Хрущевские дети или родительское программирование

Альмина Имкенова
Папа очень хотел, чтобы родился мальчик. Первый ребенок: родилась девочка. Ну вот второй ребенок точно будет сын. А родилась опять девочка.

Я родилась 18 марта 1964 года. Через 6-8 лет после реабилитации  депортированных в Сибирь калмыков в 1943-1944 годах во время Великой отечественной войны и возвращения статуса Калмыцкой АССР (1956-1958 годы).

Главой государства, первым секретарем ЦК КПСС с сентября 1953 по октябрь 1964 года был  тогда Хрущев Никита Сергеевич. (Хрущёв, Никита Сергеевич // Википедия. [2020]. Дата обновления: 06.08.2020. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=108594071 (дата обращения: 06.08.2020).)
 
17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. В феврале 1957 года Верховный Совет СССР утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года о создании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР. В 1958 году был восстановлен статус Калмыцкой АССР. (Депортация калмыков // Википедия. [2020]. Дата обновления: 02.08.2020. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=108518389 (дата обращения: 02.08.2020).

Когда я родилась,  папа очень огорчился. Он был расстроен. И его мама, наша эжа (бабушка) Адинка (Анна Сарановна  Имкинова)сказала ему: "Девочка - это тоже хорошо. Вот вырастет, станет переводчицей у Хрущева и прославит тебя." Так его успокоила.

По психоанализу важным в жизни человека является период раннего детства. В это время закладывается программа жизни человека, которую создают близкие родственники ребенка, языком психоанализа - родительское программирование.  Оказывается, говорят психоаналитики, на бессознательном уровне мы еще не родившиеся все знаем.

"Вас не ждали"- объяснил мне психоаналитик.

Наверное, из-за этого я родилась дома, а не в роддоме. Для того, чтобы меня не подменили на мальчика. Это уж точно я, ваша дочь. Моя мама с утра до обеда делала генеральную уборку в доме и после обеда начались родильные схватки. Моя эжка по маме, Булгун (Булгун Давроровна Читленова) позвала двух соседок на помощь, которые в это время были не на работе. Ими оказались учительница и акушерка, калмычка и русская. Они помогли принять роды.   
Наша эжка  Адинка умерла зимой 1973 года, когда мне было 8 лет. Не знаю как сложилась моя судьба, если бы она дожила до возраста, когда мне нужно было выбирать свою профессию. Действительно, после окончания школы, я выбирала поступать мне на факультет иностранных языков или на психологический факультет. Выбрала психологический факультет. Первый год мы поехали с мамой поступать в Ярославский госуниверситет. Не поступила, завалила математику.  А вот на второй год уже со старшей сестрой Ирой поехали на родину отца, в земли Донского казачества и поступила на отделение психологии философского факультета Ростовского госуниверситета.

Родиной отца была станица Кутейниково Зимовниковского района Ростовской области. Дед отца, урядник Басан Имкинов за боевые отличия дважды был награжден военными орденами Георигиевскими  крестами 4 и 3 степени.  В газете "Донские областные ведомости" иллюстрированное приложение 1915, № 24 была об этом заметка.  (Донские областные ведомости иллюстрированное приложение 1915, № 24 – Донская Государственная Публичная Библиотека – Vivaldi vivaldi.dspl.ru

В Советский период это все скрывалось. Дед был белый офицер. Мой отец Борис Адьянович Имкенов (букву в фамилии изменили в депортации) рассказывал мне, что ему, когда он был маленьким, во время депортации в Сибири было  тяжело, он переживал подростковый кризис. И его дядя, чтобы поддержать его, рассказал ему о том, что его дед был героем, воевал, имел награды Георгиевские кресты, и даже был  наказным атаманом (об этом я еще не нашла информацию), что он должен держаться. Он рассказал,  за что дед получил награды. Маленького роста, он получил их за свои навыки прекрасной ориентации на местности. Он хорошо ориентировался по приметам природы. Их полк попал в окружение и они долго плутали, были на пределе своих сил, потом командир обратился к бойцам кто-выведет из окружения того представлю к награде. Он это сделал и получил орден Георгиевского Креста.

