О философии религии

Юлиан Смирнов
De philosophia religionis

               
Взирая на теологию с философской точки зрения, необходимо учитывать, что  есть (1) религиозная пропаганда, есть (2) философия, окрашенная в религиозные тона, а есть (3) философия религии. Это совсем не одно и то же, и эти духовные сферы надлежит между собой различать. Любая религия, или система религиозных верований, зиждется на догматике, кодифицированной в большей или меньшей степени, и опирается на догматические устои (пусть подчас и минимальные, минимизированные, «упрощённые»); и религии, начисто лишённой догматики, не существует. На это важно обратить внимание потому, что догматизм является, в сущности, порождением ментальной, интеллектуальной, рациональной сферы, и применительно к религии это означает, что в её духовных недрах, вне всякого сомнения, присутствует умозрительное. «Безумной» религии нет, и религия – не тотальный иррациональный хаос: в той или иной степени религия опирается на своё ментальное основание, – спиритуалистическое, претендующее на статус религии, по необходимости содержит в себе рациональное.  Философия религии начинается тогда, когда религия задаётся вопросом о самой себе, и задаётся им per mentem, intellectum («посредством ума, разума»). Религиозно-мистическое, спиритуалистическое не может не задаваться вопросом о самом себе, ибо религиозное сознание содержит в себе идею обособленного существования (1) сакрального и (2)  секулярного, профанного, и такое «обособленное существование», конечно же, должно происходить «по правилам ума». Религия не может не вопрошать о самой себе, и в этом – сконцентрированном в сфере ума – вопрошании  мы обнаруживаем первый шаг религии к философии религии. Таким образом, религия – это не только предпосылка, но и достаточное основание для философии религии.


               
*   *   *   *   *