Блеф

Александр Звягин
               
               
                Пьеса.

              « Хуже всего, когда делая примитивные фокусы,
           фокусник искренне верит, что он великий иллюзионист».

               
                Действующие лица:

                1.  Режиссёр
                2.  Актёр
                3.  Актриса
               
               
                Картина 1
               

Режиссёр.   Раздевайся!
Актриса.   Разве мы с вами уже перешли на «ты»?
Режиссёр.   Я перешёл.
Актриса.   Быстро вы...
Режиссёр.   Время такое. Быстрое. Очень быстрое. Я бы сказал - сумасшедшее!
Актриса.   У меня другой ритм.
Режиссёр.   Да. Это так! Вы другое поколение.
                В вашем детстве и телефонов то не было.
Актриса.   Не было...
Режиссёр.   Раздевайтесь! Ну что вы медлите?
                Я же не спать с вами собираюсь...
Актриса.   Хорошо. Я попробую...
Режиссёр.   Ну! Вы хотите получить эту роль, или нет?
Актриса.   Хочу...
Режиссёр.  Ну так давайте, давайте... может мне выйти?
Актриса.    Не нужно. Я профессиональная актриса!
                Я знаю своё дело. (Раздевается)
Режиссёр.  Стыдно?
Актриса.    Немного
Режиссёр.  Почему?
Актриса.    Я... в плохой форме.
Режиссёр.   Что же вы, в молодости выглядели лучше?
Актриса.    Без оскорблений, пожалуйста! Если я вам не подхожу - скажите прямо.
Режиссёр.  Нет! Вы мне как раз о-очень подходите.
Актриса.    Это шутка?
Режиссёр.  Это ваш шанс. Шанс выйти на сцену хорошего театра.
                Лучшего театра страны! Если...
Актриса.    Что?
Режиссёр.  Если вы будете делать то, что я вам буду говорить.
Актриса.    Я буду... делать всё, что вы мне будете говорить. Это моя работа.
Режиссёр.  Мне надо, чтобы вы не просто выполняли мои просьбы,
                а делали это вдохновенно, с огромным энтузиазмом...
Актриса.    Я постараюсь... угодить вам.
 
Режиссёр.  Нет! Вот так не нужно. Терпеть не могу, когда мне пытаются угодить.
                Делайте то, во что вы верите.
                И... можете спорить со мной. Диалог необходим.               
Актриса.    Да-да, конечно, я понимаю. Только...
Режиссёр.  Только что?
Актриса.    Я перестала во что-либо верить. Даже в себя...
Режиссёр.  Это как раз то, что нам нужно!
                Завтра познакомитесь с партнёром.
                (Актриса уходит)
 
Режиссёр.  Да! (Смеётся) Нестандартон. Иррациональ.
                Абсалюто-универсаль! Экстраординер…

                Картина 2

                Утро.
 
Режиссёр.   Генрих, вот! Знакомься. Это твоя любовь!
Актёр.  Ха-ха… Марат Мусулович, вы это серьезно?
Режиссёр.  А что тебе не нравится?
Актёр.  Ну, по пьесе они... ровесники.
Режиссёр.  По пьесе ровесники, а по спектаклю она в возрасте твоей мамы.
Актёр.  Как скажите. Я готов!
Режиссёр.  Молодец! Люблю профессионалов. Читайте текст!

Она.   Я хочу иметь детей.
Он.  Ты погладила рубашку?
Она.   Да. Она в шкафу.
Он.  Я не хочу об этом говорить.
Она.  Почему?
Он.  Так. Мне нужно на работу.
Она.   Хорошо. Вот твои штаны. Их я тоже погладила.
Он.  Может, сходим куда-то?
Она.  Хорошо. Куда?
Он.  В зоопарк, например.
Она.   Я не была в зоопарке лет...
Он.  Сорок.
Она.   Что?
Он.  Лет сорок не была.
Она.   Пятьдесят.
Он.  Не может быть?
Она.  Я была бы очень рада, если бы это было не так.
Он.  Значит, вечером идём в зоопарк.
Она.   Я хочу ребенка!
Он.  Ты погладила мне... рубашку?
Она.  И штаны и галстук... Когда мы сможем поговорить об этом?
Он.  Я не готов... разговаривать об этом.
Она.   Когда будешь готов?
Он.  Завтра!
Она.  Вот твоя рубашка.