Папа рассказывал, как в шесть-семь лет был депортирован в Сибирь со своей ослепшей эжкой (женой Басана Имкинова), за которой присматривал, так как гагашка (тетя) Тактюш (Татьяна Басановна, дочери Басана Имкинова)  и ее муж Борис Чедыров (партийный работник) были очень заняты работой, у них не было своих детей (двое детей умерли в младенчестве) и он был для  них как сын. Папа вспоминал, что офицеры помогли им собирать вещи и еще что у него отобрали красивый ножик, который он хотел оставить себе. Их посадили в вагон поезда, эжа потихоньку кормила его по ложечке топленным маслом из бутылки. Их довезли до конечной станции и поселили в школе на нарах. Всех калмыков забирали на работы, а их со слепой эжой никто не хотел брать. И только под дулом ружья заставили определить на постоянное поселение. Эжа продавала вещи и на этом жили пока продавать стало нечего. Голодали, ели что придется. Слава Богу, когда им совсем стало плохо, их нашли. Гагашка  (Тактюш)Татьяна Басановна Имкинова искала их по всем спискам и только,ее мужу Борису Чедырову замполиту,офицеру,депортированному с фронта удалось их найти. Они перевезли их в Куйбышев, где они все родственники поселились. Гага Таня и гага Лида(дочери Басана Имкинова), Борис Чедыров, супруг гагы Тактюш, и эжа Адинка (жена Адьяна- сына Басана Имкинова)и ее дети. У эжи Адинки было четверо детей: мой папа - старший сын Боря, затем сестра Анна, братик Володя и сестричка Майя.
Когда нашли слепую эжу и папу, эжа вскорости умерла, а папа долго болел, так ослаб, что не мог ходить, постоянно хотел есть и в то же время худел. Дети ходили в школу, играли, а его слабого принесут, посадят на заваленку и он смотрел на играющих детей. Потом наступила весна, лето. Гага Таня,по совету местной жительницы, пошла в лес и собрала там лекарственных трав. Она накормила своего племянника, он поел и уснул от усталости здесь же на заваленке. И в это время у него изо рта начали вылезать черви. Дети увидели и рассказали об этом гаге Тане. Его еще несколько раз кормили этим целебным растением. Так он постепенно выздоровел. Вот такую историю рассказывал нам папа.

Гагашка Татьяна Басановна Имкенова во время депортации учила детей в школе 1943-1957 годы.
; Вспомнилось как две эжки жили с нами :Татьяна Басановна Имкинова и Булгун Даворовна Читленова- мамина мама. Гагашка ослепла в старости, как и ее мать и ее племянник, который смотрел в детстве за своей ослепшей эжкой теперь смотрел за своей ослепшей гагашкой.  Две эжки  спали на двух диванах в зале. Эжка ей чай варила, лепешки пекла, общались, вспоминали. Наша мама Шура ухаживала за  обоими.

И оказывается на бессознательном уровне я выполняла эту программу, по мнению психоаналитика, принятия меня. Я ее назвала программой радования отца. Когда папа с мамой бывало ссорились, я была на стороне папы, оставалась с папой.

Когда у меня был сложный период жизни я сполна почувствовала любовь и заботу моих родных обо мне. Отец поддерживал и помогал мне. Я запомнила его слова: "Держись за меня дочка, со мной не пропадешь". "Мы тебе не можем оказать материальную поддержку, но на духовную, душевную ты можешь всегда рассчитывать."

Случайно или не случайно я поступила  в очную аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Защитила одной из первых кандидатскую диссертацию по психологии в 1997 году (Мендяева, Альмина Борисовна Этническая идентичность калмыков : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. - Москва, 1997. - 168 с. Социальная психология
калмыки OD 61 97-19/197-5 .https://search.rsl.ru/ru/record/01000168073)

А книгу  выпустила с фамилией отца Имкенова Бориса Адьяновича:  "Этническая идентичность калмыков", Элиста,1999   И, действительно, очень хотела, чтобы книга вышла с его фамилией.

Мечта отца исполнилась. Через пять лет после моего рождения, в 1969 году родился сын.

Когда отец умирал, я, волей судьбы, на некоторое время одна осталась около него.  Он с нежностью и любовью, пристально и внимательно смотрел на меня, как-будто хотел запомнить, чтобы опять переродиться в нашей семье. Мне такое пришло на ум. Он был сильно болен и не мог разговаривать.

Может правы психоаналитики?