Три крыла судьбы

Локсий Ганглери
Пока не покорила нас судьба, надобно водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее, но если она нас покорила, то надобно стараться полюбить ее.
                Ф. Ницше


Судьба – ЧТО ЭТО: миф или история?
Такое название уготовила, было, судьба этому тексту – ну, тому, который сейчас выставлен на ваш суд.

Но название не прошло кастинг, а судьба прошла мимо. Почему?

Во-первых, в стране с непредсказуемым прошлым, противопоставление Мифа и Истории напоминает о всяких разоблачениях – что противно и уму и сердцу, а главное, истории. А история непредсказуема у любой страны, у которой она (история) имеется: это прекрасно показывают нынешние восстания против рабовладельческого строя флойдианцев-спартаковцев.
Во-вторых, граница между историей и мифом спорна: на ней кругом пираты, мины и оцепления!
В-третьих – возможно – она условна: как граница между тропосферой и стратосферой.
Наконец: даже наличие границы не предполагает разницу по сути – это как в саваннах между Эритреей, Сомали и Сомали-лэндом!

Иначе говоря, а не есть ли МИФ то же самое, что ИСТОРИЯ? Смотрите:
Платон и Аристотель, будучи главными экспертами, объясняют словом МИФ как «сюжет для трагедии». А тех людей, которые воплощали мифы на сцене, граждане полиса называли «дидиаскалами», то есть, учителями (хм, судя по наследию античности, древние греки оказались неплохими учениками и учителями).
Но ЧЕМУ учили они – трагики-дидаскалы Эсхил, Еврипид и Софокл? Неожиданно, но факт: даже в тех редких случаях, когда фабула трагедии была, как говорится, основаны на реальных событиях, последние были явно мифологизированы. Иначе говоря, греков учила не ИСТОРИЯ – греков учил МИФ! (1)

Подобно судьбе, забегая вперёд, я скажу, что История учит, будучи понят как Миф, а Жизнь научает, будучи понята как Судьба!


* * *

У Истории – как у танца, музыки или пения – есть своя муза. Мне кажется, что так называемой объективности, со своими законами борьбы и единства чьих-то бытий и небытий, музы ни к чему. Ну, какая может быть муза у физики, логики, этики или патологоанатомии? То есть, история – это, скорее, некое ремесло, искусство.
 В исконные – чтобы не сказать «доисторические» – времена, муза истории Клио «отвечала» за героическую поэзию – подобно тому, как Евтерпа отвечала за поэзию лирическую, а Полигимния – за гимны. К Клио обращались за успехом не историки, а певцы дифирамбов в адрес обходительных царей и успешных разбойников. Это и понятно: тогда не было еще не только Истории, но даже историков! А та наука, которую «историей» называем мы, возникла уже после архаики, в античную эпоху. Хотя... это была еще совершенно другая наука – не в нашем понимании: тогда история занималась установлением подлинности, истинности событий и фактов. Именно Клио наставила историю на путь истинный – как и подобает музе: история переключилась на установление не ПОДЛИННОСТИ, но ПРАВИЛЬНОСТИ событий! (2) «Дарующая славу» – так назвали Музу Истории! – именно слава служила маяком для живущих и учащихся, слава, а не фактография.

Так вот, муза Истории окружила себя подругами-компаньонками. Одна из фрейлин находит образы, которые помогают Клио познать себя – ее зовут Метафорой. Вторая находит не образы, но этимоны – «настоящие слова», которые обычно сокрыты под чужими масками и платьями, что также мешает музе открыть и обрести себя и свои наряды. Имя этой фрейлины – Этимология.

Как-то раз, первая дуэнья открыла Клио такой образ: факты и мифы, легенды и анекдоты суть кирпичи, а предания и документы – замес. Из всего этого построен путеводный маяк. История В НЁМ – это факел и зеркало на верхушке маяка. Если маяк не даёт света, это – набор фактов, пустой, как саркофаг, разграбленный еще заблаговременно до британских учёных, это – музейный стенд с разложенными на нём, зачем-то, осколками черепов и черепицы...  В любом случае, это уже НЕ история, а то, про что американские мак-хатмы говорят “It’s history!» (3).

