Русь

Юрий Абрамицкий 1
          Знаешь ли ты, читатель, что означают слова - Русь, Россия?
          Прочитай, какие связи между словами установил
          писатель С. Романовсий
 
     Короткое, а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
     Учёные высказывали много соображений, что оно означает, но к единому мнению не пришли.
     Я считаю, что у слов "Русь", "Россия" много значений. Не мне одному представляется, что эти слова родственны словам "русло", "русалка", "роса", "росяница". Иными словами, Русь - это страна, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды.
     Однажды в северной деревне я узнал ещё об одном значении слова "русь". Моя хозяйка как-то внесла в избу горшок с красным цветком, приговаривая:
     - Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвёл!
     - На Русь? - ахнул я. - А что такое - русь?
     - Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая.
     Я слова вымолвить не могу.
     Русь - светлое место! Русь - страна света! Милая светоносная моя Русь, Родина моя!

                Из учебника "Русский язык" для 3-го класса. 2005 г.