрам обнаруживали состав и вели обстрел. А боеприпасы нужно подвести как можно ближе к передовой. Вот мы и возили из ст. Добеле вагоны мотовозом только ночью. Мотовоз брал только два 4-х осных вагона, и мы тихонько двигались к передовой, где нас встречали солдаты и быстро до рассвета разгружали вагоны, передавая по цепочке ящики. Но однажды немец обнаружил разгрузку и начал обстреливать из орудий. Один снаряд попал в тормозную площадку вагона с боеприпасами, повезло, что в вагоне были ящики с патронами в цинках. Вагон загорелся, а рядом вагон со снарядами, надо было расцепить вагоны, растащить и потушить пожар. Работой всей руководил майор из военных, вагоны тогда были на винтовых сцепках, я их расцепил, и их растащили в стороны. Стали тушить вагон кто, чем мог, я снял пиджак и стал сбивать пламя им. Пиджак загорелся, после того как пожар потушили, я вспомнил что в нем мой комсомольский билет. Билет сильно обгорел а я очень расстроился, а майор и говорит: «Сынок здесь фамилия хорошо видна, а что обгорел, так это война, хорошо что сам уцелел, я тебя представлю к награде». Записал фамилию, и мы расстались.
Не знаю живой ли тот майор, но комсомольский билет я храню 30 лет. В настоящий момент решил отослать его Вам, зачем он мне все равно умру, раньше давали комсомольский билет без карточки. Есть у меня фото 1944 г., но только она поломана и пожелтела, ее перефотографировались уже 1974 г. Если Вам нужны эти вещи, то напишите, я вышлю.
В настоящее время мне 47 лет, работаю вагонным мастером на ПТО ст. Урбах.
С уважением Корнейчук С.К. 24.01.1975 г.
Из архивов Историко-Мемориального Зала ЖДВ В.Петропавловский август 2020 г.