Блеф
Пьеса.
« Хуже всего, когда делая примитивные фокусы,
фокусник искренне верит, что он великий иллюзионист».
Действующие лица:
1. Режиссёр
2. Актёр
3. Актриса
Картина 1
Режиссёр. Раздевайся!
Актриса. Разве мы с вами уже перешли на «ты»?
Режиссёр. Я перешёл.
Актриса. Быстро вы...
Режиссёр. Время такое. Быстрое. Очень быстрое. Я бы сказал - сумасшедшее!
Актриса. У меня другой ритм.
Режиссёр. Да. Это так! Вы другое поколение.
В вашем детстве и телефонов то не было.
Актриса. Не было...
Режиссёр. Раздевайтесь! Ну что вы медлите?
Я же не спать с вами собираюсь...
Актриса. Хорошо. Я попробую...
Режиссёр. Ну! Вы хотите получить эту роль, или нет?
Актриса. Хочу...
Режиссёр. Ну так давайте, давайте... может мне выйти?
Актриса. Не нужно. Я профессиональная актриса!
Я знаю своё дело. (Раздевается)
Режиссёр. Стыдно?
Актриса. Немного
Режиссёр. Почему?
Актриса. Я... в плохой форме.
Режиссёр. Что же вы, в молодости выглядели лучше?
Актриса. Без оскорблений, пожалуйста! Если я вам не подхожу - скажите прямо.
Режиссёр. Нет! Вы мне как раз о-очень подходите.
Актриса. Это шутка?
Режиссёр. Это ваш шанс. Шанс выйти на сцену хорошего театра.
Лучшего театра страны! Если...
Актриса. Что?
Режиссёр. Если вы будете делать то, что я вам буду говорить.
Актриса. Я буду... делать всё, что вы мне будете говорить. Это моя работа.
Режиссёр. Мне надо, чтобы вы не просто выполняли мои просьбы,
а делали это вдохновенно, с огромным энтузиазмом...
Актриса. Я постараюсь... угодить вам.
Режиссёр. Нет! Вот так не нужно. Терпеть не могу, когда мне пытаются угодить.
Делайте то, во что вы верите.
И... можете спорить со мной. Диалог необходим.
Актриса. Да-да, конечно, я понимаю. Только...
Режиссёр. Только что?
Актриса. Я перестала во что-либо верить. Даже в себя...
Режиссёр. Это как раз то, что нам нужно!
Завтра познакомитесь с партнёром.
(Актриса уходит)
Режиссёр. Да! (Смеётся) Нестандартон. Иррациональ.
Абсалюто-универсаль! Экстраординер…
Картина 2
Утро.
Режиссёр. Генрих, вот! Знакомься. Это твоя любовь!
Актёр. Ха-ха… Марат Мусулович, вы это серьезно?
Режиссёр. А что тебе не нравится?
Актёр. Ну, по пьесе они... ровесники.
Режиссёр. По пьесе ровесники, а по спектаклю она в возрасте твоей мамы.
Актёр. Как скажите. Я готов!
Режиссёр. Молодец! Люблю профессионалов. Читайте текст!
Она. Я хочу иметь детей.
Он. Ты погладила рубашку?
Она. Да. Она в шкафу.
Он. Я не хочу об этом говорить.
Она. Почему?
Он. Так. Мне нужно на работу.
Она. Хорошо. Вот твои штаны. Их я тоже погладила.
Он. Может, сходим куда-то?
Она. Хорошо. Куда?
Он. В зоопарк, например.
Она. Я не была в зоопарке лет...
Он. Сорок.
Она. Что?
Он. Лет сорок не была.
Она. Пятьдесят.
Он. Не может быть?
Она. Я была бы очень рада, если бы это было не так.
Он. Значит, вечером идём в зоопарк.
Она. Я хочу ребенка!
Он. Ты погладила мне... рубашку?
Она. И штаны и галстук... Когда мы сможем поговорить об этом?
Он. Я не готов... разговаривать об этом.
Она. Когда будешь готов?
Он. Завтра!
Она. Вот твоя рубашка.
Режиссёр. А! Какой гениальный текст!
Актёр. Да! Грейт! Это громада! Это кулька!
Экстрим-драма! Особенно мне понравилось ...с рубашкой.
Режиссер. А вы что скажете?
Актриса. По-моему это... Это самая сильная пьеса из всех, которые я ...
читала ... до сих пор.
Режиссёр. Вот и черепец!
Актриса. Как?
Режиссер. "Чудно" говорю. Первый контакт есть. Текст учить не надо!
Он нам только мешать будет.
Актриса. А как же...
Режиссер. Так же!
Актёр. Извините, как вас по отчеству?
Актриса. Граметовна.
Актёр. Госпожа Граметовна, вы, видно, давно в театре не работали?
Актриса. Лет пять...
Актёр. Ого! Ну вот... пока вы сидели дома, театр, как бы, развивался...