Но вот – не успели мы выйти из порта Вопроса в открытое море Нарратива, как сразу наткнулись на Сциллу абстракций и Харибду лишних вопросов («лишних» значит «уводящих от Вопроса» (4). В самом деле, обобщение темы или вопросы о том, чему учат история, миф и литература – это новые земли, новые маршруты. И вопросы эти очень важны, даже связаны с темой, но... Надо смотреть на МАЯК, и не отвлекаться на другие огни!


* * *

Для начала, вспомним всех тех, КТО нами управляет! – управляет с кафедры и у кассы, за окном и у окна, на кухне и на кассе, в фартуке и без портфеля, на лавочке у подъезда и в больничной палате, с экранов и с постеров, в постели и по телефону – одним словом, везде и по-всякому. КТО они, эти судьбмедэксперты и министервы, фольклорные персонажи мифоэкономического характера?
Главное же, что воинов и торговцев с Севера вели норны, а тех что на Север – вели мойры. И в какой-то день какого-то века – где-то там, на пересечении рек, дорог и волоков – эти всемымрно известные типажи стали реальным мифом – или мифической реальностью – как и продукт их экономической деятельности, а именно, пряжи – то есть, СУДЬБЫ!

Я почти назвал их обманчиво простым именем-гибридом – мымры – чтобы подччеркнуть странное сходство совершенно несходных народов, варягов и греков – народов, ведомых норнами и мойрами. Но, в самом деле, ЧТО может роднить богинь судьбы у народов со столь различной судьбой –– греков и викингов? ТО, что роднит и два этих народа: то есть, в первую очередь, свобода. Греки были рабовладельцами, и могли минимально тревожиться о завтрашнем дне – суровые поправки в него могли внести неурожай. Но торговля или война могли пересилить результаты неурожая – и у греков, и у викингов. Римские Дигесты не различали понятий «пират» и «купец». А общее слово у них, варяга и грека, купца и пирата – одно: КОРАБЛЬ.
Мойры вели их на Север, против желанья и волн – вели пиратов-купцов, агору раздвинув до Северной Двины. А норны, уравняв с берсерками асов, от фьёрдов, родных или бурных, к ладье с мертвецом, в неизвестность.

НЕИЗВЕСТНОСТЬ – вот, ключевое слово! Слово «корабль» происходит от греческого глагола “kybernaoo” – «управлять кораблем» и связан с глаголом “kybeuoo” – “бросать кость”. Я не знаю, учитывал ли это значение автор слово «кибернетика», Норберт Винер. Но вот что можно сказать наверняка: тема Судьбы возникла у скотовода и земледельца именно тогда, когда он впервые ступил на корабль! Именно корабельная тема объединила два народа, которые, вроде, ничем не похожи, и проживают в совершенно не похожих уголках Европы. Кроме того, она характеризует пути величайших мореходов античности, Улисса и Энея. Такие слова как «неожиданно», "вдруг", "случайно", "однажды", "и тут... " возникают в описании их странствий с незавидным постоянством: можно было бы сказать «навязчиво», не иди речь о величайших поэтах античности, Гомере и Вергилии!

Теперь – еще раз, крупным планом! Жизнь античного человека полностью запрограммирована: дом – агора – другие дома, храмы и лавки... И только море спутывало все карты! Взойдя на корабль, человек мог спуститься с него уже другим человеком – богатым, а мог спуститься и рабом, или не спуститься вовсе!.. В пути, человек уже не мог рассчитывать ни на правильность гадания, ни даже на помощь личного бога-хранителя. Теперь его жизнь принадлежала Случаю.
Примерно так: Крупный план судьбы – Случай, кости, Общий план – Путь, пряжа. И всё это ЧАСТИ: части – именно так переводится слова «мойры», «норны» и «парки».

В русском понятии судьбы тоже присутствуют части: это слышно в словах «участь», «доля».
А в какой момент жизни произносит невидимый голос слова «Встать! Суд идёт...»? – этого, пожалуй, не понять – прежде, чем мы отгадаем, откуда взялись ЧАСТИ в такой, вроде бы, целостной вещт, как юдоль человеков. И почему их ТРИ! – посмотрите, их везде три: Клото – Лахесис – Атропос. Прошлое – Настоящее – Будущее. Урд – Верданди – Скульд. Нона - Децима - Морта. Тройка НКВД СССР, Гегель – Маркс – Сталин. Наконец, Птица-Тройка!.. (5)

И потом...
Одна муза управляет, скажем, астрономией и математикой, одна богиня возглавляет весну, красоту и любовь, и я уж молчу о таком многопрофильном божестве как Аполлон! Так, зачем же Судьбе ТРИ главы? И где заканчиваются полномочия того же Аполлона – да и всех прочих богов, богинь или муз – если и ими управляют всё те же мойры???

