Автопортрет Дюрера

Анна Александровна Пономарева
Альбрехт Дюрер - самый близкий и родной мне по духу художник. Его автопортрет 1500 г. занимает в моем сердце особое место.

Помню, когда первый раз я увидела эту картину, она просто впечаталась в мое сознание. Тогда я была еще ребенком и просто не знала, почему она так заворожила меня.

Оказалось, картина революционна по своей сути. Это совершенно новый взгляд на человека для искусства средневековья. Изображение лица на светском портрете, выполненное анфас, то есть обращенное прямо к смотрящему, считалось абсолютно недопустимым. Так изображали только святых и новозаветного Иисуса.

Дюрер дерзок необыкновенно. Он, говоря словами Набокова, совершает прорыв в новое по качеству измерение - ренессанс, возрождение античного духа. Он не просто пишет себя анфас, он еще и добавляет себе черты Христа. Но какого Христа. Христа в халате с меховой оторочкой и неимоверно красиво уложенными волосами. Христос-сибарит. Неимоверно дерзок, но невероятно притягателен!

До сих пор эта картина волнует меня. Не покидает ощущение, что мы сопричастны друг другу. Не я смотрю на картину, а картина смотрит на меня. Человек XVI века смотрит на человека XXI века. Всматривается и говорит: будь красив и дерзок также, как и я!