Люди на бетонке. В авиации всё хорошо

Леонид Хандурин
   Был я молодым старшим лейтенантом и исполнял обязанности инженера вертолётной эскадрильи. У меня был единственный ближайший начальник, это — командир эскадрильи, майор Чекалин Александр Васильевич, которого за глаза, в эскадрилье называли «Чапай». То ли потому что фамилия его была на «ч», то ли из-за его поговорки:

    — … И вперёд на лихом коне!

   Отношения между нами не были натянутыми, но он часто меня пытался «додавить», как майор старлея, но я действовал строго по уставу и наставлению по инженерной службы. И всё-таки, однажды он меня проучил, как молодого и зелёного.

   Однажды, на одном из вертолётов при выруливании со стоянки повредили лопасть несущего винта. Бортовой техник плохо сложил чехлы и воздушным потоком от несущего винта, чехол оказался в воздухе и повредил обшивку лопасти. Командир эскадрильи бортового техника наказал, а мне приказал сделать всё, чтобы этого не повторилось. Мы сделали специальные закрытые стеллажи и чехлы больше потоком не сдувались. Но при разборе этого случая я произнёс такую фразу:

    — Хорошо, что не поднялся большой лопастной чехол, а то повреждения были бы значительно большими.

   Майор на меня долго смотрел, что-то хотел сказать, но в это время кто-то его отвлёк. Лопасть мы быстро отремонтировали и этот случай быстро забылся.

   Примерно через полгода, мы готовили два спецборта для работы на полигоне с бомбардировщиками Як-28Л. Один вертолёт улетел сразу, а второй должен был улетать по команде первого экипажа.

   При взлёте второго вертолёта одна лопасть вошла в режим колебаний типа «флаттер» и начала разрушаться. Экипаж с трудом посадил вертолёт, хотя посадка получилась очень жёсткой. Сразу же на месте аварии, я не сдержался и сказал майору Чекалину:

   -- Хорошо, что не парой взлетали, могли и столкнуться.

    И тут майор вскипел:

    — Инженер, хватит про это «хорошо». Что тут хорошего?

   Но через несколько минут подобрел и спросил:

   -- А ты знаешь байку про то, как в авиации стало всё «хорошо»?  — И не дожидаясь ответа, сказал:

   -- Тогда, слушай!

   И вот, что он мне рассказал. Ещё на заре авиации на примитивных самолётах- «этажерках» во время праздников катали пассажиров-любителей.  Во время одного такого празднования самолёт разбился  и пассажир погиб. Комиссия решила, что хорошо хотя бы лётчик остался жив. Так в акте и записали.

   В 30-е годы ХХ века два истребителя полетели на имитацию воздушного боя. Во время учебного боя самолёты столкнулись и один истребитель свалился в штопор, разбился и лётчик погиб. Лётчик второго истребителя с управлением не справился и покинул самолёт с парашютом. Комиссия решила, что хорошо, хотя бы один лётчик спасся, но записывать это в акт не стали.

   И уже в 50-е годы, в эру реактивной авиации во время полётов, группа механиков во время ночных полётов лежали и отдыхали в траве. На них случайно наехал топливозаправщик и несколько человек получили травмы, несовместимые с жизнью. Комиссия разобралась и также решила: хорошо, что не все погибли.

   С тех далёких времён произошли сотни и сотни подобных и других трагических случаев, но эта фраза-паразит преследовала всех в авиации.

    — Так и получалось — в авиации при любых раскладах, всё хорошо. Даже — когда не всё хорошо и когда всё нехорошо. Вот поэтому, бросай ты это своё «хорошо» - посоветовал Александр Васильевич.

   С того времени я не употребляю вообще это выражение относительно авиации. Даже, если всё действительно хорошо.

       Продолжение смотреть здесь: http://proza.ru/2020/06/30/1965