Режиссёр.  А! Какой гениальный текст!
Актёр.  Да! Грейт! Это громада! Это кулька!
             Экстрим-драма!  Особенно мне понравилось ...с рубашкой.
Режиссер.  А вы что скажете?
Актриса.   По-моему это...  Это самая сильная пьеса из всех, которые я ...
                читала ...  до сих пор.
Режиссёр.  Вот и черепец!
Актриса.  Как?
Режиссер. "Чудно" говорю. Первый контакт есть. Текст учить не надо!
                Он нам только мешать будет.
Актриса.  А как же...
Режиссер. Так же!
Актёр.  Извините, как вас по отчеству?
Актриса.  Граметовна.
Актёр.  Госпожа Граметовна, вы, видно, давно в театре не работали?
Актриса.  Лет пять...
Актёр.  Ого! Ну вот... пока вы сидели дома, театр, как бы, развивался...
             И в своем развитии он ушел...
Актриса.   Ушел?
Актёр.  Да! И, поверьте, очень далеко.
Режиссер.  Близко. К нам. От вас - далеко! И с каждым днём всё дальше…
Актриса. А может…
Режиссёр. Нет! Это безвозвратно. Вам надо навёрстывать! И в темпе бешеной кобылы. Иначе не догнать.
Актриса. Печально…
Режиссёр. Да. Очень! Итак, сегодня, в драматическом театре, текст это кандалы 
                на ногах...
Актриса.  Блохи?
Режиссер.  Кузне-чи-ка! Лёгкого и воздушного. Готового вспорхнуть и улететь, в 
                любой момент.
Актриса. В небеса?
Режиссёр. Куда-нибудь.
Актёр.  Драматический артист независим, от текста… Независим от зрителей, от
              реквизита, от декораций, не нуждается в репетициях, в  партнёре, в
              режиссёре...
Режиссер.  Тпр-р-р! Генрих, я тут! Вернись на землю. Достаточно.
                Актёр, пока ещё исполнитель чужой воли, слава Богу.
                Воли  режиссёра.
Актёр.  Это да! Прошу прощение – занесло.
Режиссёр. Поэтому... текст будет! Но другой.
Актриса.  Всё-таки будет... Как хорошо! Ну, хоть, похожий?
Режиссер. Не знаю. Не нам с вами решать.
Актриса.   А кому?
Режиссер. Он сам родится.
Актриса.   А если...
Актёр.  Родится! Поверьте моему опыту. Я с Маратом Мусуловичем уже не в первом драм-перформенсе работаю.
Режиссер. Если не родиться, значит... не родится.
Актриса.  А, поняла.
Режиссер. Завтра я проведу вам тренинг. Одежда должна быть свободная. Не должна стеснять движений. И психологически настройтесь на свободу. Познакомитесь поближе друг с другом,  поймаете одну волну…
Актёр.  Извините госпожа Граметовна, забыл ваше имя спросить...
Актриса.  Имя? Да... это не важно.
Режиссер. Ах, тыш куш... Ё-тра-ли -лё! Чувствуете вы время! Услышали голос нашего поколения. Это дар! Не у каждого он есть. Вы нам нравитесь! Приходите завтра. А текст, знаете, перед сном все-таки прочитайте. Разок. Может он где-то и пригодится!

                Картина 3


Режиссер. Встали! Посмотрели мне в глаза. Друг другу!
                Улыбнулись. Застеснялись. Изумились. Встревожились. Разозлились.
                Развеселились и... расхохотались.
                Присели. Говорите!
Актриса.  А что говорить?
Актёр.  Я, пожалуй, начну...
Режиссер.  Ок.
Актёр.  На избушку сел петух...
Актриса.  Ох...
Режиссер. Ах!
Актёр.  Ух!
Режиссер. Повторяйте громче. В слух!
Все вместе.  Ах-ох-ух-ох-ху-хух-х. Наш... забавненький петух!
                (Генрих и Режиссер смеются)

Режиссер. Мо-лод-цы! Цы-цы!

                Пауза.

Актриса.   А в чем смысл упражнения?
Режиссер. А в чем смысл вашего существования?
Актёр.  А? Граметовна?
Актриса.  У меня нет точного ответа...
Режиссер. И у нас - нет. Даже
                приблизительного! Но репетиция уже началась. Если вы
                Илона  Граметовна, позвольте мне так вас называть, ещё не заметили.

       
                Картина 4


Режиссер. Генрих подойди к шкафу! Сядь.
Актёр.  На шкаф?
Режиссер. А сам как думаешь?
       (Генрих подставляет стул и начинает взбираться на шкаф)
Режиссер. Говори оттуда текст!
Актёр.  Какой? Я его не учил.
Режиссер. Любой! Что-нибудь говори! Скороговорку знаешь?

Актёр.  На стене висит картина, в той картине Буратино!
             Носик вылез через щель ...
Режиссер. Ох, нагнал же ты метель! Слезай.
                Дверцу  шкафа закрой. Хотя нет... открой.
                Закрой-закрой, открой-открой…
                Вот и родился образ спектакля!
                Текст говори, двери - то открой, то закрой.
                Илоночка, снимай кофточку и иди слева - направо. Нет!
                Лучше слева шагни – вправо, а потом справа влево. И иди вперёд.
                Иди, иди, иди… Тормози! Резко, резко!!! Вот!
                И текст какой-нибудь говори.   
                Очень, очень... криотивненько получается.
Актриса.  А ничего, что я очень близко к зрителю? Тут и двух шагов не будет.
Режиссер.  Не понял.
Актриса.   Ну ведь я... в не очень хорошей форме...
Режиссер.  Ну?
Актриса.   Наверное, нужно пригасить свет?
                А то... не очень красиво... не эстетично как-то.
Режиссер.  А кто вам сказал, Анаида Граметовна, что это должно быть красиво?      
                Эстетично? Наоборот! Это должно быть отвратительно!
                Это должно отвращать людей! Понимаете? Если бы я хотел   
                соблазнять зрителя, я бы взял на эту роль красавицу, молодую,
                влюбленную в свое отражение с пелёнок...
Актриса.   Это ... ужасно. Ужасно то, что вы говорите!
Режиссер.  Да. Да-да! Да!!! Это ужасно! Вы должны испытывать стыд!
                Ужасный стыд... Снимайте нижнее бельё!
Актриса.    Простите?
Режиссер. Генрих снимите трусы.
                (Генрих молниеносно раздевается)
Режиссер.  Вот! Вот это я называю профессионализм! Он включился в задачу, 
                сразу понял зачем это нужно. И поэтому, выполнил незамедлительно   
                и без малейших сомнений. Кто был ваш мастер? Впрочем, не важно.
Актриса.   Марат Мусулович, я наверное... не подхожу.
Режиссер.  О-очень хорошо! Ещё раз это повторите! И... заплачьте!
                (С глаз у неё текут слезы)
                Так! Первая сцена готова. Закрепите! (Уходит)