И в своем развитии он ушел...
Актриса. Ушел?
Актёр. Да! И, поверьте, очень далеко.
Режиссер. Близко. К нам. От вас - далеко! И с каждым днём всё дальше…
Актриса. А может…
Режиссёр. Нет! Это безвозвратно. Вам надо навёрстывать! И в темпе бешеной кобылы. Иначе не догнать.
Актриса. Печально…
Режиссёр. Да. Очень! Итак, сегодня, в драматическом театре, текст это кандалы
на ногах...
Актриса. Блохи?
Режиссер. Кузне-чи-ка! Лёгкого и воздушного. Готового вспорхнуть и улететь, в
любой момент.
Актриса. В небеса?
Режиссёр. Куда-нибудь.
Актёр. Драматический артист независим, от текста… Независим от зрителей, от
реквизита, от декораций, не нуждается в репетициях, в партнёре, в
режиссёре...
Режиссер. Тпр-р-р! Генрих, я тут! Вернись на землю. Достаточно.
Актёр, пока ещё исполнитель чужой воли, слава Богу.
Воли режиссёра.
Актёр. Это да! Прошу прощение – занесло.
Режиссёр. Поэтому... текст будет! Но другой.
Актриса. Всё-таки будет... Как хорошо! Ну, хоть, похожий?
Режиссер. Не знаю. Не нам с вами решать.
Актриса. А кому?
Режиссер. Он сам родится.
Актриса. А если...
Актёр. Родится! Поверьте моему опыту. Я с Маратом Мусуловичем уже не в первом драм-перформенсе работаю.
Режиссер. Если не родиться, значит... не родится.
Актриса. А, поняла.
Режиссер. Завтра я проведу вам тренинг. Одежда должна быть свободная. Не должна стеснять движений. И психологически настройтесь на свободу. Познакомитесь поближе друг с другом, поймаете одну волну…
Актёр. Извините госпожа Граметовна, забыл ваше имя спросить...
Актриса. Имя? Да... это не важно.
Режиссер. Ах, тыш куш... Ё-тра-ли -лё! Чувствуете вы время! Услышали голос нашего поколения. Это дар! Не у каждого он есть. Вы нам нравитесь! Приходите завтра. А текст, знаете, перед сном все-таки прочитайте. Разок. Может он где-то и пригодится!
Картина 3
Режиссер. Встали! Посмотрели мне в глаза. Друг другу!
Улыбнулись. Застеснялись. Изумились. Встревожились. Разозлились.
Развеселились и... расхохотались.
Присели. Говорите!
Актриса. А что говорить?
Актёр. Я, пожалуй, начну...
Режиссер. Ок.
Актёр. На избушку сел петух...
Актриса. Ох...
Режиссер. Ах!
Актёр. Ух!
Режиссер. Повторяйте громче. В слух!
Все вместе. Ах-ох-ух-ох-ху-хух-х. Наш... забавненький петух!
(Генрих и Режиссер смеются)
Режиссер. Мо-лод-цы! Цы-цы!
Пауза.
Актриса. А в чем смысл упражнения?
Режиссер. А в чем смысл вашего существования?
Актёр. А? Граметовна?
Актриса. У меня нет точного ответа...
Режиссер. И у нас - нет. Даже
приблизительного! Но репетиция уже началась. Если вы
Илона Граметовна, позвольте мне так вас называть, ещё не заметили.
Картина 4
Режиссер. Генрих подойди к шкафу! Сядь.
Актёр. На шкаф?
Режиссер. А сам как думаешь?
(Генрих подставляет стул и начинает взбираться на шкаф)
Режиссер. Говори оттуда текст!
Актёр. Какой? Я его не учил.
Режиссер. Любой! Что-нибудь говори! Скороговорку знаешь?
Актёр. На стене висит картина, в той картине Буратино!
Носик вылез через щель ...
Режиссер. Ох, нагнал же ты метель! Слезай.
Дверцу шкафа закрой. Хотя нет... открой.
Закрой-закрой, открой-открой…
Вот и родился образ спектакля!
Текст говори, двери - то открой, то закрой.
Илоночка, снимай кофточку и иди слева - направо. Нет!
Лучше слева шагни – вправо, а потом справа влево. И иди вперёд.
Иди, иди, иди… Тормози! Резко, резко!!! Вот!
И текст какой-нибудь говори.
Очень, очень... криотивненько получается.
Актриса. А ничего, что я очень близко к зрителю? Тут и двух шагов не будет.
Режиссер. Не понял.
Актриса. Ну ведь я... в не очень хорошей форме...
Режиссер. Ну?
Актриса. Наверное, нужно пригасить свет?
А то... не очень красиво... не эстетично как-то.
Режиссер. А кто вам сказал, Анаида Граметовна, что это должно быть красиво?
Эстетично? Наоборот! Это должно быть отвратительно!
