Валерий Саруханов

Борис Пономарев 3
ВАЛЕРИЙ САРУХАНОВ

В моем классе учился Валерий Арменович Саруханов - племянник знаменитого директора нашей ташкентской 50-й школы Ерванда Григорьевича Саруханова. Ерванд Гнигорьевич был великолепным директором, но и его племянник тоже был из той же самой породы: он был невероятно талантливым человеком. Школу окончил с золотой медалью, но, несмотря на все шепотки в углах о том, что в этом ему помог дядя, у меня есть все основания сказать, что это было полнейшей чепухой, так как он по-настоящему блестяще учился, добиваясь прекрасных результатов своим горбом и, прежде всего, благодаря серому веществу потрясающего качества в его мудрой голове. Я был с ним в очень добрых отношениях, поэтому знал о том, что злые языки нередко доводили его до слез своими абсолютно несправедливыми намеками на помощь дяди. Одновременно с нашей школой, Валера окончил музшколу-десятилетку имени Успенского при Ташгосконсерватории по классу скрипки. Он превосходно играл на этом инструменте, так же замечательно играл на фортепиано и завораживающе пел. В дополнение к уже перечисленным мной талантам, нужно обязательно сказать о том, что он был превосходным художником и не менее интересным рассказчиком и собеседником, так как обладал разносторонними знаниями. Все вечера в нашей школе проводились при его непосредственном участии (ему в этом всегда помогали ставшие впоследствии знаменитыми братья Евгений и Юрий Живаевы; первый из них, учившийся в параллельном классе, стал пианистом, композитором и руководителем Эстрадно-симфонического оркестра радио и телевидения Республики Узбекистан, заслуженным артистом Республики, а второй - превосходным саксофонистом и аккордеонистом).

После окончания школы он уехал в Ленинград, где поступил в Кораблестроительный институт. После окончания института работал по специальности, но очень недолго: тяга к искусству взяла верх. И вот тут он проявил себя на 100%. Окончил Мухинское училище, получив диплом художника, затем - Театральный институт, получив диплом режиссера, при этом работал, работал и работал. Как художник, поэт, писатель, драматург, режиссер-постановщик театральных и телевизионных спектаклей, философ, автор книг и статей по различным проблемам творчества, иллюстратор книг, выходивших в ленинградских издательствах; стал членом Союза журналистов и профессором ВУЗ'а, главным режиссером телерадиокомпании "Санкт-Петербург"  Был создателем Студенческого экспериментального театра, затем - Театра песни "Гренада", с которыми объездил весь Союз, а также некоторые зарубежные страны. Сочиненные Валерой песни пели многие ленинградские исполнители, в том числе Ансамбль "Дружба" Александра Броневицкого 
Но все это - сухая биография.

А дальше расскажу о том, каким он был в повседневной жизни и в общении с друзьями. Валера и я принадлежали к одной и той же категории исключительно дружелюбных и контактных людей, хорошо понимающих юмор и любивших шутки и смех. Любовь обоих к музыке усилила тягу к нашим дружеским взаимоотношениям. В немалой степени этому способствовало также и "географическое" расположение мест нашего обитания. Я жил на "четной" стороне улицы Жуковского, в том месте, где улица Свердлова "втыкается" в нашу улицу, образуя Т-образный перекресток. Квартира, в которой Валера жил со своими родителями Арменаком Христофоровичем и Еленой Григорьевной, размещалась в одноэтажном доме за бензоколонкой на улице Пушкина, напротив здания Энергофака САзПИ. Оба его родителя были чрезвычайно занятыми людьми. Арменак Христофорович служил начальником отдела пассажирских перевозок в Управлении железной дороги, а Елена Григорьевна была главным инженером проектов в проектном институте "Узгипросельстрой", поэтому оба они были вынуждены бесконечно, как тогда говорили, "мотаться по командировкам" по территории Республики. В этих случаях семью выручала бабушка Валеры, квартира которой располагалась в одноэтажном доме по улице Свердлова, рядом с музыкальным училищем и парком имени Эрнста Тельмана. Валера очень часто переселялся к ней. Так что мы с ним почти каждое утро, за исключением выходных и праздничных дней, а также каникул, встречались у здания Ташгосконсерватории, после чего уже вместе продолжали свое движение в направлении школы. Я бывал в квартире, в которой он жил с родителями, а также в квартире бабушки, а он бывал в нашей квартире.