Илона смотрит на Генриха. Генрих без всяких эмоций натягивает трусы. Потом подходит к шкафу и начинает бить дверцу шкафа произнося текст. Илона плачет, ее пальцы дрожат. Она испытывает смятение и жуткий стыд.

  Актриса.   Зачем я училась?
                Чему я училась?
                Ничего не умею...
                Бездарна, бездарна, бездарна!

 
                Картина 5


Режиссер. Направление вы поняли. Пятого - премьера.
                Я уезжаю ставить спектакль в  Свердловск. Вернусь четвёртого.
                Приеду -  подправлю. Генрих, ты опытный артист - не подведи меня.
                (Собирается уходить. Возвращается). Ах да! Это вам поможет.    
                Должна  быть атмосфера коммунальной зависимости, в крайней 
                безвыходности, при кажущейся простоте общения, очень близких,
                а по сути, не знакомых, скорее даже совершенно чужих, и неспособных
                на какое-либо взаимодействие, людей!
                Это и есть концепция спектакля. Второй, третий и
                какой хотите ещё, план.
                А самое главное, доску возьмите из реквизиторской!
Генрих. Какую доску, Марат Мусулович?
Режиссер.  Гладильную!
Актёр.  А! Я понял. Это вот же оно… Это то, что мы мучительно искали все наши      
             репетиции! Супер идея ! Доска!  Это же... Теперь мне все понятно!
             Ну, наконец-то! Наконец-то все стало на свои места!
Актриса.   Я должна гладить?
Режиссер. Пауза. Генрих! Объясни Илоне Граметовне,
                что она должна делать с доской.
Актёр.  Да-да… Конечно! Объясню.
Режиссер. (Cобирается уходить) Друзья, расслабьтесь! Зачем такие сложности?
                Просто... отпустите себя... и все придёт! (Уходит)
Актёр.  Он просто гений! Я знал только двух таких режиссеров.
Актриса.  У вас, до этого, много было режиссеров?
Актёр.  Это третий! Поверьте, он лучший! Иначе я бы с ним не работал. Плохим
             режиссёрам, в хороших театрах, ставить не дают!
Актриса.  Рассказывайте что нужно делать с доской.


               
                Картина 7


                Премьера.

Режиссер. Всем привет! Мы все ужасно волнуемся. Даже я! Вчера только 
                вернулся из  Свердловска, сначала думал...  Но потом понял ... «лучше
                дать всем  отдохнуть, перед премьерой»! Так что генерального прогона      
                у нас не было. Играем с ходу! Не каждый актер способен на такой
                подвиг. Тут нужно доверие режиссеру. А доверие у нас есть! Всё.
                Начинаем. Телефончики свои... подальше, и приятного, так сказать, 
                тренинга, для развития мозгов и души, через театр!
                (Уходя аплодирует в сторону актёров).

Лица людей в полутьме. В каждом лице есть признаки слабоумия, в той или иной степени. Видим их реакции. Слышен только текст, и звуки бьющихся предметов.

 - Ты погладила рубаху?
 - Да. Я хочу...
 - В зоопарк?
 - Нет. Ребенка!
 - Зачем тебе?
 - Чтобы ходить с ним в зоопарк.
 - Лучше погладь мне штаны.
 - Хорошо. Но мы, все же, поговорим о ребенке?
 - Конечно. Поговорим. Только сначала погладь мне штаны.
 - Я погладила тебе и штаны, и рубаху и галстук...
 - В зоопарк пускают и без детей.
 - Я хочу в зоопарк с ребенком!
 - Тогда сделаем быстро ребенка и пойдем в зоопарк.
 - Ладно... Ты серьезно?
 - В полне. Раздевайся. Стой.
 - Стою. Ты уходишь?
 - Да. Мне надо на работу!
 - А как же...
 - После. Не надо торопиться. Ты ещё такая молодая!

Стук дверцы шкафа, женское всхлипывание, звук воды в сливном бачке. Звук повторяется, затем усиливается.
И, наконец, плавно переходит в дождь.

               
                ЗТМ