Это должно отвращать людей! Понимаете? Если бы я хотел
соблазнять зрителя, я бы взял на эту роль красавицу, молодую,
влюбленную в свое отражение с пелёнок...
Актриса. Это ... ужасно. Ужасно то, что вы говорите!
Режиссер. Да. Да-да! Да!!! Это ужасно! Вы должны испытывать стыд!
Ужасный стыд... Снимайте нижнее бельё!
Актриса. Простите?
Режиссер. Генрих снимите трусы.
(Генрих молниеносно раздевается)
Режиссер. Вот! Вот это я называю профессионализм! Он включился в задачу,
сразу понял зачем это нужно. И поэтому, выполнил незамедлительно
и без малейших сомнений. Кто был ваш мастер? Впрочем, не важно.
Актриса. Марат Мусулович, я наверное... не подхожу.
Режиссер. О-очень хорошо! Ещё раз это повторите! И... заплачьте!
(С глаз у неё текут слезы)
Так! Первая сцена готова. Закрепите! (Уходит)
Илона смотрит на Генриха. Генрих без всяких эмоций натягивает трусы. Потом подходит к шкафу и начинает бить дверцу шкафа произнося текст. Илона плачет, ее пальцы дрожат. Она испытывает смятение и жуткий стыд.
Актриса. Зачем я училась?
Чему я училась?
Ничего не умею...
Бездарна, бездарна, бездарна!
Картина 5
Режиссер. Направление вы поняли. Пятого - премьера.
Я уезжаю ставить спектакль в Свердловск. Вернусь четвёртого.
Приеду - подправлю. Генрих, ты опытный артист - не подведи меня.
(Собирается уходить. Возвращается). Ах да! Это вам поможет.
Должна быть атмосфера коммунальной зависимости, в крайней
безвыходности, при кажущейся простоте общения, очень близких,
а по сути, не знакомых, скорее даже совершенно чужих, и неспособных
на какое-либо взаимодействие, людей!
Это и есть концепция спектакля. Второй, третий и
какой хотите ещё, план.
А самое главное, доску возьмите из реквизиторской!
Генрих. Какую доску, Марат Мусулович?
Режиссер. Гладильную!
Актёр. А! Я понял. Это вот же оно… Это то, что мы мучительно искали все наши
репетиции! Супер идея ! Доска! Это же... Теперь мне все понятно!
Ну, наконец-то! Наконец-то все стало на свои места!
Актриса. Я должна гладить?
Режиссер. Пауза. Генрих! Объясни Илоне Граметовне,
что она должна делать с доской.
Актёр. Да-да… Конечно! Объясню.
Режиссер. (Cобирается уходить) Друзья, расслабьтесь! Зачем такие сложности?
Просто... отпустите себя... и все придёт! (Уходит)
Актёр. Он просто гений! Я знал только двух таких режиссеров.
Актриса. У вас, до этого, много было режиссеров?
Актёр. Это третий! Поверьте, он лучший! Иначе я бы с ним не работал. Плохим
режиссёрам, в хороших театрах, ставить не дают!
Актриса. Рассказывайте что нужно делать с доской.
Картина 7
Премьера.
Режиссер. Всем привет! Мы все ужасно волнуемся. Даже я! Вчера только
вернулся из Свердловска, сначала думал... Но потом понял ... «лучше
дать всем отдохнуть, перед премьерой»! Так что генерального прогона
у нас не было. Играем с ходу! Не каждый актер способен на такой
подвиг. Тут нужно доверие режиссеру. А доверие у нас есть! Всё.
Начинаем. Телефончики свои... подальше, и приятного, так сказать,
тренинга, для развития мозгов и души, через театр!
(Уходя аплодирует в сторону актёров).
Лица людей в полутьме. В каждом лице есть признаки слабоумия, в той или иной степени. Видим их реакции. Слышен только текст, и звуки бьющихся предметов.
- Ты погладила рубаху?
- Да. Я хочу...
- В зоопарк?
- Нет. Ребенка!
- Зачем тебе?
- Чтобы ходить с ним в зоопарк.
- Лучше погладь мне штаны.
- Хорошо. Но мы, все же, поговорим о ребенке?
- Конечно. Поговорим. Только сначала погладь мне штаны.
- Я погладила тебе и штаны, и рубаху и галстук...
- В зоопарк пускают и без детей.
- Я хочу в зоопарк с ребенком!
- Тогда сделаем быстро ребенка и пойдем в зоопарк.
- Ладно... Ты серьезно?
- В полне. Раздевайся. Стой.
- Стою. Ты уходишь?
- Да. Мне надо на работу!
- А как же...
- После. Не надо торопиться. Ты ещё такая молодая!
Стук дверцы шкафа, женское всхлипывание, звук воды в сливном бачке. Звук повторяется, затем усиливается.
И, наконец, плавно переходит в дождь.
ЗТМ