В Ленинграде он женился, у него родилась дочь. В Ташкенте оставались его папа и мама, поэтому он время от времени приезжал к ним, и всегда встречался со своими школьными друзьями. Такие встречи были весьма разнообразными. Во-первых, он обязательно приходил ко мне домой в ближайший выходной день после своего приезда. Наши совместные "посиделки" за столом, обильно уставленным как замечательной (тогда!) продукцией комбината "Ташкентвино", так и изделиями такого же рода, импортированными из "стран народной демократии", разнообразными закусками, а также вторыми блюдами узбекской национальной кухни, доставляли огромное удовольствие не только Валере и мне, но и моей жене Ане Культаковой, которая десять лет проучилась вместе с Валерой в знаменитой "Успенке", с той лишь разницей, что он учился по классу скрипки, а Аня - по классу фортепиано, поэтому им тоже было о чем поговорить, и что вспомнить. Во-вторых, я участвовал во встречах своеобразного квартета: Валеры, Жени Живаева, меня и нашего общего друга Юры Борина, тоже учившегося ранее в 50-й школе. И. в-третьих. имели место общие встречи Валеры с рядом наших одноклассников: Сашей Пятаевым (я с ним просидел десять лет за одной партой), Юрой Сиверским, Колей Русановым, Витей Александровым, Владиславом Петлиным и мной. Общаться с ним было чрезвычайно приятно и интересно. Он был с нами равным среди равных, не проявлял никакого снобизма и высокомерия. Всегда верховодил за нашим дружеским столом, без устали поливал нас, как из брандспойта, суперостроумными анекдотами, заставляя всех смеяться до колик в животе.

Бывал и я в его квартире в Ленинграде. Как-то он сказал мне, что в очередной мой приезд в Ленинград я смогу сразу его найти, так как он ежедневно обедает в одном и том же ресторане в самом центре города с часу дня (он сообщил мне название ресторана), и мне достаточно будет подойти к этому ресторану, сообщить любому сотруднику данного заведения о том, что необходимо встретиться с Сарухановым, и ему немедленно об этом сообщат. Когда я вновь появился в Ленинграде, то в этот же день направился к часу дня в указанный ресторан.

У входа в святилище общепита сразу привлекла внимание фигура в роскошном парадном адмиральском мундире с бесчисленным количеством галунов, шевронов, аксельбантов, глядя на которые, начинал понимать, что обладатель данного мундира является Первым лордом Адмиралтейства Великобритании, прибывшим в северную столицу по спецзаданию британской короны. Как только я приблизился к нему, выяснилось, что на эту должность в Лондоне назначают только претендентов со знанием русского языка, так как он именно на этом языке спросил: "Чего изволите-с?". Я ответил, что изволю встретиться с мистером Сарухановым. На лице адмирала появилось выражение несказанного счастья, и он произнес: "С Валерием Арменовичем? Сей минут-с!", после чего исчез в глубинах ресторана. Я понял, что Валера принадлежит к самому top'у ленинградской интеллектуальной элиты. Спустя несколько минут из ресторана выскочил Саруханов с распростертыми для объятий руками.

И такого друга я внезапно потерял в 2005 году. 
Увы, эта ужасная потеря оказалась далеко не последней. За последующие годы поочередно ушли из жизни почти все ребята, которых я упомянул в данном "повествовании". Остались пока только я и Саша Пятаев, живущий в США.
Дай Бог нам обоим и нашим семьям здорового долголетия!

Борис Пономарев