...Видите? я написал уже пять страниц, и еще больше того постирал. А вопросов стало только больше. Выводов, стало быть, два: либо автор – придурок, либо тема слишком сложна (но автор, всё-таки, придурок, поскольку понял это слишком поздно, заморочив изрядно голову покорному читателю).

А вот и нет! правильный вывод – в другом:

В общем, греки оставили судьбу МИФАМ – и МИФОМ, а не концептом! – ибо рациональное рассмотрение, к которому греки были склонны, ничего не дало бы. хуже того, последнее привело бы к фатализму, а для язычника нет ничего вреднее. Даже для язычников, называющих себя «христианами»: достаточно вспомнить Жана Кальвина, который заложил звериный оскал капитализма в «глобалистский» театр римско-католической Церкви
Судьбу невозможно постичь. Само осмысление ее бессмысленно! Судьба – дело обучения и воспитания! Именно потому, древние греки оставили Судьбу во власти Мифа – или Трагедии, рожденной из духа Мифа. А викинги просто исследовали Судьбу, и поклонялись ей в бою – бессознательно, беззаветно. Судьба – это тоже миф, миф жизни. И, пожалуй, именно поэтому дщерь Философии, которую именуют «Философия жизни», явилась столь запоздалым и тщедушным дитём.
А Судьба продолжает стучаться в дверь, стуком неведомым и потусторонним...

"Есть ли жизнь после смерти?" - вопрос суетный. Даже если мы обнаружим нето, легче от этого не станет. Но вот что важно по-настоящему, "есть ли жизнь ДО смерти?"
КАК ответить на этот вопрос?
Есть один только способ, один лишь ответ: Засучи рукава - и живи! От всей души, всем сердцем, изо всех сил - вникай и вкалывай, молись и люби, созерцай и побеждай...

_____________________________________
(1) Современная публика понимает «миф» как пафосное название для фейка. А в античности, миф позиционировался именно как «правдивое сообщение» (это видно по глаголам с корнем “mythos” - mythographeo, mythologeo, etc. (см. Pierre Chantraine, Dictionnaire etymologique de la Langue Grecque / Histoire des mots. Paris, Editions Klingsieck. 1968).

(2) Кто стал ПЕРВЫМ русским царем? Лжедмитрий I, вот кто! Да, Самозванец, но - всё честь по чести: венчался на царство, да и значительная часть знати ему присягнула (что называется, большинство голосов, международные наблюдатели, все дела...). То есть, факт это достоверный, так сказать, легитимный... и всё же совершенно неправильный, НЕПРИЕМЛЕМЫЙ!

(3) История по-американски подразумевает какие-то отдельные эпизоды: очередной пророк из Голливуда снимает фикцию на тему истории Рима, Войны или Гулага; масс-медиа вдруг обнаруживает, что отцы-основатели были рабовладельцами (и больше ничего!) и начинается абсурдная травля их памяти. Бичуют даже кулььт личности Франклина Рузвельта – за то, что он был якобы «рабовладельцем», а не за то, за что следовало его бичевать: за «родительсую опеку», оказанную, скажем, чудовищу Сомосу!

(4) Абстрактность – это вечный порог западной мысли: с самого своего рождения философия занималась всем чем угодно, кроме вещей непосредственных и насущных: «что такое жизнь? что такое судьба?» Вместо этого, философы исследовали предметы, познание и даже существование которых сами же ставили под вопрос, с самого начала: как возможно познание? где граница между добром и злом? где грань бытия и небытия? И так далее, и так далее...

(5) Вот, кстати, и замечательный символ. "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.."
И важен ли тот факт, КТО, собственно, несется в Гоголевской Тройке - кучер Селифан, лузер-прохиндей Чичиков, а может, и честной Чеховский батюшка, а пусть даже и царь самодержец или маршал Сталин!
Неважно!!
Миф остаётся мифом: "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".